Искать что?
Искать где?
Искать везде
При выделении нескольких категорий объектов, удерживайте Ctrl
Искать как?
Быстрый поиск
Помощь в поиске
Мы в социальных сетях:
RSS

Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения Валерия Чкалова

2 февраля исполняется 110 лет со дня рождения легендарного летчика-испытателя Валерия Павловича Чкалова.

 

 

Валера Чкалов "заболел" авиацией и небом в тот самый день, когда в пятнадцатилетнем возрасте впервые увидел самолет. В 1919 году, добровольно вступив в Красную армию, Чкалов получил направление на работу слесарем-сборщиком самолётов в 4-й Канавинский авиационный парк в Нижнем Новгороде. Первые шаги на пути осуществления мечты были сделаны, а далее последовала учеба в Егорьевской авиашколе, Борисоглебской школе военных лётчиков, Московской школе высшего пилотажа. По окончании Серпуховской школы бомбометания в 1924 году, В. Чкалову присвоили квалификацию лётчика-истребителя и направили для прохождения службы в Ленинград. 

 

В Ленинградской Краснознаменной авиаэскадрилье им. П.Н. Нестерова, Чкалов зарекомендовал себя как бесстрашный, подчас дерзкий и рискованный человек. За его неуставные полеты, где Чкалов показывал фигуры высшего пилотажа, он не раз получал дисциплинарные взыскания и отстранялся от полетов. Но как лучшего летчика Ленинградской авиаэскадрильи, именно Чкалова направили в Москву для участия в параде в честь 10-й годовщины Октябрьской революции. После блестящего выступления в Москве виртуозного пилота назначили командиром звена в Брянске. Здесь, выполняя полет на малой высоте, Чкалов повредил самолёт. Затем последовал суд, арест  и увольнение из армии. Но известность Чкалова уже была велика, и год лишения свободы по ходатайству свыше заменили условным сроком.             

 

Опыт и мастерство Валерия Чкалова были нужны и востребованы, и в 1930 году его восстановили в воинском звании и приняли лётчиком-испытателем в Научно-исследовательский институт ВВС РККА. Здесь Чкалов совершил более 800 вылетов по программе испытательных полетов на 30 типах самолетов.

 

С 1933 года В.П. Чкалов работал летчиком-испытателем Московского авиационного завода им. Менжинского, где поднимал в небо лучшие самолеты-истребители 30-х годов. Грамотный пилот, человек, болеющий за дело, Чкалов постоянно старался добиться повышения летных качеств самолетов, и его деятельность была оценена по заслугам. В 1935 году Валерий Чкалов вместе с авиаконструктором Н.Н. Поликарповым за создание лучших самолетов-истребителей были награждены орденами Ленина.

 

На самолете, который испытывал Чкалов - И-16КБ, состоялся и его первый длительный перелёт от Москвы до Камчатки.

 

20-22 июля 1936 года экипаж в составе В.П. Чкалова, Г.Ф. Байдукова и А.В. Белякова совершил беспосадочный перелет по маршруту Москва - Петропавловск - Камчатский - о.Удд (ныне о.Чкалова), пролетев 9375 км за 56 ч. 20 мин. За героизм и мужество, проявленные в полете, весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина.

 

А в июне следующего года экипаж в том же составе совершил беспосадочный перелёт через Северный полюс в США. Перелет, который удивил и привел в восторг весь мир, длился 63 часа 16 минут. За это время самолет АНТ-25 в сложных метеоусловиях (отсутствие видимости, обледенение и т. д.), преодолел 8504 км. Вылетев из Москвы 18 июня, летчики благополучно приземлились 20 июня в Ванкувере, побив собственный рекорд беспосадочного полета. За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени. 

 

За удачным перелетом последовала мировая слава и любовь советского народа, избрание Валерия Чкалова депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР и личное предложение от И.В. Сталина занять должность Наркома НКВД.

 

Чкалов дипломатически отказался, объяснив свое нежелание возглавить наркомат, незавершенностью работы, и продолжил заниматься испытанием самолетов.

