Искать что?
Искать где?
Искать везде
При выделении нескольких категорий объектов, удерживайте Ctrl
Искать как?
Быстрый поиск
Помощь в поиске
Мы в социальных сетях:
RSS

Вариант онлайн прогулки №2 (прогулочный).

От гостиницы пешком доходим до площади  Арбатских ворот. Это недалеко. Следуя по Новому Арбату, уже на подходе к площади, обратите внимание  на Церковь Симеона  Столпника, она будет по левую руку от Вас.

Спустя, примерно, 5-7 минут, Вы выйдете к площади Арбатских ворот. На противоположную сторону мы переходить не будем, осмотрим достопримечательности площади издалека.

Многоэтажное фундаментальное здание - Генеральный штаб Вооруженных сил РФ.

Рядом с ним расположено ничем с первого взгляда непримечательное здание кинотеатра «Художественный». Тем не менее, на него стоит обратить внимание, т.к. это старейший  из ныне действующих кинотеатров  России, он был открыт в 1909-м году.

Справа от него красное одноэтажное здание, это вестибюль станции метро «Арбатская», а еще правее  – Храм Бориса и Глеба. 

Направо от площади уходит Гоголевский бульвар, начинающийся памятником Гоголю. К нему мы подойдем чуть позже, пока посмотрим издалека. 

Пока же мы поворачиваем направо и оказываемся у здания ресторана «Прага». Помимо того, что он является одним из  популярнейших  ресторанов Москвы, здание ресторана представляет собой памятник архитектуры XIX века. А еще с ним связан следующий интересный факт: в советские годы ресторан был переименован в столовую «Моссельпрома» и именно в ней происходит эпизод романа «12 стульев», когда Киса Воробьянинов кутит на деньги, предназначенные для выкупа стульев на аукционе. Чем это закончилось, все то читал роман, прекрасно помнят, денег не хватило и стулья ушли с аукциона поодиночке. 

Обогнув «Прагу», мы оказываемся на одной из известнейших улиц Москвы, Старом Арбате. Оговоримся, что «старый Арбат» - название обиходное, в противопоставление улице Новый Арбат, на деле же улица называется просто Арбат. 

Арбат является пешеходной зоной, машины здесь не ездят, поэтому можно гулять, не оглядываясь по сторонам. Помимо достопримечательностей, на Арбате - несметное количество различных сувенирных магазинов. Цены, конечно же, завышены, где-нибудь в другом месте то же самое можно купить значительно дешевле, но если время у Вас ограничено, а сувениры родственникам и коллегам привезти обязательно надо, то можно закупиться и здесь. Также на Арбате в любое время суток работают уличные художники, они за несколько минут могут нарисовать либо Ваш портрет или портрет кого-то из Ваших близких по фотографии. Это тоже может быть хорошим сувениром, привезенным из Москвы.

Переходим к осмотру достопримечательностей.  Первая часть Арбата, безусловно, красива, практически все здания являются памятниками архитектуры (особенно стоит обратить внимание на дома 9, 11, 25), но долго задерживаться около них не стоит (если только Вы не знаток архитектуры или профессиональный архитектор), поэтому просто полюбуемся ими  и проследуем далее.

Ресторан «Генацвале» по правую руку от нас мало чем уступает «Праге» в гастрономическом плане, к тому же очень красиво оформлен и органично вписывается в общий рисунок Старого Арбата. Вход выполнен в виде перевернутой винной бочки, рядом скульптурные фигуры, фонтан, на втором этаже – резной балкон. Одним словом, хоть и не памятник архитектуры, но выглядит очень достойно. 

Идем дальше. Здесь начинаются основные достопримечательности Арбата.

По правую руку от Вас (дом № 26) – театр Вахтангова, один из популярнейших театров столицы. О посещении спектакля в театре, само собой, не может быть и речи, поскольку время у нас ограничено.

Рядом со зданием театра установлен позолоченный памятник-фонтан «принцесса Турандот». Пьеса с таким названием ставилась в театре Вахтангова под руководством самого выдающегося режиссера одной из первых и имела огромный успех среди московской публики. Этим и объясняется выбор сюжета для фонтана.

На другой стороне Арбата напротив здания театра расположено здание Дома актеров. Здесь проходят творческие вечера, дискуссии на театральные темы, на сцене Дома актера ставятся спектакли молодых режиссеров, которые еще не доросли до выступления в Театре Вахтангова. 

Сами здания Дома актера и театра Вахтангова также являются памятниками архитектуры XIX века.

