Искать что?
Искать где?
Искать везде
При выделении нескольких категорий объектов, удерживайте Ctrl
Искать как?
Быстрый поиск
Помощь в поиске
Мы в социальных сетях:
RSS

Путешествие по карте Москвы

В седьмом классе гимназии г. Острова Псковской обл. состоялся классный час, посвященный истории Москвы.

Классный час «Путешествие по карте Москвы»
Посвящается Дню народного единства
(составлено и проведено Г.П. Ивановой)

Участники: классный руководитель, учащиеся 7 класса, гости: родители семиклассников, ученики из параллельного 7 класса и ученица 9 класса Полатайко Ирина.
     Цели: 1) содействовать учащимся в развитии индивидуальных познавательных интересов, исследовательских умений, самостоятельности, творчества;
     2) содействовать формированию  патриотических чувств;
     3) способствовать развитию у учащихся «командного духа» и «чувства локтя», вдохновлять детей на развитие коммуникабельности и умения работать в группе;
  4) способствовать развитию умений и навыков саморефлексивной и самооценочной деятельности.
Подготовительная работа.
     1) Предварительная работа коллектива. Обсуждаются и утверждаются тема и задачи классного часа, намечаются исходные направляющие действия, принимается решение о поведении КТД в форме подготовки и защиты проектов, которые готовятся микрогруппами. Составляется перечень возможных тем проектов.
     2) Коллективное планирование. Сначала  в микрогруппах обсуждаются темы предложенных проектов, выбирается тема для микрогруппы, а также обсуждаются различные варианты подготовки и защиты проекта.
Темы выбрали следующие: 1. Основание Москвы. Московский Кремль 2. История праздника «День народного единства» 3. Битва за Москву.
 Затем на общем сборе сопоставляются выдвинутые представителями микроколлективов темы, обосновывается выбор, ставятся  дополнительные задачи, определяется дата  проведения КТД  (срок подготовки – 3 недели).
    3) Коллективная подготовка КТД. В миккрогруппах проходит планирование действий по подготовке мини-проектов «по секрету»  от других участников, выбор ролей, обсуждается содержание материала по теме и форма защиты проекта. Группы готовят свои мини-проекты. Классный руководитель и совет командиров осуществляют координирующую функцию. Классный руководитель готовит  свой сюрприз.
     Оформление, оборудование и инвентарь:
      а) написанные на доске тема классного часа и темы мини-проектов;
      б) готовятся столы и стулья для микрогрупп и отдельно – для гостей;
      в) компьютер и проектор;
      г) магнитофон и аудиокассета с песней о Москве
    д) атрибуты, нужные для защиты своих мини-проектов, готовят также микрогруппы,
      е) классный руководитель готовит сюрприз: приносит музыкальную игрушку – московский сувенир и  вместе с ученицей 9 класса готовит диск для сопровождения ее выступления.
     Ход проведения.
Семиклассники и гости под звуки музыки рассаживаются по местам.
 Классный руководитель
Москва – великая столица нашей Родины, один из величайших городов мира,  гордость и слава нашего народа. Москва возглавила Отечественную войну  нашего народа против немецких захватчиков. С освобождением  Москвы воинами народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов связано введение в закон с2005 года празднование в России Дня народного единства. Родине, Москве, народному единству посвящаются наши проекты.
Предлагаю вашему вниманию дорогую для меня игрушку. Демонстрируется музыкальная игрушка – московский сувенир, выполненная по мотивам архитектуры Покровского собора в Москве (собора Василия Блаженного). Эта игрушка – мой сюрприз вам, рассказ об истории этой           игрушки прозвучит в конце классного часа.  А сначала – ваши проекты.
