Искать что?
Искать где?
Искать везде
При выделении нескольких категорий объектов, удерживайте Ctrl
Искать как?
Быстрый поиск
Помощь в поиске
Мы в социальных сетях:
RSS

Прогулка по Тверской улице. Часть 1.

Тверская улица - один из основных туристических маршрутов Москвы. С учетом близлежащих переулков и памятников по обоим сторонам улицы маршрут становится продолжительным. Поэтому мы представляем прогулку по Тверской описанием двух взаимосвязанных маршрутов: по одной стороне Тверской от Кремля до Триумфальной площади и по другой - обратно к Кремлю. Эти маршруты можно пройти за один раз, а можно - за два раза.

Выходим на станции метро «Охотный ряд». Выход по указателю:

 

 

 

 


Поднявшись на эскалаторе, в подземном переходе два раза поворачиваем направо.

 

Отсюда открывается великолепный обзор на Манежную площадь, башни Кремля и Исторический музей.

 

 

 

 


Эти достопримечательности подробно описаны в Прогулке по Красной площади и Манежной площади. А сегодня мы идем в противоположную сторону. Отсюда, от перекрестка с улицами Охотный ряд и Моховая берет начало Тверская улица.


Прежде чем двинуться в путь – немного истории: с XIV-го века здесь проходила дорога из Кремля, ведущая в Тверь, отсюда и произошло название улицы. В XVIII-XIX вв Тверская улица являлась главной улицей города, жить на ней было очень престижно и дорого, поэтому дома на ней принадлежали либо людям очень богатым, либо особам приближенным к императорской семье. Здесь располагались самые лучшие гостиницы и магазины города. По ней въезжали в город царские кортежи из Санкт-Петербурга, поэтому на улице были возведены несколько Триумфальных ворот.


В 1930-е годы Тверская улица, объединенная с 1-й Тверской-Ямской и переименованная в улицу Горького, подверглась глобальным преобразованиям. Были уничтожены не только православные храмы (их на улице было пять), но также и Триумфальные арки, и многие другие здания, представляющие собой бесценные памятники архитектуры. Поэтому, большинство домов Тверской улицы, за редким исключением, построены уже в ХХ-м веке. Историческое название было возвращено улице в 1990-м году.


Итак, мы начинаем.

 

Огромное серое здание, которым начинается Тверская улица, дом №2, он же дом №1 по улице Охотный ряд – здание Государственной Думы.

 


 



 На противоположной стороне улицы мы видим гостиницу «Националь» (дом №1).

 

 

 



Гостиница существует здесь с XVIII-го века, современное же здание было построено в начале 1900-х годов. Интересный факт: именно, проживая в этой гостинице, художник Андрей Иогансон разработал дизайн знаменитой этикетки водки «Столичная». На ней изображена демонтированная в 2004-м году гостиница "Москва", именно под тем ракурсом, который открывался из окон «Националя».

 

Рядом с «Националем» располагается здание еще одной гостиницы «Ritz-Carlton Moscow».

 

 

 



Здание принадлежит международной сети отелей «Ritz-Carlton», построено в 2007-м году, на месте снесенного здания гостиницы «Интурист».


Пройдя по Тверской улице до дома №4, сворачиваем в арку. Это Георгиевский переулок.

 

По правой стороне – задний фасад здания Госдумы со служебным входом.

 





По левой стороне – здание из красного кирпича, памятник архитектуры конца XIX-го века. Здесь располагается Выставочный зал «Новый Манеж».






Возвращаемся на Тверскую улицу и следуем дальше.


Вновь обращаем свой взор на противоположную сторону улицы. Дом №5 - трехэтажное бирюзовое здание – Театр им. М.Л. Ермоловой. Памятник архитектуры XIX-го века. Построено в 1830-х годах. До конца XIX-го века дом был двухэтажным, в 1897-м году купец Постников, выкупив его у прежних владельцев, надстроил третий этаж.



 



Рядом с театром, дом №7 – Здание Центрального Телеграфа.



 

 


Здание построено в 1925-м году. Здесь располагались дикторские кабины Всесоюзного радио, отсюда впервые прозвучал голос  Ю. Левитана, известивший москвичей о начале Великой Отечественной войны.


