Искать что?
Искать где?
Искать везде
При выделении нескольких категорий объектов, удерживайте Ctrl
Искать как?
Быстрый поиск
Помощь в поиске
Мы в социальных сетях:
RSS

Прогулка по Страстному, Петровскому и Цветному бульварам

Продолжение нашего цикла прогулок по Бульварному кольцу.
Мы пройдем от Пушкинской площади по Страстному и Петровскому бульварам до Трубной площади, по пути заглядывая на примыкающие к бульварам улицы и переулки. Маршрут познакомит Вас с памятником Пушкину и с Пушкинским фонтаном, музей-квартирой им. В.И. Немировича-Данченко, памятником Сергею Рахманинову, а также с памятниками Высоцкому и скульптурной композицией "Мимино".

Под Пушкинской площадью расположен пересадочный узел метро "Пушкинская" - "Тверская" - "Чеховская" Таганско-Красно-Пресненской, Замоскворецкой и Серпухово-Тимирязевкой линий соответственно. Нам лучше выйти со станций "Тверская" или "Пушкинская", так как они расположены в начале Пушкинской площади (на Тверской улице), а станция "Чеховская" - в противоположном конце и, если мы выйдем из нее, то нам придется возвращаться назад к Тверской улице, иначе мы пропустим много интересного

 

Итак, мы выходим из метро на Тверскую улицу. Перед нами открывается вид на Пушкинскую площадь. Ее достопримечательности мы подробно описывали в  «Прогулке по Тверской улице. Часть 1», поэтому сейчас лишь перечислим их. Архитектурной доминантой площади является памятник великому русскому поэту А.С. Пушкину.

 

 

 

 


За памятником расположен Камень в память о Страстном Монастыре.

 


 

 

Этот памятный знак напоминает нам о том, что на месте Пушкинской площади с XVII века располагался Страстной Девичий Монастырь, в честь которого и получил название Страстной бульвар.


Далее - Пушкинский фонтан, состоящий из трех чаш, большой (центральной) и двух малых (по краям).

 

 

 



Здание в конце площади - кинотеатр "Россия", носивший последние 15 лет название "Пушкинский".

 

 

 

 


Кинотеатр был открыт в 1961 году под вывеской "Россия". В 1997 году, после того как здание кинотеатра было выкуплено сетью "Каро-фильм", он был реконструирован и переименован в «Пушкинский». В марте 2012 года кинотеатр был сдан в аренду компании "Стейдж Энтертейнмент", которая предпочла вернуть ему первоначальное название. Сейчас здание находится на реконструкции, однако вывеску с названием уже поменяли.

 

Огибаем здание кинотеатра с левой стороны. Здесь начинается Страстной бульвар и, идущий параллельно ему, Большой Путинковский переулок, а влево уходит улица Малая Дмитровка. Угловое четырехэтажное здание на перекрестке (дом№2/1) - памятник архитектуры начала ХХ века.

 

 

 



Здесь в конце 1920 годов у проживавшего в нем литературоведа В. Львова-Рогачевского часто бывал поэт Сергей Есенин.

 

Рядом с ним мы видим Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, один из древнейших Храмов столицы.

 

 

 

 


Он был построен в середине XVII века. Своим сегодняшним достаточно хорошим состоянием здание церкви во многом обязано актеру театра и кино Александру Абдулову. По его инициативе в театре им. Ленинского комсомола (Ленком), расположенном неподалеку, ежегодно с конца 80 годов проходил фестиваль "Задворки", все средства от которого шли на реставрацию Храма.

 

Здесь же, в 5 января 2008 года прошло отпевание актера. Здание церкви является объектом культурного наследия федерального значения.

 

На другой стороне Малой Дмитровки расположено трехэтажное здание - особняк Долгоруковых-Бобринских, памятник архитектуры и истории. Как гласит памятная доска на фасаде, этот дом в 1932 году посещал А.С. Пушкин.

 

 

 

 


Пройдем еще немного по Малой Дмитровке.

 

Следующее за Церковью Рождества Богородицы здание - уже упоминавшийся Театр им. Ленинского комсомола, больше известный по аббревиатуре "Ленком".

 

 

 

 


Возвращаемся назад. Теперь мы зайдем с противоположной стороны кинотеатра "Россия". Под лестницей, ведущей к его дверям, существует небольшой пешеходный тоннель. Мы оказываемся в правой части Пушкинской площади.