     Мини-проект – 1 «Основание Москвы. Московский Кремль»
Первая микрогруппа через проектор предлагает вниманию зрителей схему Московского Кремля. Поочередно выступают 5 учащихся.
   1. Существует три предания о возникновении Москвы (кратко пересказываются эти предания). Первое упоминание в летописи о Москве связано с Юрием Долгоруким и относится к 1147 году (через проектор демонстрируется изображение памятника Юрию Долгорукому в Москве, XX век, Тверская площадь). Московская крепость сначала была деревянной. Самые значительные перестройки Москвы, а с ней и Кремля состоялись в XV веке. Кремль был украшен храмами и великокняжескими палатами, построены каменные храмы: Успенский, Благовещенский, Архангельский, церковь Ризоположения, дворец Ивана III с грановитой палатой (демонстрируются изображения).
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!                       (Ф. Н. Глинка «Москва»)
Над памятниками в основном трудились итальянские зодчие. Возводились башни Кремля (вновь демонстрируется схема Кремля). Всего в Кремле 22 башни: 21 наружная и одна внутренняя. В 1516 году был вырыт ров шириной в 34 метра, в этом году Москва и Кремль стали белокаменными. После XV – XVI  веков Кремль почти не изменился. Были введены лишь мелкие коррективы и дополнения.
   2. Все, кто посещает  Москву, обязательно приходят на Красную площадь (демонстрируется изображение). Площадь возникла, как утверждают летописцы, в конце XV века, когда Иван III повелел снести деревянные постройки вокруг Кремля, постоянно угрожавшие ему пожаром, и отвести это место под торговлю. Так появилось первое название площади Торг. В XVI веке она стала именоваться Троицкой – по церкви Святой Троицы, на месте которой впоследствии был воздвигнут собор Василия Блаженного. Документы XVII века свидетельствуют, что в те времена площадь называлась Пожар. Красной площадь стала официально называться лишь в XIX веке, хотя под этим названием упоминалась в документах уже в XVII веке.
Многое повидала за пять столетий главная площадь столицы. Здесь объявлялись царские указы, звучали крамольные речи, обсуждались государственные дела, рубились  головы, свершались крестные ходы. В 1612 году Красная площадь колокольным звоном встречала войска Минина и Пожарского, а два века спустя – полки Кутузова, изгнавшего Наполеона из Москвы. Много замечательных стихов и песен сложено о Москве.
Ты, как мученик, горела
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!
И под пеплом ты лежала
Полоненною,
И из пепла ты восстала
Неизменною!..                          (Ф.Н. Глинка «Москва»)
Помнит площадь суровый военный парад 1941 года и победный парад 1945 года, когда к святым стенам Кремля были брошены знамена фашистских армий.
Трое учеников рассказывают о своих впечатлениях от поездки в Москву, показывают фотоснимки.
    3. …Особое впечатление произвел на меня Успенский собор. Он отличается изысканной простотой в оформлении фасадов, необычайной цельностью объема. Собор возведен в 1475 – 1479  годах по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти по образцу Успенского собора XII века в старинном русском городе Владимире. Это подчеркивает преемственность Москвы по отношению к одному из древних центров русской земли. Долгое время Успенский собор Московского Кремля оставался главным храмом Руси, в нем венчали на царство престолонаследников, оглашали государственные акты, на церковных соборах избирались митрополиты и патриархи, совершали другие торжественные церемонии…