Следующий поворот направо - Камергерский переулок. В конце XVIII-го - начале ХIХ-го вв здесь проживали В.И. Стрешнев, С.М. Голицын и П.П. Бекетов, все трое носили звание придворных камергеров. Отсюда и пошло название переулка. Об этом нам напоминает доска на доме № 2. На нем же расположены еще 3 памятные доски, они повествуют нам о известных жителях этого дома. Здесь проживали поэты XX-го века Михаил Светлов и Николай Асеев, и писательница Лидия Сейфулина.



 

 

 

 

 

 

 


В доме №4 по Камергерскому переулку располагается Российская Академия Живописи, Ваяния и Зодчества Ильи Глазунова.



 



За работой некоторых мастеров и их учеников можно наблюдать прямо на улице.





 
Но, безусловно, главное здание Камергерского переулка – дом №3. В трехэтажном особняке, памятнике архитектуры конца XVIII-го века, находится один из главных театров Москвы - Московский Художественный Театр (МХТ) им.А.П. Чехова.



 



Два соседних здания, дом №5 и дом №1 также принадлежат театру. В доме №1 располагаются Музей МХТ, Учебный театр и дополнительная сцена, на которой, как правило, дают свои дипломные спектакли выпускники Учебного тетра.





А в доме №1 располагается Школа-студия им. В.И. Немировича-Данченко при МХТ им. Чехова.



 

 


На противоположной стороне переулка, рядом с Академией Ильи Глазунова – памятник Антону Павловичу Чехову, знаменитому русскому писателю, имя которого носит театр.

 

 

 

В доме №6 Камергерского переулка находится Музей-квартира С.С. Прокофьева. В этом доме великий композитор прожил семь лет.

 


 



На соседнем здании (дом №5), в котором располагается магазин «Дом Педагогической книги», мы видим памятную доску, посвященную еще одному знаменитому жителю Камергерского переулка - Льву Кассилю, автору «Кондуита и Шфамбрании» и других детских поизведений.

 

 

 


 
Возвращаемся на Тверскую улицу.  Дома №4 и №6, а также дом №9, что распложен на противоположной стороне, памятниками архитектуры не являются, но на них также стоит обратить внимание. Они облицованы черным гранитом и выглядят довольно мощно и монументально. Как, впрочем, и большинство домов, возводимых в сталинскую эпоху - своей мощью послевоенная архитектура как бы отражала мощь Страны - Победителя.

 

Имеется даже версия, что гранит, которым выложены дома  на Тверской, был завезен в советский Союз немецкими войсками. Из него Гитлер, после победы, собирался возводить Памятник Третьему Рейху на обломках поверженного Союза. Однако, возможно, это всего лишь легенда.

 
В начале дома №6 мы видим памятную доску, которая сообщает нам о том, что в этом доме проживал П.В. Васильев, советский художник-портретист, лауреат Сталинской премии, автор многих известных портретов В.И. Ленина и И.В. Сталина.

 

 

 



Далее сворачиваем в арку дома №6, в Козицкий переулок. Здание расположенное в нем – подворье бывшего Савицкого монастыря, памятник архитектуры начала ХХ-го века.

 

  

 



Вернувшись на Тверскую улицу, продолжаем идти вдоль дома №6 (он достаточно длинный). Сразу по выходе из арки видим памятную доску.

 

 

 



Имя человека, которому она посвящена, знает каждый ребенок. Корней Чуковский (настоящее имя Николай Коренейчуков), автор бессмертных детских стихов про Айболита и Бармалея, Муху-Цокотуху, Мойдодыра, Бибигона и других сказочных персонажей, имена которых навсегда стали нарицательными.


А в конце дома мы видим мужественный профиль Бориса Ливанова актера театра и кино, лауреата пяти Сталинских премий, народного артиста СССР, отца Василия Ливанова – исполнителя знаменитой роли Шерлока Холмса.

 

  

 



Следуя далее, мы выходим на Тверскую площадь. В центре нее высится памятник Юрию Долгорукому – основателю Москвы.

 



На противоположной стороны улицы – здание Мэрии Москвы.