 

Трагедия произошла при проведении первого испытательного полёта нового истребителя И-180. 15 декабря 1938 года на Центральном аэродроме Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов погиб в результате неисправного технического состояния экспериментального самолета, а говоря проще, самолет был просто недоработан.

 

В тот роковой день после нескольких кругов над аэродромом на разных режимах, летчик, заходя на посадку, понял, что машина не дотянет до взлетно-посадочной полосы. Борясь всеми силами за самолет, Чкалов все же залетел на территорию аэродрома, но при посадке машина зацепилась за провода и столб. От удара Чкалова выбросило на землю, а полученные травмы не оставили никакой надежды... После падения Чкалов жил еще два часа. Говорят, что последними его словами были: "В случившемся прошу никого не винить, виноват я сам". По результатам проверки летчик сделал все возможное, чтобы отвести самолет от жилых строений. 

 

До сих пор идут споры о причинах его гибели. Вызывает недоумение то, почему летчику, разрешили вылететь на самолете, в котором оказалось 48 различных дефектов, и кому это было надо? Среди предположений – версия, что к трагедии привел отказ Чкалова возглавить НКВД. В то время не принять предложение самого Сталина, мог только очень мужественный человек. Высказывалась еще одна версия, что убить Чкалова могли по прямому указанию Н. И. Ежова - народного комиссара внутренних дел СССР, в день гибели пилота отстраненного от занимаемой должности. Возможно, к трагедии привела халатность персонала авиазавода и желание отрапортовать к концу года об успешно испытанном первом отечественном самолете с водяным охлаждением И-180 его создателем Поликарповым, а, возможно, и вера в свою удачу и везение самого аса авиации, которому на момент гибели было всего лишь 34 года…

 

В Парке авиаторов, неподалеку от  Ходынского поля, вблизи падения самолета Валерия Чкалова, в память о нем и 108 летчиках, погибших на Ходынском и поле, установлен мемориальный камень.

 

В бытность Валерия Чкалова на Ходынском поле находился Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе (ранее имени Л. Д. Троцкого). Это был первый московский аэродром, открытый еще в 1910 году. Первоначально здесь производились лишь разовые взлеты, но начиная с 1922 года, стали выполняться постоянные перелеты в Берлин, а с 1923 – регулярные пассажирские рейсы внутри страны. В связи с увеличением транспортного потока, в 1931 году было открыто первое в СССР здание аэровокзала, а в 1938 году к аэропорту можно уже было добраться на метро. Новая станция получила название "Аэропорт". Поблизости от аэродрома располагались опытно-конструкторские бюро и авиационные заводы. На аэродроме испытывались самолеты ведущих конструкторов страны. С вводом в эксплуатацию новых аэродромов, количество регулярных рейсов уменьшалось, и с конца 1940-х годов аэродром стал использоваться в основном для испытания новых самолетов. В 2003 году аэродром был закрыт. В 2008 году неподалеку от Ходынского поля открылся Парк авиаторов, в котором кроме мемориального камня погибшим летчикам  установлены два бюста - авиаконструктору А.С. Яковлеву и ученому в области авиастроения Н.С. Строеву.

 

На доме № 14-16 по улице Земляной Вал, где в 102-й квартире проживал Чкалов, установлена мемориальная доска с надписью: "В этом доме жил великий лётчик нашего времени, Герой Советского Союза Валерий Павлович Чкалов". А сама улица с 1938 по 1994 годы носила его имя.

 

Именем Валерия Чкалова названа одна из станций метро – "Чкаловская". Оформление станции посвящено авиации и самому летчику. В одном из вестибюлей станции установлен бюст Чкалова работы скульптора П. Гусева, лестницы, ведущие к платформе, украшены барельефами, изображающими героические перелеты пилота.

 

Похоронен Валерий Чкалов на Красной площади. Урна с прахом героя покоится в Кремлевской стене

Поделиться ссылкой:
Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарии, Вы можете войти на сайт, в том числе через Ваши социальные сети.

Нет комментариев к данной странице

Вы можете отмечать объекты, где были () и будете (), кликнув по серой иконке и отменять отмеченное, кликнув по цветной иконке.