Искать что?
Искать где?
Искать везде
При выделении нескольких категорий объектов, удерживайте Ctrl
Искать как?
Быстрый поиск
Помощь в поиске
Мы в социальных сетях:
RSS

Смиритель бурь, разумный самодержец...так о нем писал Пушкин

27 марта 1462 года на Руси стал править один из самых замечательных в истории государственных деятелей, князь Иван III, прозванный современниками Великим.

Князь Иван родился в Москве в 1440 году. Это было неспокойное время, время междусобиц. На радость Орде и Литве имеющие один язык и одну веру суздальцы воевали с новгородцами, а тверичи с  рязанцами.

Молодому князю предстояло стать собирателем земель русских. За время своего правления, а как указывает летописец, «государь всея Русии быв на государьстве великом княженьи… лет 43 и 7 месяць, а всех лет живота его 65 и 9 месяц» Иван сделал Российское государство единым и независимым и втрое увеличил его территорию. Удивительно, что в Москве до сих пор нет ни одного памятника этому великому человеку. За исключением, разумеется, построенной его сыном колокольни Ивана Великого. Но речь-то о памятнике скульптурном.





Как известно в настоящий момент в России широко отмечается 400 летие династии Романовых. Подробнее мы писали об этом здесь. Но эти роскошные празднества диссонируют  с другой,  скромной и  негромогласной, но не менее важной датой. В прошлом году исполнилось 550 со дня восшествия на престол Ивана III. Несмотря на то, что он фактически является основателем государства, именно он сделал Москву столицей, освободил страну от ордынского ига, составил свод законов "Судебник", выстроил каменный Кремль, первым использовал символ двуглавого орла в качестве государственной печати, мы помним о нем довольно мало.




Почему при Романовых величайшие государственные достижения Ивана Третьего замалчивались, хорошо знают историки, ведь в отличии от их родословной, в родословной Ивана Васильевича сомневаться не приходится, его великими дедами были Дмитрий Донской и Витовт Литовский. Изображения первого русского царя  нет на даже на скульптуре-  колоколе в Великом Новгороде в честь тысячелетия Руси 862 - 1862. Но, ведь должны же потомки наши  знать хотя бы то, что, спасая Москву от очередного пожара, Иван Великий приказал ничего не строить у Кремля ближе, чем на 200 шагов. В результате получилась площадь. Да такой красивой она получилась, что  прозвали ее люди Красной.


Похоронен великий князь  в Архангельском соборе Московского Кремля. В настоящее время ведутся разговоры об увековечивании памяти Ивана Васильевича. Например, есть предложение открыть ему памятник в Зарядье.

Тем более, что в Зарядье стоит  церковь Зачатия Анны праведной,  первое упоминание о которой относится как раз ко временам Ивана Великого - 1493 г. В храме есть придел св. Мины, а на день памяти этого святого -  24 ноября по новому стилю в 1480 году пришлось знаменитое бегство хана Ахмата от реки Угры и падение на Руси ордынского ига. С этой точки зрения, конечно, мемориал Ивану III Великому, политическому творцу победы на Угре, смотрелся бы рядом с Зачатьевской церковью очень  уместно. 


Стояние на Угре


Московский скульптор Виктора Воробьев задумал поставить  оригинальный памятник князю Ивану III своей работы на Лубянке. Установка этого монумента многое объяснило бы в непростой русской истории. Например, композиция, изображающая приезд в Москву будущей жены великого князя Софьи Палеолог. Брак с племянницей последнего византийского императора Константина XI придал Русскому государству новый геополитический статус. С тех пор Русь рассматривалась как преемница Византии.


Еще три фигуры в европейских одеждах — итальянские мастера — строители Кремля. Каждый держит в руках макет “своей” постройки. Аристотель Фиораванти, например, — Успенский собор. Новгородский колокол символизирует присоединение Новгорода, горняки — серебряные разработки и добычу первого серебра на Руси, конный всадник, трубящий в рожок, — появление первой общероссийской почты, Афанасий Никитин — путешественника, совершившего “хождение за три моря”.




Воинская история эпохи Ивана III в скульптурном изложении Виктора Воробьева — это три конных витязя — участники стояния на Угре, архиепископ Ростовский Вассиан Рыло, с иконой в руках благословляющий воинов, и еще одна троица конников —воюющих на западных рубежах страны. Особняком стоит  фигурка с Судебником в руках. Это дьяк Федор Курицын — вольнодумец, дипломат, а также  первый русский разведчик. Он  занимался тайнописью и создавал собственные шифры. По замыслу скульптора, Курицын должен стоять лицом к известному зданию на Лубянке. Подчеркивая, так сказать, преемственность.


Но все эти персонажи лишь обрамление для самого памятника. Он стоит на постаменте, составленном из разных элементов кремлевской архитектуры и украшенном гербами городов и княжеств, вошедших в состав русского государства при Иване. Сам князь сидит на иноходце. 




В планах скульптора — отливка модели конной статуи за собственный счет, а так же борьба за признание памятника властями.  В комиссию Мосгордумы по монументальному искусству предложение о возведении монумента Ивану III  уже поступило.

К годовщине восшествия князя на престол в Патриаршем дворце открывается выставка  «Великий князь и Государь Всея Руси Иван Третий», на которой можно узнать много интересного о его личности и о русском Средневековье в целом.



Ekaterina
Поделиться ссылкой:
Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарии, Вы можете войти на сайт, в том числе через Ваши социальные сети.

Нет комментариев к данной странице

Вы можете отмечать объекты, где были () и будете (), кликнув по серой иконке и отменять отмеченное, кликнув по цветной иконке.