У здания дома №28 от Арбата уходит влево Кривоарбатский переулок. Здесь находится знаменитая Стена Цоя – стихийно созданный мемориал известному  рок-исполнителю. Популярность группы «Кино» в 80-е годы была настолько велика, что даже люди далекие от рок-культуры, не могли не слышать о Викторе Цое и его трагической смерти на пике славы. Ничем до этого не приметная стена, идущая вдоль Кривоарбатского переулка, после лета 90-го года стала заполняться рисунками и надписями, посвященными Цою. Городские власти предпочли не бороться с подобным веянием времени, и вскоре стена превратилась, не в памятник архитектуры, конечно, но в довольно известный и популярный арт-объект. Здесь регулярно собирались поклонники рок-музыки, играли на гитарах, общались.  За прошедшие годы, количество рокеров у стены Цоя значительно поубавилось, однако, они по-прежнему здесь присутствуют. Многие из них выглядят довольно эпатажно, но, не смотря на свой внешний вид, в подавляющем большинстве своем они безобидны, к прохожим не пристают и вообще, ведут себя вполне интеллигентно.

Вернувшись от стены Цоя на Арбат, следуем далее. На четной стороне мы увидим еще один ансамбль красивых жилых домов (28, 30 и 32), которые также являются памятниками архитектуры ХIX века. 

Следуя далее, смотрим не на дома, а поверх крыш. Пройдя пару десятков метра, увидим по правую от себя руку купола церкви. По ближайшему переулку сворачиваем направо.Это Спасопесковский переулок, он приведет нас к Храму Спаса Преображенского на Песках, памятнику архитектуры XIIX века.


А рядом с ним расположен небольшой сквер, центром которого является невысокий (примерно в человеческий рост) памятник Пушкину. В отличие от других памятников поэту (памятника на Тверской улице или памятника на самом Арбате, до которого мы сейчас дойдем) это памятник почему-то малоизвестен. Возможно из-за того, что находится в переулке, а не на крупной улице или площади.  И даже те туристы, кто приезжают на Арбат, не редко проходят мимо. Вы же, благодаря нашей подсказке, мимо не пройдете.

Возвращаемся обратно на Арбат. Следующая, интересующая нас достопримечательность, это памятник поэту Булату Окуджаве. Он находится на нечетной стороне улицы. У дома №43. Место выбрано не случайно, именно в этом доме жил Окуджава. На самом доме можно увидеть памятную доску, повествующую об этом.

Идем далее, вскоре на этой же стороне улицы, видим двухэтажное здание голубого цвета. Это музей-квартира А.С. Пушкина. Прожил поэт здесь недолго, всего 4 месяца с февраля по май 1831 года, поэтому, на первый взгляд может показаться странным, почему именно этот особняк был выбран для открытия в нем музея.

На самом деле ответ прост: в 1831-м году А.С. Пушкин заключил брак с Натальей Гончаровой. А поскольку, в то время проживал в Санкт-Петербурге, а Гончарова была москвичкой, то Пушкин, приехав в Москву, специально арендовал на несколько месяцев целый дом на Арбате, куда, после венчания и привез молодую жену.

В память об этом напротив здания музея установлен памятник, на котором Пушкин изображен не один, как на большинстве памятников, а с Натальей Гончаровой.

Арбат подходит к концу и выходит на пересечение с Садовым кольцом. На их пересечении расположены еще два известных здания: многоэтажное здание с остроконечным куполом – здание Министерства иностранных дел. Это одна из знаменитых высоток, построенных в послевоенные годы, и именуемые «сталинскими высотками».

Всего сталинских высоток в Москве семь: здание МГУ на Воробьевых горах, гостиницы Украина и Ленинградская, высотки на площади Красных ворот, Котельнической набережной и Кудринской площади. 

На четной стороне Арбата, напротив здания МИДа, расположено небольшое одноэтажное здание, в котором сейчас работает Макдоналдс. Казалось бы, ничего необычного, но обратить внимание на него стоит по двум причинам: во-первых, это памятник архитектуры XIIX века, а во-вторых, если мы подойдем ближе, то увидим необычную табличку на фасаде. Она гласит: «Ресторан торгует только за рубли». Кому-то, особенно молодому поколению, это может показаться странным: «а как может быть иначе». Те же, кто хорошо помнят «лихие 90-е» вспомнят, что в те годы, когда большинство законов не работали, а рубль с каждым днем падал по отношению к доллару, во многих магазинах, и тем более, в ресторанах, валюту принимали наравне с рублями. А в некоторых, наоборот, рубли не принимали вообще. Так что этот Макдоналдс и памятная табличка на нем, открывшийся в 1992-м году, может служить своеобразным памятником «эпохи перемен».

Прогулка по Арбату займет у Вас не более часа, так что в Вашем распоряжении еще, как минимум, половина запланированного времени. Если Вы решили перекусить, то перечислим те места на Арбате, где это можно сделать:

В зависимости от бюджета, которым Вы располагаете, и от времени, которое Вы готовы потратить, можно выбрать заведения на любой вкус. Быстро и недорого можно перекусить в первую очередь, все в том же Макдоналдсе, о котором мы только что упоминали.

