Искать что?
Искать где?
Искать везде
При выделении нескольких категорий объектов, удерживайте Ctrl
Искать как?
Быстрый поиск
Помощь в поиске
Мы в социальных сетях:
RSS

Прогулка по Замоскворечью. Часть 1.

Сегодня мы отправимся в район Замоскворечья, знаменитый своими храмами и другими историческими зданиями.

Мы начинаем нашу прогулку от станции метро Третьяковская.

 

 

 

  

У этой станции выход в город один. Поднявшись на улицу из подземного перехода, мы увидим перед собой здание кафе Макдональдс.

 

 

 

 

 

Поворачиваем налево и остановимся ненадолго, чтобы оглядеться.


Сейчас мы с Вами находимся в районе Замоскворечье, ранее называемом просто Заречье, потому что эта местность находится за Москвой-рекой. Город разрастался за счет присоединения так называемых московских слобод. В этой местности сначала селились ремесленники, а затем уже купцы среднего достатка, среднее духовенство. Именно они то и определяли здешнюю атмосферу, которую великий писатель Островский, уроженец Замоскворечья описывал, как необыкновенное особое  измерение. Как провинцию в центре Москвы.


Чуть правее мы увидим небольшое здание дома притча Церкви Божией Матери Всех скорбящих Радость. Cама церковь находится неподалеку, до нее мы сегодня также обязательно дойдем.

 

 

 

 

 

Этот район не так сильно пострадал в разрушительные эпохи. Тут почти все храмы сохранились, собственно-то они и представляют лицо Замоскворечья. Потому что купцы считали честью для себя участвовать в финансировании строительства храмов и церквей. В то время было принято строить храмы в каждой слободе. И чем богаче была слобода, тем краше были церкви и храмы, возводимые в этих поселениях. Облик Замоскворечья совершенно немыслим без облика храмов. Некоторые из них мы с Вами сегодня рассмотрим, но обращаем Ваше внимание на то, что это будет происходить не с религиозной точки зрения, а с точки зрения бесценных жемчужин архитектуры и тех святынь, которые в этих церквях хранятся.


Сразу перед нами - трехэтажное светло-зеленое здание с белыми полуколоннами, это усадьба Давыда Ивановича Хлудова (1822—1886), купца, который был известен как покровитель храмов и монастырей, которым он посвятил всю свою жизнь и пожертвовал несколько миллионов рублей.

 

 

 

 


Этот дом был передан в 1871 г. Московскому епархиальному ведомству. В этом доме сначала располагалось Московское епархиальное училище иконописи и ремёсел; с 1885 г. в нем находилось Мариинское женское епархиальное училище. Сейчас это выявленный объект культурного наследия.


А мы с Вами поворачиваем налево и пойдем по улице Большая Ордынка.

 

 

 

 

 

Здесь проходила дорога в Золотую Орду, известная с XIV века. В этой местности располагалась Ордынская слобода. В ней жили ордынцы. Так называли людей, занимавшихся перевозками и доставкой собранной дани в Орду, также здесь селились русские пленники, выкупленные из Орды. Эта слобода была довольно большой, о чем свидетельствует наличие нескольких храмов в этой местности.


Большая Ордынка - одна из центральных и древнейших улиц нашей столицы. Трудно сказать, какая другая московская улица пережила столько исторических событий! Ордынка помнит топот коня крымского хана Девлет-Гирея  в XVI веке, звуки скрещенного оружия ополченцев и интервентов в Польско-литовской войне в XVII веке, пекло наполеоновского пожара XIX века и обстрел Кремля в 1917 году.


Мы с Вами пойдем по левой стороне улицы. Проходим красивое двухэтажное  розовое здание. Это Государственное музыкальное училище (колледж) эстрадно-джазового искусства.