 

На здании, расположенном за кинотеатром, видим памятную доску, повествующую о том, что здесь с 1905 по 1917 годы жил и работал великий русский композитор С.В. Рахманинов.

 


 

 


Сейчас здание занимает Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.

 

Дом №8 на противоположной стороне улицы известен тем, что в начале XIX века здесь располагался известный в Москве литературный салон Д.Н. Свербеева, который посещали многие известные поэты и писатели, в том числе и А.С. Пушкин. В середине ХХ века дом значительно перестроен. Сейчас в нем находится Культурный Чеховский центр и библиотека им. А.П. Чехова.

 

 

 

 


В противоположную сторону от Малой Дмитровки уходит улица Большая Дмитровка. Пройдем немного и по ней.

 

Дом №17 - Московский академический музыкальный театр (МАМТ) имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко.

 

 

 

 


На противоположной стороне дороги - монументальной здание Совета Федерации.



 

 


Через небольшой Петровский переулок мы видим вдали церковные купола. Это церкви Высоко-Петровского монастыря, расположенного на улице Петровке.

 

 




Подробнее мы вернемся к ней позже.

 

Следующее за Музыкальным театром здание (дом№17А) одно из зданий Генеральной прокуратуры РФ.

 

 

 

 


Свернем в Глинищевский переулок (направо за зданием прокуратуры). Здесь мы видим многоэтажный дом, выполненный в духе сталинского максимализма.

 

 

 

 


Фасад дома буквально увешан памятными досками. Подойдем поближе. Одна из досок сообщает нам, что на этом месте с 1621 года находилась церковь Алексия Митрополита Московского в Глинищах, уничтоженная в 1934 году.

 


 

 


Другие доски посвящены известным жильцам этого дома. Квартиры здесь предназначались для актеров и режиссеров МХАТа. Памятных досок удостоены О.Л. Книппер-Чехова, В.П. Марецкая, И.М. Москвин, О.Н. Абдулов, А.Л. Кайдановский и другие. Также здесь проживал и В.И. Немирович-Данченко, один из основателей Музыкального театра. Сейчас в помещениях этого дома работает Мемориальный музей-квартира им. В.И. Немировича-Данченко.

 




 

Еще одно здание на Большой Дмитровке, украшенное барельефами с изображениями Ленина, Маркса и Энгельса - Российский Государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ), за которым находится Тверская площадь, подробно описанная нами в "Прогулке по Тверской улице. Часть 1".

 

 

 


Возвращаемся к Страстному бульвару. Название бульвара происходит от Страстного монастыря, располагавшегося здесь с XVII  века и снесенного в в 1930 годах. 

 

Бульвар начинается памятником А.Т. Твардовскому, выдающемуся писателю и публицисту, автору знаменитой поэмы "Василий Теркин" и многих других произведений. Место для установки памятника выбрано неслучайно, ведь в доме №5, что в торце бульвара, находилась редакция журнала "Новый мир", главным редактором которого долгие годы работал Твардовский.

 

По левой стороне бульвара, в сквере дома№13 установлен бюст П.Ф. Петрову, Герою социалистического труда.

 

 



 

Идем далее. Теперь уже на самом бульваре мы видим еще один памятник, куда более интересный как с точки зрения архитектуры, так и с точки зрения истории и культуры. Перед нами - великий русский композитор, дирижер и пианист Сергей Рахманинов. Памятник установлен в 1999 году. Его авторы: известные российские скульпторы О.К. Комов и А.Н. Ковальчук, а также архитектор Ю.Г.Григорьев.

 

 



 

Страстной бульвар достаточно короткий. Пройдя еще немного после сквера с памятником Рахманинову, мы выходим на площадь Петровские ворота. Здесь нас встречает еще один памятник (правда, чтобы рассмотреть его, нужно зайти с другой стороны, так как он смотрит в сторону площади). Человек с гитарой за плечами, раскинувший руки - известнейший бард, композитор и актер театра и кино В.С. Высоцкий.

 

 

 

 


Детство Высоцкого (с 11 лет, после возвращения его семьи из Германии, где служил его отец) прошло в Большом Каретном переулке, расположенном неподалеку от Петровских ворот.

"Где твои семнадцать лет?

На Большом Картеном..."