 


 



Мэрия Москвы расположилась в пятиэтажном особняке, памятнике архитектуры XIIX-го века. Здание было построено в 1782-м году и принадлежало графу З.Г. Чернышеву, генерал-губернатору города. После того как правитель города сменился, дом был выкуплен у его владельца императорской казной и стал официальной резиденцией московских генерал-губернаторов. В этом статусе он просуществовал до Октябрьского переворота. С 1917-м года здесь располагался Моссовет. А после падения социалистического строя здание заняла мэрия Москвы, которая и располагается здесь по сей день.


Интересный факт: изначальная постройка XVIII-го века была трехэтажной, и цвета была не красно-белого, а бело-оранжевого.. Два верхних этажа были надстроены после Великой Отечественной войны, в 1946-м году, так как невысокая трехэтажка терялась на фоне возводимых рядом более высоких зданий.

Прежде, чем двигаться дальше по Тверской улице, заглянем за памятник Юрию Долгорукому – остальная часть Тверской площади практически скрыта фундаментальной скульптурой, а здесь тоже есть на что посмотреть.

За площадью нашему взгляду открывается небольшой сквер со скамейками и фонтаном.

 





В конце сквера – здание Российского Государственного Архива Социально-Политической истории (РГАСПИ) и небольшой памятник Ленину.

 

                        

 

 

 


Также с Тверской площади мы видим Церковь Святых бессеребренников Космы и Дамиана, расположенную в Столешниковом переулке.

 

 

 

 

Эта церковь - одно из немногих строений XVIII-го века, уцелевших вовремя глобальной реконструкции Тверской улицы. Это, на первый взгляд, весьма удивительный факт, так как разбирались или сносились даже обычные дома, не имеющие отношения к православию, а вот церковь, несмотря на воинствующий атеизм, насаждаемый советской властью, уцелела. Но тому есть объяснение. Если мы подойдем ближе к храму, то увидим памятную табличку на которой можем прочесть, что с 1929-го года в здании церкви располагалась Всесоюзная государственная библиотека иностранной литературы им.М.И. Рудомино. Только поэтому храм оставили в покое. Как гласит табличка – «Книга спасла Храм».

 

 

 


Еще одна достопримечательность Тверской площади, Усадьба Кожиных, памятник архитектуры XVIII-го – начала XIX-го вв, расположена также в Столешниковом переулке. Однако здание находится в весьма плачевном состоянии.



 

С другой стороны площади проходит Тверской проезд. Дом, расположенный на пересечении проезда и Тверской улицы буквально увешан памятными досками, посвященными его жителям. Шесть из них расположены со стороны Тверского проезда.

Герою Советского Союза, участнику ВОВ, в послевоенные годы - министру газовой промышленности СССР А.К. Кортунову.

 

 

 

 


Выдающемуся энергетику, Герою Социалистического Труда В.Д. Калмыкову.



 



Народному художнику СССР Д.А. Налбандяну.

 

 

 


Выдающемуся кинорежиссеру М.И. Ромму.



 



Композитору и дирижеру В.Г. Захарову.

 


 



Дипломату, историку и публицисту И.М. Майскому.



 

 


Еще пять досок – с фронтальной стороны здания, с Тверской улицы.

 

Писателю и переводчику И.Г. Эренбургу.


 

Военачальнику, маршалу бронетанковых войск, Герою Советского Союза П.А. Ротмистрову.

 

 

 Народному артисту СССР Н.П. Хмелеву.

 

 

Народному Артисту СССР В.Я. Станицыну.

 

 

Советскому писателю В.Я. Шишкову.

 

 

Следуем далее по улице. Дом №10 находится на глобальной реконструкции, которая продлится, по-видимому, не один год, поэтому мимо него проходим не задерживаясь.


А вот в конце дома №12 стоит остановиться. Памятная доска на стене извещает нам о том, что в этом доме жил знаменитый русский артист, певец и композитор Александр Вертинский.

 

 
Сегодня в одном из подъездов этого дома располагается союз филателистов России.

 
Идем далее. Дом №14 – еще один редкий для Тверской улицы дом XVIII-го века, Главный дом усадьбы В.И.Козицкой. В XIX-м веке, здесь располагался Литературный салон, который посещали Пушкин, Жуковский и многие другие поэты. 

