Искать что?
Искать где?
Искать везде
При выделении нескольких категорий объектов, удерживайте Ctrl
Искать как?
Быстрый поиск
Помощь в поиске
Мы в социальных сетях:
RSS

В Федеральных архивах открылась выставка

В Федеральных архивах открылась самая популярная выставка в истории выставочного зала – «Императрица Мария Федоровна. Жизнь и судьба».
Есть такой забавный анекдот времен антиалкогольной кампании: «Народ протрезвел, волнуется, спрашивает – куда царя-батюшку девали». Смех смехом, но словосочетание «из дворца» и поныне действует на нашего человека деморализующе, как звуки флейты на полосатого слона. Спросите любого музейщика, и он с охотой поведает вам, что ничто так не обеспечивает вал посетителей, как экспозиции «из жизни августейших персон».

Так или иначе, но вчера на Пироговке, в Выставочном зале федеральных архивов, творилось что-то невообразимое. На открытии историко-художественной выставки «Императрица Мария Федоровна. Жизнь и судьба» хвост из желающих попасть внутрь торчал из двери наружу. В переполненное фойе, где происходило открытие, не втиснулось примерно столько же народу, сколько обычно и приходит на открытие архивных выставок.

Спору нет: народ потихоньку пронюхивает про качество архивных выставок, и популярность этой площадки растет от экспозиции к экспозиции. Но дело, думается, не только в этом, как и не объясняется этот ажиотаж только шумихой, связанной с перезахоронением праха бывшей российской императрицы.

Просто архивисты очень удачно выбрали общую концепцию выставки, которую хорошо сформулировал руководитель Федерального архивного агентства Владимир Козлов: «Выставка позволит увидеть подробности домашней, частной жизни императорской семьи конца XIX – начала XX веков. Императрица Мария Федоровна, как это было принято в семье Романовых, не являлась публичным политиком в современном понимании этого слова».

И в самом деле, выставка получилось именно что семейной – это, пожалуй, наиболее точное слово.

Просто рассказ о жизни тех трех поколений одной семьи с простой русской фамилией, которые пережила наша героиня. И все заботы, которые предстают перед нами, как правило, тривиальные, обыденные, знакомые всем. То, что обычно отгораживалось, как несущественное, могучей дланью всемирной истории.

Сначала – мысли о замужестве юной 17-летней девушки из многодетной семьи, которая вслед за сестрами даже не влюбилась, а, скорее, выдумала себе любовь: «О, как благодарна я господу за его милость ко мне; я молюсь теперь только о том, чтобы он ниспослал мне силы и дал возможность сделать его, возлюбленного Никсу, таким счастливым, каким я желаю ему быть от всего сердца, и стать достойной его». Фотография влюбленных – наследник русского престола цесаревич Николай Александрович и датская принцесса Дагмар.

Неожиданным ударом – скоропостижная смерть жениха от туберкулеза, и тут же, без траурной паузы, поспешное до неприличия сватовство его младшего брата Саши. Вот он на снимке – еще стройный, пока не лысый, без знаменитой бороды. Столь же поспешный брак, уже без прежней любви, приезд в Россию, переход в православие и медленное притирание друг к другу. Все экспонаты до подчеркнутости семейные – эскизы обустройства комнат, фотографии родных, безделушки, стоящие где-нибудь на комоде. Внешняя жизнь если и прорывается, то только тогда, когда непосредственно отзывается на семье – так, русско-турецкая война возникает в экспозиции, лишь когда Александр II отправил нового наследника в действующую армию и молодые впервые надолго расстались.

А так – все как у людей.

Вот молодая мама вместе с ангельским созданием в платьишке и с белокурыми локонами, и только подпись под фотографией позволяет узнать в прелестной малышке будущего императора Николая II. Вот он уже подросший, в матроске, с уже узнаваемыми чертами лица, независимо примостился сбоку от папы с мамой, колени которых оккупировали «мелкие» – братец Гриша и сестра Ксюша.

Смерть свекра проходит почти незамеченной, мельком обозначенной, опять-таки в «семейном» преломлении – фотографией взорванной столовой и гравюрой по рисунку Н. Н. Карамзина с длинным названием: «Первый выезд Государя Императора Александра III и Государыни Императрицы Марии Федоровны из Зимнего дворца, по кончине в Бозе почившего Императора Александра II в 4 часа пополудни 1 марта 1881 г.».

Новый император крупнейшей империи на планете устроителей выставки занимает мало, им интереснее муж и отец. А у того все нормально, дети растут – вон они, красавцы, на снимке конца 80-х: «Великие князья Михаил, Георгий и Николай с сестрой Ксенией» – не хватает только младшей, Ольги. Тут в матросках уже младшие сыновья, а Коленька фактически взрослый, щеголяет погонами на новенькой военной форме.

Так и тянется неспешно перед посетителями эта жизнь.

Жизнь, легкой которую не назовет и самый черствый человек. Нашей героине пришлось похоронить мужа, оставшись в семье за старшую: в представленном опросном листе всероссийской переписи населения гражданка Российской империи Мария Федоровна Романова, родной язык датский, вероисповедания православного, вдова, так и отметит свой статус – «глава семьи». Вскоре переживет смерть среднего сына, Георгия, умершего в 27 лет.

Жизнь не сахар, и плохим отношениям свекрови с невесткой, бывшей принцессой Алисой, а ныне императрицей Александрой Федоровной, внимания уделяется куда больше, чем той же первой русской революции. Но зато семья растет, уже внуки радуют, да и вообще, родственников становится все больше. Фотографии со сборищ «двоюродных» особенно впечатляют. Маму нашей героини, королеву Луизу, не зря называли «тещей всей Европы»: детей она пристроила очень удачно – ее потомство правило Россией и Англией, Грецией и Данией…

И чем больше людей на снимках, чем уверенней становятся каракули подрастающих внучек («Милая бабушка благодарствую за игрушки крепко целую Мария»), тем чаще вспоминается, что однажды семья кончится, род прервется, а бабушке предстоит пережить почти всех. Что будут развороченные после штурма Зимнего дворца ее приемная и гардеробная, дом купца Ипатьева в Екатеринбурге и гостиница «Королевские номера» в Перми, которых она (как и посетители выставки), по счастью, не увидит. Отъезд из России, где она прожила 51 год, жизнь за границей, дочь Ольга, выскочившая за ротмистра Куликовского и подрабатывающая иллюстрированием детских книг (одна из них, «Три белых медведя» Отто Шрая, представлена на выставке), и многое-многое другое.

Долгая-долгая жизнь – от фотографии «Королева Дании Луиза с дочерьми Дагмар и Александрой» до номера эмигрантской газеты «Русь» за вторник, 16 октября, 1928 года. Заголовки статей: «Горький выехал в Италию», «Франко-сербские соглашения», «Объедание кредитов СССР», «Полет цеппелина», «РКП – партия сумасшедших».

Вверху в центре – «Кончина императрицы Марии Федоровны».

«Императрица Мария Федоровна. Жизнь и судьба». Выставочный зал федеральных архивов (Б. Пироговская, д. 17, м. «Фрунзенская»), до 5 ноября.

Источник: smi.ru
Поделиться ссылкой:
Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарии, Вы можете войти на сайт, в том числе через Ваши социальные сети.

Нет комментариев к данной странице

Вы можете отмечать объекты, где были () и будете (), кликнув по серой иконке и отменять отмеченное, кликнув по цветной иконке.