 

А еще, глядя на этот памятник, нельзя не вспомнить строчки еще из другой песни Высоцкого, его некое "антипророчество":

 "Не поставят мне памятник в сквере

  Где-нибудь у Петровских ворот..." 

 

Владимир Семенович ошибся. Памятник поставили. И именно в том месте, о котором он поет - у Петровских ворот, в сквере.

 

Дом №15 по Страстному бульвару (слева от нас) - особняк князей Гагариных.

 


 

 


До 1812 года здесь располагался Английский клуб. Среди прочих известных личностей это заведение посещал, во время своего визита в Москву, известный французский писатель Стендаль (автор романов "Пармская обитель", "Красное и черное" и многих других произведений). История сохранила сказанную им фразу об Английском клубе в Москве: "В Париже нет ни одного клуба, который мог бы с ним сравниться".

 

Во время пожара 1812 года здание, полностью сгорело. Было восстановлено по сохранившимся чертежам в 20 годы XIX века архитектором О.И. Бове. Здание Английского клуба считается одним из лучших памятников классицизма в Москве.

 

С 1833 года здесь располагалась Ново-Екатерининская больница (эта дата указана на фронтоне здания), затем клиники московской медико-хирургической академии и медицинского факультета Императорского московского университета. После 1917 года больница продолжала работать под названием «городская клиническая больница № 24" вплоть до 2009 года. С 2009 года здание находится на генеральной реконструкции.

 

Повернем налево и пройдем немного вглубь по улице Петровка. По правой стороне улицы мы видим многоэтажное П-образное здание. Это знаменитая Петровка, 38 - Главное Управление МВД сначала Советского Союза, а потом, и по сей день - Российской Федерации.

 

 

 

 


Двор здания обнесен чугунным забором, туристам и другим случайным прохожим здесь не рады. Вход на территорию - строго по пропускам. Однако через решетку забора мы можем увидеть бюст, расположенный в центре двора. Это памятник "железному Феликсу" - Ф.Э. Дзержинскому.





 

Имя Дзержинского принято ассоциировать с НКВД-КГБ-ФСБ, в основе которых лежит созданная им ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия). Однако вклад Дзержинского в становление Органов внутренних дел также не мал, поэтому он и удостоился памятника у главного здания МВД. В августе 1991 года после известных событий, связанных с подавлением путча ГКЧП, бюст Дзержинского, также как и его "старший брат" - знаменитый памятник на Лубянской площади был демонтирован. Однако если памятник Дзержинскому и по сей день находится в парке Искусств среди множества других низложенных героев советской власти, то бюст был возвращен к зданию на Петровке в 2005 году.

 

Возвращаемся обратно. По пути, за зданием МВД, повернем в 2 Колобовский переулок. Здесь мы видим Церковь Знамения Божьей Матери за Петровскими воротами при ГУВД по городу Москве.





 

Вернувшись на площадь, прежде чем продолжить путь по Бульварному кольцу, пройдем по Петровке в другую сторону.

 

Через два дома от площади (дом№25) мы видим трехэтажное здание светло-бежевой отделки. Это Дом Губина, памятник архитектуры XIX века.

 

 

 

 

Сегодня здесь находится Московский музей современного искусства. Во дворе мы видим большое количество бюстов и памятников. Завернем сюда.

Эта часть экспозиции музея - скульптуры Зураба Церетели, наверное, самого одиозного скульптора нашего времени, основателя и первого директора музея.

 

Глядя на некоторые скульптуры, сразу становится понятно, почему им не нашлось места на улицах столицы. Однако ряд работ выглядит весьма симпатично и заслуживает нашего внимания.

 

Например, увхода во двор нас встречает скульптурная композиция "Мимино".

 

 

 

 


Композицию составили герои известной советской кинокомедии в исполнении Вахтанга Кикабидзе, Фрунзика Мкртчана и Евгения Леонова, а также режиссер фильма Григорий Данелия. Памятник предполагалось установить на Цветном бульваре. Однако впоследствии властями Москвы было принято решение отказаться от этой идеи, так как бульвар и без того уже пресыщен скульптурами.

 

Памятник В.С. Высоцкому.



 

 


Памятник св. Нине Грузинской. Считается эта святая, жившая в 3 веке н.э. положила начало христианства в Грузии.

 

 

 

 


Долгое время среди скульптур во дворе Музея современного искусства почетное место занимал памятник Ю.С. Лужкову – экс-мэру столицы. Лужков был изображен в виде дворника, в фартуке и с метлой в руке. Тем самым автор работы хотел показать, что Юрию Лужкову удалось навести относительный порядок на московских улицах и во дворах.