    4. …Царь-пушка привлекает внимание  в первую очередь мальчишек, я видел, как около нее фотографировались мальчишки. У меня тоже есть снимок, на котором я запечатлен рядом с Царь-пушкой (показывается снимок). Царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым, –  старинное, крупнейшее в мире орудие. Она была создана в 1586 году в Москве, на Пушечном дворе, во время правления сына Ивана Грозного Федора Ивановича. Длина этого огромного орудия 5 метров 34 сантиметра, вес – 39312 килограммов.
Название Царь-пушки связывают с изображением царя Федора Ивановича, однако более достоверно, что название происходит от значительной величины орудия. Царь-пушке не пришлось участвовать в боевых действиях, из нее не было сделано ни одного выстрела. Однако она отливалась как боевое орудие, и, по мнению исследователей, предназначалась для обороны Московского Кремля, для чего ее установили в Китай-городе для защиты главных кремлевских ворот и переправы через Москву-реку. В течение более чем четырехсотлетнего существования Царь-пушка не раз меняла свое место. Сейчас она стоит напротив Арсенала. В XIX веке для Царь-пушки отлиты чугунные лафеты, великолепно украшенные литыми орнаментами. У подножия  положены четыре чугунных декоративных ядра, каждое весом  1000 килограммов.
    5. … Знаменитый Царь-колокол – это уникальный памятник русского художественного литья XVIII века. Его вес – более 200 тонн, высота – 6 метров 14 сантиметров, диаметр – 6 метров 60 сантиметров. Он был отлит в 1735 году, на весь процесс отливки потребовалось всего 1 час 12 минут, а подготовка длилась 5 лет. Удивительно красива форма Царь-колокола, а чеканные украшения на нем поражают своим богатством и разнообразием. Центральное место в декоре занимают изображения императрицы Анны Ивановны, по велению которой был отлит колокол, и царя Алексея Михайловича, напоминающее о том, что новый колокол был перелит из более древнего, отлитого еще в XVII веке во время его правления. Царь-колокол установлен на белокаменном постаменте у подножия колокольни Ивана Великого в Кремле.
Классный руководитель
Спасибо всем, кто готовил первый мини-проект. Уважаемые слушатели и зрители! Кому из вас удалось побывать в Москве? Какие памятники Московского Кремля больше всего запомнились вам? Как вы понимаете смысл слов «Москва белокаменная», «Москва золотоглавая»?
(ответы семиклассников)
   Мини-проект – 2  «История праздника «День народного единства»
Вторая микрогруппа  приготовила  слайды.
   Слайд 1. 4 ноября с 2005 года отмечается как государственный праздник «День народного единства». Этот день в 1612 году стал решающим в освобождении Москвы от польско-литовских интервентов.
(Устная информация. Начало ХVII  века –  время русской смуты. Москвой правят польские католики. Многие на Руси понимали: приближается национальная катастрофа. Надо было что-то делать. И в октябре 1611 года купеческий староста Кузьма Минин начал в Нижнем Новгороде сбор денег для ополчения.)
  Слайд 2. Предводители ополчения – Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский.
(Устная информация. Кузьма Минин был  человеком из народа, родом из промыслового городка Балахны, что неподалеку от Нижнего Новгорода, торговал мясом и рыбой. Уважали его нижегородцы за ум, мудрость праведность, выбрали земским старостой.
Род Пожарских был древен и славен ратными подвигами. Предки князя владели княжеством на Клязьме, но, деля княжество между наследниками, обеднели, что не могло сказаться на судьбе Дмитрия Михайловича.)
(демонстрируется изображение Памятника гражданину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому, 1818 год, скульптор Иван Петрович Мартос, Красная площадь)
   Слайд 3. Многотруден был путь Воеводы Пожарского и верного его помощника Минина к стенам Московского Кремля.
(Устная информация. Все было на этом пути. И острая нужда в средства, и несговорчивость, порой тайное или явное противостояние возможных союзников. Сколько друзей-ополченцев полегло на полях сражений, сколько осталось увечными!
Но, проявив чудеса долготерпения и решимости, бесстрашия и здравой рассудочности, деловой хватки и воинского мастерства, незаурядные организаторские таланты, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский добились, казалось бы,  невозможного.)
   Слайд 4. 4 ноября 1612 года воины народного ополчения штурмом взяли Китай-город, освободили Москву.
(Устная информация. Бывшие противники в гражданской войне, «тушинцы» и «москвичи», объединились, чтобы изгнать польских интервентов. Воины народного ополчения продемонстрировали образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.)
  Слайд 5. 4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери.