 

 

 

 

 

Вскоре мы увидим Храм Святителя Николая Мирликийского в Пыжах. На месте нынешнего храма, еще в XVI веке стоял деревянный храм, построенный, вероятно, одновременно с учреждением тут стрелецкой слободы. В царствование Алексея Михайловича  располагавшийся тут стрелецкий полк Философова был отправлен на служение в Киев, и во второй половине XVII века их сменили стрельцы полка Богдана Пыжова, от имени которого, впоследствии, произошли названия сначала местности (Пыжи), а затем и этого храма, а также располагаемого поблизости переулка, по которому мы пойдем далее, но сначала полюбуемся красавцем храмом.

 

 

 

 

 

Общая композиция этого белоснежного храма характерна для посадских церквей того времени. Храм Николая в Пыжах образец архитектурного стиля русское узорочье.

 

А мы с Вами отправимся дальше по Пыжевскому переулку.

 

 

 

 

 

Когда-то здесь располагались стрелецкие избы. Теперь же он застроен, в основном, современными зданиями. Их занимают различные научные  учреждения: дом № 3 - Институт физики атмосферы им. А. М. Обухова; Дом №5 - НИИ Цветметобработка; дом №7 - Почвенный институт им. В. В. Докучаева РАСХН; Геологический институт РАН. Интерес, с точки зрения архитектуры, представляет разве что последнее здание, на козырьке которого расположены два одинаковых барельефа: земной шар насквозь проткнут киркой - орудием геологов.

 

 

 

 

 

В конце переулка мы с Вами повернем направо на Старомонетный переулок. Название произошло от располагаемого на этом  месте одного из московских Монетных дворов,  до перенесения единого Монетного двора в Санкт-Петербург во времена правления Петра I в начале XIIX века.


Переулок проходит от Кадашевской набережной, параллельно улице Большая Полянка, и выходит на Большую Полянку у дома № 33. По левой стороне мы видим двухэтажное желтое здание в стиле ампир. Это городская усадьба Чижовых, памятник постройки 1831—1838 гг.

 

 

 

 

 

Мы с Вами идем по местности, ранее бывшей Толмачевской слободой. Толмачами называли  переводчиков.


Далее проходим еще несколько метров и сворачиваем направо на Большой Толмачевский переулок. Доходим до пересечения с Малым Толмачевским переулком и видим замечательный Храм Святителя Николая в Толмачах.

 

 

 

 

 

Храм построен в архитектурном стиле классицизм. Этому стилю характерны четкие строгие формы, колонны на фасадах зданий. Особенно красива колокольня храма, венчаемая купольной ротондой.

 

 

 

 

 

Сегодня храм обладает статусом домовой церкви при Государственной Третьяковской галерее. Здесь созданы все необходимые условия для хранения уникальных святынь, являющихся духовным и культурным достоянием нашего народа.


А мы идем далее по Большому Толмачевскому переулку, и слева от нас начинаются здания Третьяковской галереи.  

 

 

 

 

 

По ходу движения мы видим бюст русского писателя Ивана Шмелева.

 

 

 

 

 

Слева расположена велопарковка, это новое веяние столичных властей, целью которого является борьба с пробками в мегаполисе.

 

 

 

 

 

Левее перед нами будет серое монументальное многоэтажное здание. Это Дом Писателей.

 

 

 

 

 

Этот дом примечателен тем, что в нем жили многие известные люди из мира литературы: Агния Барто, Ильф и Петров, Казакевич, Макаренко, Пастернак, Пришвин, Паустовский и многие другие.

 

Свернув налево мы проходим на Лаврушенский переулок.

 

 

 

 

 

Переулок, по которому мы сейчас идем, получил свое название во времена Екатерины II, по фамилии местной домовладелицы «купеческой вдовы» Анисьи Матвеевны Лаврушиной, о которой известно лишь то, что она была очень богата и хлебосольна.


Купеческий особняк Лаврушиной был куплен семьей Третьяковых в 1851 году.  Здесь расположилась Государственная Третьяковская галерея. Перед входом мы видим памятник ее основателю Павлу Михайловичу Третьякову.

 

 

 

 

 

Далее перед нами двухэтажное светло-желтое здание. Это дом Гусятниковых постройки 1822 года.