 

В 2011 году Лужков-дворник исчез из музейного дворика. Большинство москвичей связывают это со сменой власти в столице. Официальная же версия гласит, что скульптура Лужкова находилось в музее на Петровке во временной экспозиции, а принадлежит она Галерее искусств Зураба Церетели на Пречистенке д.19, куда и вернулась по завершению срока экспозиции.

 

Выйдя из дворика музея, перейдя улицу и пройдя еще буквально несколько шагов, мы оказываемся у входа в Высоко-Петровский монастырь.

 

Первые упоминания об этом монастыре датированы XIV веком. Архитектурный облик, дошедший до наших дней, относится к XVII-XIIХ векам.

 

Монастырь был закрыт большевиками в 1918 году и являлся недействующим до 2009 года. Сейчас деятельность монастыря возобновлена, здесь полным ходом идет реконструкция. Проходим в монастырские ворота. Колокольня над входом - Надвратная церковь Покрова Пресвятой Богородицы.

 

 



 

Зайдя на территорию монастыря, прямо перед собой мы видим Собор Боголюбской Божьей Матери.

 

 

 



Рядом с ней часовня-усыпальница бояр Нарышкиных. Род Нарышкиных покровительствовал монастырю, на их средства построены церкви, дошедшие до наших дней, монастырь служил их родовой усыпальницей. В 1682 году здесь были похоронены Иван и Афанасий Нарышкины - дяди Петра I, погибшие при подавлении стрелецкого бунта.

 

 



 

Династия Нарышкиных положила начало такому течению в зодчестве, как нарышкинский стиль (начальный этап русского барокко). В конце XVII века, когда перестраивались обветшавшие церкви и другие монастырские строения, именно Нарышкины руководили строительством, поэтому большинство Храмов монастыря выполнены именно в нарышкинском стиле.

 

Справа от нас - Церковь Толгской Божьей Матери.

 

 



 

Рядом с ней - Собор святителя Петра Митрополита Московского.

 

 



 

Это самый древний из монастырских Храмов, он был построен в 1514-1517 гг.(перестроен в 90 годы XVII века). Здесь хранится главная святыня монастыря - мощи святого митрополита Петра.

 

Пройдя между зданиями церквей Толгской Божьей Матери и святого Петра, мы оказываемся у лестницы, ведущей к входу в Собор Преподобного Сергия Радонежского.

 

 

 

 


Под лестницей собора располагается монастырская трапезная. Она не закрыта для мирян, сюда можно зайти и отведать настоящей монастырской пищи.

 

Пройдем в арку между Собором Сергия Радонежского и монастырской стеной.

 


 

 


Эта часть монастыря на данный момент реконструирована менее остальных. Повсюду видна древняя кирпичная кладка, Собор свв. апостолов Петра и Павла (до 1814 года Церковь Пахомия Великого) еще только предстоит отреставрировать.

 

 

 

 


Осмотрев территорию монастыря, возвращаемся на Петровку. Монастырская стена, протянувшаяся вдоль улицы, также представляет собой памятник архитектуры XIIX века. Это Нарышкинские палаты.

 


 

 


С внешней стороны монастыря (вход с улицы Петровка) в палатах находится Часовня Казанской Божьей матери и Литературный музей.

 

Свернем в Петровский переулок. На доме№5 мы видим памятную доску, гласящую, что в этом доме с 1910 по 1923 гг жил и работал поэт Сергей Есенин.

 

А следующее здание по Петровскому переулку - Театр Наций (до 1917 года - Театр Корша, в честь его основателя Ф.А. Корша).

 

 




Возвращаемся к площади Петровские ворота. Теперь пришла пора перейти к Петровскому бульвару.

 

Он отделен от площади торцевым зданием (дом№7/30). Здание является памятником архитектуры XIX века. До революции здесь располагалась гостиница "У Петровских ворот".

 


 



Обогнув здание справа, мы оказываемся на четной стороне бульвара. Отсюда открывается еще один живописный вид на купола Высоко-Петровского монастыря.

 

 

 

 


Три корпуса дома№8 - здания усадьбы Татищевых (XIIXвек).

 


 

 


Здание на пересечении бульвара и Крапивенского переулка (дом №10) - памятник архитектуры XIX века - Константинопольское Патриаршее подворье.