А в самом начале Арбата (дом №8) расположен еще один ресторан быстрого питания – «Му-Му». Цены здесь также невысокие, однако меню принципиально иное.Здесь кормят блюдами настоящей русской кухни: супы, вторые блюда, соки и компоты, пирожки и т.п. 

Для ценителей восточной кухни на Арбате (дом№25) работает ресторан японской кухни «Евразия».

Если же Вы хотите поужинать с шиком, чтобы поездка в Москву запомнилось не только прогулкой по местным достопримечательностям, но и походом в популярный столичный ресторан, то можете посетить уже упоминавшиеся «Генацвале» или «Прагу».  Ужин в одном из этих заведений точно запомнится надолго. Но тогда будьте готовы, что прогулка по Москве на этом закончится, больше Вы уже никуда не успеете.

Если же Вы не хотите тратить время на еду, а осмотреть что-то еще кроме Арбата, то наш маршрут будет следующим. Быстрым шагом возвращаемся обратно к Арбатской площади (поскольку все достопримечательности мы уже посмотрели, то дорога займет у нас от силы 5-10 минут).

На Арбатской площади поворачиваем вправо, туда, где высится памятник Гоголю.  Идем вдоль Арбатской площади до конца и лишь у самого памятника переходим по наземному пешеходному переходу к самому памятнику. 

История этого памятника неоднозначна.  Он установлен в 1952-м году известным скульптором Николаем Томским.  Однако памятник писателю появился здесь значительно раньше, в 1909-м году, в год столетнего юбилея Гоголя. Эта была другая скульптура, работы Николая Андреева.

Она простояла здесь 43 года и была убрана, по некоторым данным по личному приказу Сталина. Причина довольно прозаична и в какой-то степени символична для советской эпохи: дело в том, что на первоначальной скульптуре, работы Андреева, Гоголь изображен уже не молодым человеком, погруженным в невеселые мысли. И позой и лицом он выражает некое разочарование в жизни. Советской же власти были нужны совсем другие герои: поэтому памятник был убран с бульвара и на его месте появился новый: на нем Гоголь молод, подтянут и уверенно смотрит в будущее.

К счастью, старый памятник было решено не уничтожать, а лишь перенести в другое место. Он находится неподалеку, на Никитском бульваре, но не на видном месте, а в неприметном дворике дома №7. Позже в этом здании откроется Дом-музей Гоголя, и это место также станет довольно посещаемых, в 50-х же годах это был обычный жилой дом.  Если у нас хватит времени, то до Никитского бульвара мы тоже дойдем, сейчас же двинемся по Гоголевскому бульвару, удаляясь от Арбатской площади.

Пройдя около ста метров, мы увидим памятник еще одному выдающемуся писателю, Михаилу Шолохову. Памятник стоит осмотреть внимательно, т.к. он представляет собой целую скульптурную композицию с определенным сюжетом. Шолохов запечатлен, плывущим на лодке по Дону, а за его спиной – табун лошадей. Он олицетворяет русский народ. Часть лошадей плывет в одну сторону, часть – в другую. Они символизируют красное и белое движение в годы гражданской войны, когда люди одной стороны воевали друг против друга.

А рядом с фигурой писателя – маленький жеребенок, который изображен растерявшимся, он не знает за кем же плыть ему. Как известно, Шолохов, изначально с энтузиазмом воспринявший революцию, ближе к смерти, если не разочаровался в ней, то, по крайней мере, был погружен в глубокие сомнения. Именно поэтому для памятника писателю был выбран именно такой сюжет.

По Гоголевскому бульвару мы выйдем на площадь Пречистенских ворот. По левую руку мы видим памятник Фридриху Энгельсу, а прямо перед нами возвышается один из главных храмов Москвы – Храм Христа Спасителя.

Можно, перейти площадь, подойти к самому храму и осмотреть его со всех сторон, но это займет слишком много времени, а оно у нас уже заканчивается.

К тому же, и от Гоголевского бульвара вид на Храм впечатляет. Единственное, чего мы не увидим, это памятник Александру II, расположенный в сквере у Храма.

Возвращаемся обратно к Арбатским воротам, проходим мимо поворотов на Арбат и на Новый Арбат и идем по Бульварному кольцу в противоположную сторону той, откуда мы только что пришли. Это Никитский бульвар.

Один из ближайших домов по нечетной стороне, тот самый дом №7, о котором мы упоминали. Свернем во двор, и здесь увидим тот самый памятник Гоголю работы А. Никитина.  Скульптура действительно менее позитивна, чем та, что стоит на Гоголевском бульваре, но с точки зрения архитектуры ничуть не уступает скульптуре работы Томского. Отдельно стоит уделить внимание постаменту. Он украшен барельефами, которые изображают героев произведений Гоголя.

На этом нашу прогулку стоит закончить, так как в обозначенное время мы уже никуда не успеем. 

Вы можете отмечать объекты, где были () и будете (), кликнув по серой иконке и отменять отмеченное, кликнув по цветной иконке.