(Устная информация. Кузьма Минин и  Дмитрий Пожарский свято верили, что отстоять православную веру им помогла через свою чудотворную Казанскую икону сама Божья Матерь. Поэтому в этот день, 4 ноября, в дальнейшем установилось церковное почитание этого образа.)
Слайд 6. «День народного единства» - возвращение к старой традиции.
(Устная информация. Еще в 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери (22 октября по старому стилю) был объявлен государственным праздником. 8 мая по старому стилю вспоминали Кузьму Минина, которого еще Петр I назвал «спасителем Отечества». После революции 1917 года традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась. Так что, можно сказать, «День народного единства» совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.) 
Классный руководитель
Спасибо членам второй микрогруппы. Ребята! Что нового вы узнали, познакомившись с проектом второй группы? Какие размышления возникали у вас при демонстрации слайдов?
(ответы учащихся)
    Мини-проект 3 «Битва за Москву»
Третья микрогруппа приготовила выставку  рисунков и плакатов на тему «Защитим Москву!». При выступлении учащихся также используется проектор.
   1.Москва сыграла большую роль в Великой Отечественной войне. В начале октября 1941 года линия фронта неумолимо приближалась к Москве. Москва становилась прифронтовым городом.
Подошла война к Подмосковью
Ночь в накале зарев долга.
Будто русской жертвенной кровью
До земли намокли снега.
По дорогам гремят тачанки,
Эскадроны проходят вскачь,
Приготовились к бою танки
Возле стен подмосковных дач. (Алексей Сурков «Подошла война к Подмосковью…»)
(демонстрируется изображение Памятника героям битвы за Москву, Перемиловская высота в Подмосковье)
Немецко-фашистское командование приступило  к осуществлению так называемой операции «Тайфун» с целью захвата Москвы. Гитлеровцы имели численное превосходство в силах и вооружении. Несмотря на героическое сопротивление советских войск, противник приблизился почти вплотную к Москве.
Москва под ударом, и малым и старым
Тревога и гнев всколыхнули сердца.
Лишь весть пролетела –  Москва под ударом,
Двойною броней одевая сердца.                 (Николай Асеев «Москва под ударом…»)
    2. Московский Совет принял самые срочные меры к перестройке предприятий местной промышленности и городского хозяйства на производство боеприпасов и вооружения. На время пришлось отказаться от ремонта городского транспорта и производства предметов потребления. Зато производство автоматов, минометов, гранат, мин и снарядов  было налажено даже на посудных и галантерейных фабриках. Игрушечные фабрики стали производить бутылки с горючей смесью.
Тысячи москвичей, главным образом женщин, не приспособленных к тяжелым саперным работам, покинув свои уютные квартиры, копали противотанковые рвы, траншеи, устанавливали надолбы, сооружали заграждения, таскали мешки с песком.
Шли женщины, и на плечах – лопаты:
окопы рыть под городом Москвой.
Страна смотрела на меня с плаката,
Седая с непокрытой головой.        (Евгений Храмов «Родина»)
    3. В начале ноября в Германском генеральном штабе, в штабах групп армий проходило обсуждение вопроса, что делать дальше. Существовало только два пути: переходить к обороне до весны будущего года или продолжить наступление. Гитлер руководствовался соображениями не столько стратегического, сколько политического характера. Переход к обороне на подступах к городу, до которого оставалось несколько десятков километров, по мнению Гитлера, означал бы признание провала «молниеносной Московской войны», подрыв политического престижа Германии, что грозило большими внутригосударственными и внешнеполитическими осложнениями. Гитлер считал, что немецкие войска должны любой ценой взять Москву.
Вначале гитлеровцы намеревались затопить Москву вместе со всем населением, в дальнейшем план фашистов заключался в том, чтобы превратить Москву в руины, обрушив на нее тысячи тонн артиллерийских снарядов и авиационных бомб. При этом любая форма капитуляции окруженных войск и населения отвергалась.
    4. Но к началу декабря наступление немцев под Москвой было приостановлено. Надежды врага захватить  нашу столицу не сбылись. Советские воины, проявляя мужество и героизм, дрались за каждую пядь земли. Среди красноармейцев появился лозунг «один против танка», и фашистская машина уничтожения рушилась под ударами наших гранат.
Держась, как за личное счастье,
за каждую пядь земли,
мы под Москвой встали насмерть,
в грунт промерзлый вросли!
Земля от взрывов дрожала,
 горела берестой броня.
Солнце – в дыму пожара –
чадило, как головня…                      (Павел Железнов «На подступах к Москве»)
 Измотав и обессилев врага, советские войска перешли в контрнаступление и, разгромив группу армий Центр, вынудили немцев перейти к обороне.