 

Заглянув в переулок, мы увидим Церковь Сергия в Крапивниках, усыпальницу князей Ухтомских, памятник архитектуры XVII века.

 

 

 

 


Из переулка мы еще раз можем увидеть купол Церкви свв.апп. Петра и Павла Высоко-Петровского монастыря.

 


 

 


Возвращаемся на бульвар. Ансамбли зданий по четной

 

 

 



 

и по нечетной сторонам Петровского бульвара

 

 

 

 


состоят из памятников архитектуры XIX века.


Отдельно стоит обратить внимание на один из них. Для этого перейдем на внешнюю сторону бульвара. Дом №19/2 - Дом цехового Алексея Стрельцова.

 

 

 

 


Он известен не только как памятник архитектуры, но и как исторический памятник. Доска на фасаде гласит, что в этом доме в 1850 году родилась Софья Ковалевская, первый в мире женщина - ученый в области математики.

 

 

 

 


Двигаемся дальше. Петровский бульвар заканчивается выходом на Трубную площадь.

 

Стоит сказать пару слов о происхождении названия площади. До 1813 года территорию Московского Кремля омывала не только Москва-река, но и ее приток – река Неглинная (Неглинка, Самотека). В ходе глобальной перестройки центральной части Москвы, которою производил О.И. Бове по указу императора Александра I после Отечественной войны 1812 года, было решено заключить Неглинку в подземную трубу. В честь этой трубы, расположенной под площадью, та и получила свое название.

 

Справа от нас - здание театра "Школа современной пьесы".

 

 

 

 


На противоположной стороне площади справа виднеются купола Богородице-Рождественского монастыря. Туда мы отправимся в следующей нашей прогулке - "По Рождественскому бульвару".

 

Слева на месте снененного Дома Политпросвещения завершается строительсво комплекса современных зданий "Легенда Цветного".

 

 

 

 


Рядом с ним располагается подземный вестибюль станции метро "Трубная" и многометровая стела со скульптурой Георгия Победоносца - "Памятник погибшим милиционерам". Надпись на стеле гласит: "Благодарная Россия солдатам правопорядка, погибшим при исполнении служебного долга".

 

 

 

 


Отсюда начинается, идущий перпендикулярно Бульварному кольцу Цветной бульвар. Повернем туда.

 

Отойдя несколько десятков шагов от площади, нашим глазам открывается живописный сквер, украшенный клумбами и оснащенный скамейками.

 

 

 

 


В правой его части расположилась небольшая скульптурная композиция "Песня".

 

 

 

 


Двигаясь далее, держимся левой (нечетной )стороны бульвара. Дом№ 11, представляющий собой глухой восьмигранник, был построен в конце XIX века для демонстрации различных панорам. Отсюда и такая необычная форма.

 

 

 



С 1957 года  здание функционирует как кинотеатр. Первоначальное название - "Мир", на сегодняшний день - "Мир Кинотавра".

 

Если к концу прогулки вы изрядно проголодались, можно посетить ресторан "Грабли на Цветном бульваре", расположенный в этом же здании.

 

 

 

 

 

Следующее за кинотеатром здание, безусловно, главное на бульваре - Московский цирк на Цветном бульваре им. Юрия Никулина.

 


 

 


У главного входа мы видим и самого Никулина, отлитого в бронзе.

 

 

 

 


Актер цирка и кино запечатлен в роли Балбеса из всенародно любимых кинокомедий Леонида Гайдая "Операция Ы" и "Кавказская пленница".

 

Напротив цирка, в зеленой части бульвара, разбит сквер, центром которого является фонтан "Клоуны".

 

 



 

Вдалеке мы за Самотечной эстакадой через которую проходит Садовое кольцо, мы видим купола Церкви Троицы Живоначальной в Троицкой слободе.

 

 

 

 


От здания цирка, пройдя здание Торгового Центра "Цветной", мы оказываемся у входа в метро. Это станция Серпухово-Тимирязевской линии "Цветной бульвар".

 

 

 

 


На этом наша прогулка закончена.

Поделиться ссылкой:
Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарии, Вы можете войти на сайт, в том числе через Ваши социальные сети.

Нет комментариев к данной странице

Вы можете отмечать объекты, где были () и будете (), кликнув по серой иконке и отменять отмеченное, кликнув по цветной иконке.