 

 

 

 

 

А по правой стороне - дом №3/8 - бывший приют для вдов и сирот русских художников имени П. М. Третьякова, архитектор Н. С. Курдюков, инженер Н. Егоров. Выстроен в 1910–1912 г. двухэтажным, в 1930-е годы надстроен до 4 этажей.

 

 

 

 

 

А мы с Вами двигаемся дальше и вскоре посетим Кадашевскую слободу. Это была одной из самых богатых слобод в Москве. Она располагалась напротив царской резиденции московского Кремля.

 

 

 

 

 

Далее мы свернем направо,  пройдем немного и выйдем на 1-й Кадашевский переулок.

 

 

 

 

 

Пройдем по нему.

 

 

 

 

 

И вскоре нам открывается панорама замечательного Храма Воскресения Христова в Кадашах.

 

 

 

 

 

Первые упоминания об этом храме относятся еще к XV веку. Храм Воскресения в Кадашах был «соборным» храмом Замоскворечья.


Он определял главную градостроительную ось Москвы: от колокольни Ивана Великого, через церковь Воскресения Христова в Кадашах, к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском.


Изначально по обеим сторонам колокольни были построены трехмаршевые лестницы, а в первой половине XIX века они были разобраны и на их месте построены две крытые паперти с полукупольным завершением. Они даже по цвету отличаются, и сразу понятно, что это постройки более позднего периода.


Лестницы строили, потому что здесь есть верхний и нижний храмы.

 

 

 

 

 

Полюбуемся храмом с другой стороны, для чего пройдем в Кадашевский тупик (чуть вперед и налево).


С южной стороны четверика храма сохранилась любопытная деталь – солнечные часы.

 

 

 

 

 

Одной из особенностей этого храма является существование при нем историко-археологического музея «Кадашевская слобода».

 

 

 

 

 

Это первый в России приходской краеведческий музей. Он был создан по инициативе настоятеля храма протоирея Александра Салтыкова и прихожан.

 

 

 

 

 

В коллекции музея представлены: археологические находки, израсцы, фрагменты крестов, старопечатных книг, монеты, графика и предметы быта. Музей проводит обзорные экскурсии по храму и практические занятия с детьми.


В начале 2000-х годов над храмом воскресения Христова в Кадашах нависла угроза нарушения целостности архитектурного комплекса зданий незаконной застройкой современного офисно-жилого комплекса зданий «Пять столиц».


К сожалению, конфликт интересов между коммерческим строительством и сохранностью ценнейшего памятника культуры федерального значения – храма Воскресения Христова в Кадашах остается сегодня все еще открытым.

 

 

 

 

 

Пройдем немного выйдя из тупика, налево, и еще раз налево и выйдем на 3-й Кадашевский переулок. Справа мы увидим здание с названием Кадашевские палаты (сейчас оно находится на реконструкции).

 

 

 

 

 

А за ним мы видим  колокольню  Церкви Божией Матери всех скорбящих Радость.

 

 

 

 

 

Пройдем далее до светофора,

 

 

 

 

 

перейдем дорогу и подойдем ближе к храму, обойдя его слева.

 

 

 

 

 

Первые упоминания об этом  храме, ранее известном как церковь  прп. Варлаама Хутынского «в Ордынцах» относятся еще к XVI в. В XVII в. на месте деревянного был выстроен каменный храм Спаса Преображения. В 1688 г. состоялось прославление хранившейся в нем иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», особо чтившейся не только простыми прихожанами, но и особами царствующего дома.


Деньги на обустройство этой церкви жертвовали многие купцы. Прямо напротив церкви стоял дом богатого замосквореченского купца Долгова.

 

 

 

 

 

В 1783 году Долгов передал значительную сумму на перестройку храма, заказав выполнение работы своему родственнику. Родственником Долгова был знаменитый архитектор Василий Баженов, - купец приходился ему тестем. Новые сооружения были построены в стиле классицизма.


В отличие от привычных колоколен стиля узорочья - в виде ёлочек, трехъярусная колокольня этого храма имела оригинальный вид, нетрадиционный для подобных построек того времени.