     5.Победа под Москвой имела огромное стратегическое и политическое значение. Фронт был отодвинут на запад на 100 – 250 километров. Битва под Москвой оказала большое влияние на изменение обстановки на других фронтах Великой Отечественной войны и на весь ход второй мировой войны.
В ознаменование великой победы под Москвой  Президиум Верховного Совета СССР Указом от 8 мая 1965 года  присвоил городу Москве почетное звание «Город-герой». У стен Кремля покоятся останки Неизвестного солдата, погибшего при защите столицы. На его могильной плите начертаны слова:
«Имя твое неизвестно,
Подвиг твой бессмертен». 
  (Через проектор демонстрируется изображение с Вечным огнем Славы на могиле Неизвестного солдата).
     6.Вечный огонь Славы героям, павшим при защите столицы, никогда не угаснет. Он будет всегда напоминать о мужестве и массовом героизме нашего народа, беззаветно защищавшего свою Родину.
Далее ученик рассказывает о своих впечатлениях  от поездки в Москву.
…Мы выражаем глубокую благодарность всем участникам битвы под Москвой, оставшимся в живых. Мы склоняем головы перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к сердцу нашей Родины. Мы все в неоплатном долгу перед ними! Прошу почтить память погибших минутой молчания (минута молчания).
Классный руководитель
 Мы благодарим участников проекта «Битва за Москву» за столь эмоциональное, прочувствованное выступление. А что чувствовали вы, уважаемые ребята, слушая о битве под Москвой? (ответы учащихся)
Учитывая свои склонности, вы, ребята, из предложенных тем выбрали те, которые сегодня нам  представили.  Эти темы связаны с историей Москвы и России. Интересно было услышать  ваши впечатления от поездки в Москву.  Скажите,  какая основная цель поездки в Москву была у большинства наших одноклассников? (ответы учащихся). Да, многие ездят в столицу, чтобы ближе познакомиться с ее культурой. А вот у гостя нашего классного часа, ученицы 9 класса Полатайко Ирины, главная цель поездок в Москву была другой. Рассказ Ирины –  мой сюрприз вам. Этот замечательный сувенир (показывается музыкальная игрушка, о которой шла речь в начале классного часа) она привезла из Москвы два года назад.
   Выступление ученицы 9 класса Полатайко Ирины.
В своем выступлении Ирина рассказала, что ее увлечение – научно-исследовательская деятельность, которой она  занимается уже третий год. Полатайко Ирина – участник районных и областных научно-практических конференций и выставок. Ее исследовательские проекты высоко оценены жюри. Уже в 7 классе Ирина участвовала во Всероссийской научно-практической конференции «Шаг в будущее, ЮНИОР». Вот тогда, два года назад, и был привезен московский музыкальный сувенир – Собор Василия Блаженного. Российская научно-социальная программа для молодежи и школьников «Шаг в будущее» учреждена  Московским государственным техническим университетом имени Н.Е. Баумана в 1992 году. Этот университет является одним из главных организаторов конференций, выставок, соревнований. В его помещениях и проводятся научные молодежные выставки и конференции. В многочисленных зданиях университета можно заблудиться.
Далее Ирина рассказывает об  университете им. Баумана и своих впечатлениях от двух поездок в Москву. Выступление сопровождается показом снимков через проектор (аплодисменты Ирине).
Подведение итогов.
Классный руководитель
Теперь обсудим успехи и недостатки в деятельности по реализации проектов. Помним: больше говорить о хорошем!  Чье выступление понравилось больше всех? Чем оно вас тронуло? (единодушно называется выступление гостя – Полатайко Ирины; девятиклассница, действительно, имея опыт публичных выступлений, рассказывала очень интересно) Кому из своих ребят скажем особое «спасибо»? (единодушно отмечается проект второй микрогруппы, он произвел впечатление на ребят качественным техническим исполнением) Что было наиболее  трудным при подготовке? Что можно было бы сделать лучше? Ваши пожелания на будущее?
Завершая классный час, классный руководитель благодарит всех ребят за большую и творческую работу по подготовке и реализации проектов и выражает удовлетворение тем, что в стороне не остался ни один ученик, каждый выбрал себе дело по душе.
Под звуки песни о Москве все расходятся.

Литература
1. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. Т. 2 / Под ред. Е.З. Воробьева, С.В. Смирнова, Н.К. Старшинова. М., 1987.
2. Москвин-Тарханов М. Конец смуты// Аргументы и факты. 2005. №44
3. www.intomoscow.ru
4. http://www.hronograph.narod.ru/
5. http://www.rusk.ru/
6. http://www.esperanto2.narod.ru/

Поделиться ссылкой:
Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарии, Вы можете войти на сайт, в том числе через Ваши социальные сети.

Нет комментариев к данной странице

Вы можете отмечать объекты, где были () и будете (), кликнув по серой иконке и отменять отмеченное, кликнув по цветной иконке.