В 1898-м году купец миллионер Григорий Елисеев выкупил дом у прежних владельцев и спустя три года, в 1901-м году, открыл роскошнейший магазин, названный «Дом Елисеева». Ассортимент магазина поражал своим богатством даже самых взыскательных москвичей. Здесь впервые появились трюфеля, устрицы и многие другие яства, которые ранее завозились в Россию только по заказу, с свободной продаже купить их было невозможно.

Елисеевский магазин работает и по сей день. Его нынешние владельцы даже провели в 2003-м году глобальную реконструкцию интерьера, и магазин стал напоминать прежний – времен дореволюционной России.

 

 


А при входе в магазин установлен бюст самому Г.Г. Елисееву.

 

 

В этом же здании с магазином соседствует заведение совершенно иного толка.  Это Музей - Гуманитарный центр «Преодоление» имени Николая Островского. В этом доме писатель провел последний год своей жизни.

 

 

Как известно, Островский, последние 9 лет жизни был прикован к постели, и все эти годы не переставал работать, писать свои произведения. Поэтому, именно здесь, в тесном сотрудничестве с музеем его имени, был открыт Гуманитарный центр «Преодоление», цель которого - помощь людям с ограниченными возможностями. Особенно тем, кто так же как и Островский, не смотря на неизлечимую болезнь, занимается творчеством.

 

 
  
Следуя по Тверской улице далее, мы подходим к подземному переходу, на противоположной стороне которого, видна Пушкинская площадь.

 

Отдельно стоит сказать, что в районе площади под Тверской улицей расположен транспортный узел Московского метрополитена, состоящий из станций "Пушкинская", "Тверская" и "Чеховская". Эти станции сами по себе также являются своеобразными памятниками архитектуры.

 

Оформление "Пушкинской", в соответствии со своим названием, посвящено творчеству великого поэта. На путевых стенах установленны металлические панно с цитатами из известенйших его произведений и с изображениями дорогих Пушкину мест - Москвы, Михайловского и др. В переходе на станцию "Чеховская" установлен бюст самому Пушкину.

 

Станция "Чеховская" также выполнена в литературном стиле. И хоть прямых упоминаний о творчестве писателя (как это сделано на "Пушкинской") здесь мы не увидим, но в мозайках, которыми украшен весь вестибюль станции не сложно угадать фрагменты некоторых чеховских произведений.

 

В переходе с "Чеховской" на "Тверскую" установлен памятник Максиму Горькому. Ведь "Тверская" получила свое сегодняшнее название лишь в 1992-м году, а до этого носила название "Горьковская" (так как Тверская улица в советские годы была переименована в улицу Горького)


Прежде чем выйти к памятнику Пушкину, нам придется пережить пару минут неприятных воспоминаний. В переходе под Пушкинской площадью мы видим траурный знак, установленный в память погибших во время террористического акта 2000-го года.  Именно здесь произошел взрыв, унесший жизни ни в чем не повинных людей.

 

 

Фонари, освещающие монумент, горят приглушенным светом, и здесь всегда лежат живые цветы.

 

Выйдя из подземного перехода, мы оказываемся на Пушкинской площади. Площадь располагается на пересечении Тверской улицы и Бульварного кольца. Влево уходит Тверской бульвар, вправо - Страстной бульвар, названный так в честь бывшего Страстного монастыря.

 

Бульварное кольцо окружает центральную часть города, оно появилось, когда разобрали стены Белого города и на их месте разбили бульвары.


 



Площадь, в народе именуемая «Пушка» (но не в честь орудия, а сокращенно от фамилии великого поэта), всегда была и остается главным в Москве местом для назначения свиданий. Здесь всегда можно увидеть и счастливые парочки,  и одинокие фигуры, с нетерпением и тревогой (придет или не придет?) вглядывающиеся в людской поток.

 

                                       

 

 



…В полседьмого на «Пушке», хотя залит бульвар дождем,
Хотя валит вода с небес…© Николай Зимний

 

Центром площади, несомненно, является памятник великому поэту.

 

 

 

Здесь стоит совершить небольшой экскурс в историю.  До 1919-го года на месте Пушкинской площади располагался Страстной монастырь, и полощадь именовалась Страстной.