 

 

 

 

 

Ее ярусы лишь слегка сужались кверху, и колокольня была больше похожа на башню, увенчанную полусферой с главкой и крестом. Интересно, что вся колокольня украшена полунишами, округлостями, окнами, слухами, таким образом, что она удивительно гармонирует с видом окон трепезной. Новая трапезная, напротив, была задумана невысокой, с портиками дорического ордера и декоративными круглыми оконцами.


Таким образом, колокольня и трапезная – это Баженов, а основной храм – это Бове. Бове постарался, чтобы его ампирный орнаментальный декор оттенял строгий классицизм Баженова.


По рисункам Бове также были отлиты чугунные напольные плиты. Бове старался по возможности сохранить уцелевшие детали баженовской постройки, большая часть которой была уничтожена пожаром 1812 года. Увидеть свое творение завершенным архитектору не довелось. Строительство заканчивал брат Бове по его рисункам и чертежам. В сентябре 1836 года обновленная церковь была освящена митрополитом Филаретом, о чем сохранилась памятная дата под крестом храма. Новая церковь выстроена в виде цилиндрической ротонды с двухколонными ионическими портиками и полукруглыми окнами-арками. Внутри храма по кругу расположены 12 колонн, на которые опирается небольшой барабан с полусферическим куполом и шаровидной главой. Характерной особенностью новой планировки является расположение подсвечников – они находятся наверху, и чтобы поставить свечу, нужно подняться по переносной деревянной лестнице.


Этот храм очень не типичен для московской архитектуры, многие люди восхищались и восхищаются этим удивительно новым для того времени и свежим взглядом Бове на русский классицизм, но были и такие, кто его не поняли, обвиняли в западничестве, и даже предательстве русских традиций, потому что на Руси так храмы не строили.


А мы с Вами перейдем дорогу на светофоре и вернемся к метро Третьяковская.

 

 

 

 

 

Но на этом наша прогулка еще не закончена. Минуя метро, мы пройдем чуть дальше к Храму священномученика  Климента Папы Римского. Этот храм по праву считается жемчужиной Замоскворечья, построенной в стиле дворцового барокко.

 

 

 

 

 

Так строили в Петербурге и в Италии, а в Москве практически не найти таких церквей.

 

Храм посвящен священомученнику Клименту папе Римскому. Это был самый лучший и близкий ученик апостола Петра. Его почитают и православные и католики, потому что он жил во времена еще задолго до раскола этих направлений в христианстве. Он пришел в наши земли нести христианскую веру, обращать язычников в христианство. Ему принято молиться о воссоединении семей, о благополучии детей, о поисках пропавших.


Этому храму как будто тесновато в этом небольшом переулке, но тем не менее, он дал название этому переулку, Клементовский.


Случилось так, что именно этот храм стал символом "крепкостоятельства" и мужества православных воинов при освобождении столицы от иноземных интервентов в период Смутного времени. Именно у Свято-Климентовской церкви началось освобождение Москвы от польско-литовских захватчиков, здесь произошел перелом в ходе баталий, решавших судьбу государства Российского.


В том виде, каким мы видим храм сейчас, был построен в XVIII веке на деньги купца Матвеева. В Советское время здание храма использовала в своих нуждах Российская Государственная библиотека.


После того, как в 2008 г. Российская Государственная библиотека наконец-то освободила храмовое помещение, в "памятнике архитектуры высшей категории" - церкви во имя священномученика Климента, папы Римского, началась долгожданная полномасштабная реставрация.


Сейчас Храм передан РПЦ, здесь регулярно совершаются богослужения.


Ну вот мы и закончили нашу небольшую прогулку по Замоскворечью и снова вернулись к станции метро Третьяковская.

 

 

Поделиться ссылкой:
Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарии, Вы можете войти на сайт, в том числе через Ваши социальные сети.

Нет комментариев к данной странице

Рекомендованные статьи

Вы можете отмечать объекты, где были () и будете (), кликнув по серой иконке и отменять отмеченное, кликнув по цветной иконке.