 

Памятник поэту был установлен в 1880-м году на противоположной стороне улицы, на Тверском бульваре. Поэтому, и наклон головы и снятая шляпа, вероятнее всего не случаны, по замыслу создателей (скульптор А.М.Опекушин, архитектор И.Богомолов),  Пушкин покланяется куполам монастыря.

 

С приходом советской власти монастырь был уничтожен, памятник поэту перенесен на его место, а сама площадь получила название Пушкинской.

 

Памятник А.С. Пушкину на Пушкинской площади, безусловно, наиболее успешное и знаменитое изваяние поэта. Стихотворение "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..." считается пророческим, и, посвящено именно этому памятнику, задолго до его появления. Слова из этого стихотворения выбиты и на пъедестале памятника.

 

Писали про этот памятник и другие поэты.  Пламенную речь на Заседании Общества любителей российской словесности, посвященному открытия памятника, произнес Ф.М. Достоевский. Речь стала исторической, так как считается, что Достоевскому удалось предопределить прочтение Пушкина как органического мыслителя и всемирного поэта - и по пути, указанному Достоевским, развивалась пушкинистика последующих поколений.

 

Позднее, уже в ХХ-м веке, памятнику посвятил свои стихи Сергей Есенин:

 

"Мечтая о могучем даре
Того, кто русской стал судьбой,
Стою я на Тверском бульваре,
Стою и говорю с собой."

 

Полный текст стихотворения можно прочесть здесь.  Теперь же и памятник самому Есенину , с 1995-го года расположен неподалеку, на Тверском бульваре.

 

А еще существет легенда, что Владимир Маяковскый, перед своей трагической смертью, приходил на Пушкинскую площадь, чтобы взглянуть в глаза поэту.  Хотя проверить это, конечно же, невозможно.

 

Сразу за памятником установлен Камень в память о Страстном монастыре.  Он служит напоминанием о том, что на месте Пушкинской площади с XVII века располагался Страстной Девичий Монастырь, разрушенный до основания, как и многие другие Православные Храмы, в 30 годы ХХ века.

 

 

 

 


За памятником Пушкину и камнем расположен Пушкинский сквер с  с одноименным фонтаном, окруженным скамейками.

 

 

 А за сквером - здание кинотеатра «Россия», последние 15 лет носивший название "Пушкинский".

 



Слева от кинотеатра, там, где начинается улица Малая Дмитровка, расположен Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках.

 



 
А напротив него, еще один памятник архитектуры XVIII-го века – Дом Долгоруковых-Бобринских, здесь неоднократно бывал А.С.Пушкин, о чем нам извещает памятная доска на фасаде дома.



 

 


Возвращаемся обратно на Тверскую улицу. Пройдя несколько домов современной постройки, не представляющих для нас особого интереса, сворачиваем в следующий переулок – Настасьинский.


Здесь находится еще один кинотеатр - «Киномир».

 

 



А также интересное с точки зрения архитектуры здание из серо-зеленого кирпича. Дом построен в начале XX-го века, но по стилю напоминает хоромы XVIII – XIX вв. Здесь с 1916-го года располагалась Ссудная Казна.

 

 

 


Сегодня здесь находится Хранилище Центробанка, однако, никаких табличек, никаких указателей, говорящих об этом, мы не увидим. Это логично – зачем лишний раз привлекать внимание к подобным местам?


Возвращаемся на Тверскую улицу.  В домах, следующих за Пушкинской площадью, располагается множество различных магазинов известных брэндов. Если Вы захотите перекусить в ходе прогулки (а мы как раз подошли, примерно, к ее середине), то можете посетить ресторан "Грабли", расположенный в доме 18 корп.1 - разумное соотношение цены и качества.

 

 

 

 

На другой стороне улицы, дом №21 - памятник архитектуры XIIX-го века, бывший дворец графов Разумовских, в XIX-м веке здесь располагался Английский клуб, после октябрьского переворота – Музей Революции, переименованный в 1990-х годах в Музей современной истории России. Под этим названием он и работает по сей день.

 

Некоторые экспонаты  расположены прямо во дворе музея. С ними подробнее мы ознакомимся во второй части прогулки.



 



Дом №23 – Московский Драматический Театр им К.С. Станиславского.

 

 

 

 


По четной же стороне, следуют несколько зданий современной постройки, первые этажи которых заняты магазинами и ресторанами. Для нас они не представляют особого интереса, так что следуем, не задерживаясь, до дома № 22.



 

Здание светло-зеленого цвета, особняк Мазуриных, памятник архитектуры XIX-го века. Интересный факт: с 1975-го по 1980-й гг здесь располагался штаб Оргкомитета Олимпиады, проходившей в Москве в 1980-м году. Сейчас особняк носит название «Дом Экономиста», здесь расположен офис Московского Экономического Общества и редакция газеты «Экономические новости».



Выходим к Триумфальной площади. Под нами проходит Садовое кольцо. Влево от нас уходит Большая Садовая улица, вправо - Садовая-Триумфальная улица.

 

Триумфальная площадь получила свое название по Триумфальным воротам, стоявшим здесь с XVIII-го века. По Тверской улице в город из Санкт-Петербурга въезжали царские кортежи, в частности Петр I поезжал здесь после исторической победы над шведами. По этому случаю на Тверской улице были построены несколько арок, именовавшиеся "Триумфальными воротами".  Главная из них стояла в начале улицы, на месте нынешней Триумфальой площади. Возле нее устраивались мероприятия, посвященные различным празднчным датам, в основном,  победам в войнах.

 

В 30-е годы ХХ-го века, в ходе глобальной перестройки Тверской улицы, Триумфальные ворота, также как и многие другие ахитектурные объекты были уничтожены.

 

В конце 1950-х годов на площади был возведен  памятник Маяковскому, а рядом с ней - монументальное  здание гостиницы Пекин. Если вглядеться вдаль, то в конце Большой Садовой можно увидеть шпиль сталинской высотки, расположенной на Кудринской площади.

 

 

 


На этом наша прогулка подходит к концу. На Триумфальной площади находится станция метро «Маяковская». Южный вестибюль станции встроен в дом №31 (здание Концертного Зала им. П.И. Чайковского Московской Государственной Филармонии). Само здание Филармонии, хоть и построено в ХХ-м веке, но также считается памятником архитектуры.

 

У этого здания непростая судьба. В 1922-м году старое здание, располагавшееся на этом месте было передано Театру под руководством В.Э. Мейерхольда. Именно ему принадлежала идея голобальной перестройки  устаревшего здания и создания совершенно нового, самого современного и вместительного в Москве Концертного Зала.

 

Мейерхольдом была собрана команда архитекторов в которую вошли А.В. Щусев, М.Г. Бархин и С.Е. Вахтангов - сын Е.Б. Вахтангова, знаменитого театрального деятеля.  По их проекту и под их руководством была проделана основаная часть строительных работ.

 

Однако в 1939-м году, в ходе сталинских репрессий,  Всеволод Мейерхольд был арестован, а в 1940-м году - расстрелян. Недостроенное здание передали Московской Государственной Филармонии, команда архитекторов была распущена, а окончание работ было поручено Главному архитектору г. Москвы Д.Н. Чечулину.

 

 

К южному вестибюлю метро попась с четной стороны улицы проблематично - в этом месте нет пешеходного перехода. Поэтому нам следует пройти к северному вестибюлю, расположенному уже на улице 1-й Тверской-Ямской, которая является продолжением Тверской улицы.

 



 

Оформление станции "Маяковская"  заслуживает особого внимания. Оно, наряду с еще несколькими станциями, считается  наиболее удачным.  Внутри вестибюля нас встречает бюст В.В. Маяковского, выполненный из белого и черного камня.

 

 


Заходя на эскалатор, стоит обратить внимание на оформление купола, расписанного фразами из произведений поэта.

 

                                        

 

 


На этом первая часть нашей прогулки окончена.  Если Вы не устали, то можно перейти через дорогу и перейти ко второй части прогулки.

Поделиться ссылкой:
Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарии, Вы можете войти на сайт, в том числе через Ваши социальные сети.

Нет комментариев к данной странице

Вы можете отмечать объекты, где были () и будете (), кликнув по серой иконке и отменять отмеченное, кликнув по цветной иконке.