Искать что?
Искать где?
Искать везде
При выделении нескольких категорий объектов, удерживайте Ctrl
Искать как?
Быстрый поиск
Помощь в поиске
Мы в социальных сетях:
RSS

Прогулка по Старому Арбату

Арбат - одна из старейших улиц Москвы, расположенная в исторической центре города. В рамках прогулки мы пройдем по пешеходной зоне Старого Арбата от площади Арбатские ворота до Смоленской площади, заглянем в близлежащие переулки, ознакомимся с памятниками архитектуры и историей Арбата.

 

Пешую прогулку по Старому Арбату мы начнем от метро «Арбатская». Первая неожиданность поджидает нас еще до выхода из метро. Оказывается, что станции  "Арбатская" Филевской линии и "Арбатская" Арбатско-Покровской линии, это не единый пересадочный узел метрополитена, а отдельно стоящие станции. Со станции «Арбатская» синей ветки имеется переход на Филевскую линию, но не на одноименную станцию, а на соседнюю – «Александровский сад». «Арбатская» же голубой ветки – отдельно расположенная станция. Это редкость для московского метрополитена.  Отмечаем оригинальность московских метростроевцев и выходим из метро.

Если мы выйдем с Арбатско-Покровской ветки (последний вагон из центра), то окажемся на улице Воздвиженка. На противоположной стороне улицы - памятник архитектуры XIX-го века - Особняк Морозова. Мы же поворачиваем налево и по узкому переулку движемся в сторону площади Арбатских ворот.

Выход же с Филевской ветки осуществялется уже непосредственно на площадь и имеет собственный отдельно стоящий наземный вестибюль.

 

 

Мы находимся на площади Арбатские ворота. Здесь в древности располагалась въездная башня Белого города, носящая название «Арбатская». Отсюда и пошли названия площади, улицы Арбат и многочисленных переулков, в которых обыгрывается это слово.  Само же слово «арбат» уходит корнями в древнеарабский язык, на нем оно означало «пригород». В Москву оно пришло, вероятно, с крымскими татарами или арабскими купцами, издревле селившимися не в самом Белом городе, а за его пределами.

Выходим к зданию кинотеатра «Художественный".

 

 

Это один из первых  московских кинотеатров, и старейший из ныне действующих. Открыт в 1909-м году и является памятником архитектуры, о чем гласит памятная доска на стене здания.

 

 

Напротив кинотеатра расположен памятный знак , повествующий о том, что на этом месте с XV-го века располагалась церковь св.Бориса и Глеба, снесенная в 1930-м году.

 

 

Теперь же Храм Бориса и Глеба, воссозданный по сохранившимся чертежам в 1997-м году,  находится левее, на углу площади и улицы Знаменка перед многоэтажным зданием Генерального штаба Министерства Обороны РФ.

 

 

Вдали видим памятник Николаю Васильевичу Гоголю.

 

 

За ним начинается Гоголевский бульвар.  Однако сегодня мы туда не идем. Познакомимся с ним поближе в другой раз, осуществляя прогулку по Бульварному кольцу.

Прежде чем спуститься в подземный переход, стоит взглянуть направо, там, на другой стороне Воздвиженки находятся еще один памятник архитектуры начала ХХ-го века - Дом Моссельпрома.

Через подземный переход мы выходим на другую сторону, оказываемся у ресторана «Прага».

 

 

Ресторан существует здесь c XIX-го века, был открыт владельцем дома №2 по Арбату,  купцом Семеном Тарарыкиным.  В советские годы ресторан именовался  Образцово-показательной столовой «Мосселельпрома»,  которая описывается в романе «12 стульев» - именно здесь кутил Киса Воробьянинов накануне аукциона, закончившегося для Остапа Бендера и Кисы провалом именно из-за нехватки денег, неосмотрительно потраченных   «предводителем дворянства».

Ресторан работает, но фасад здания завешен рекламными баннерами, так как ведется реконструкция фасада. Поэтому, особо не задерживаясь, следуем дальше. Направо от «Праги»  берет начало улица Новый Арбат, построенная в 1960-е годы.  Жители Москвы, бережно относящиеся к историческому облику города, язвительно нарекли новую трассу «вставной челюстью». От ресторана видна церковь Симеона Столпника на Поварской, расположенная на пересечении Нового Арбата и Поварской улицы.    Мы же огибаем ресторан с левой стороны, и, наконец, оказываемся в пешеходной зоне Старого Арбата.

Следующее за рестораном здание, дом№4 – памятник архитектры XIX-го века, принадлежавший дворянам Заважским, близким родственникам Натальи Гончаровой.

 

 

Особняк находится в весьма плачевном состоянии. Однако то, что фасады соседних зданий, уже упомянутый дом №2, а также дом №6, активно реконструируются, вселяет надежду, что в скором времени руки реконструкторов дойдут и до него.

Подмигиваем симпатичной буренке, с которой любят фотографироваться  дети.

 

 

Это не памятник, а всего лишь реклама ресторана быстрого питания «Му-му», однако в общий рисунок Арбата, буренка вписалась неплохо. 

 Дома №9 и№11 также являются памятниками архитектурами примерно тех же лет, что и особняк Заважских,  Первые владельцы их не известны. Зато на этих домах, в отличии от дома №4 отчетливо видны результаты недавней реконструкции.  

 

 

 

В доме №11 располагается Культурный Центр «Украина», о чем напоминают желто-голубые флаги у входа.

Пройдя чуть далее, можно заглянуть в Большой Афанасьевский переулок (по четной стороне Арбата) и полюбоваться роскошной архитектурой грузинского ресторана «Генацвале», фасад которого украшают резные лестницы, скльптуры и вход внутрь оформленный в виде винной бочки.

 

 

 

А напротив ресторана -  вот такое «произведение современного арт-искусства»:

 

 

Идем дальше.  Дом №23 украшают три памятные доски. Две из них посвящены Великой Отечественной войне.

Первая - «Воинам Арбата», установлена в честь всех жителей района – участников войны, установлена в 1995-м году, в год 50-ти летия Великой Победы.

 


Вторая повествует о том, что в этом доме жил герой войны  летчик - штурмовик А.И.Зенин.

 

 

Еще  одна доска установлена в честь других известных жильцов этого дома – братьев Кориных. 

 

 

Павел Дмитриевич Корин – русский живописец начала ХХ-го века, автор известного триптиха «Александр Невский», портретов Жукова и Горького, принимал участие в оформлении станций московского метрополитена, таких как  «Комсомольская», «Новослободская» и «Смоленская». Его брат, Александр Дмитриевич, известен более  как реставратор и создатель копий полотен знаменитых художников.

Дом №25,также является памятником архитектуры XIX-го века, архитектор Р.Гедике.

 

 

 

Здание принадлежало организации  «Общество русских врачей»,  в нем располагалась бесплатная больница и аптека. Девиз общества «Через науку служить отечеству» выбит на памятной доске на стене дома.  С начала ХХ-го века здесь располагались «Классы рисования живописи и скульптуры» в которых обучались В.И.Мухина, А.В.Куприн и другие известные живописцы. Здесь же проживал герой Отечественной войны 1812-го года Денис Давыдов.

На противоположной стороне улицы, напротив 25-го дома, мы видим памятную доску, повествующую о том, что на этом месте, с первой половины XVII-го века располагался Храм Николы Явленского, разрушенный в 1931-м году.

 

 

Подобная доска, посвященная Храму Николы на Песках, и также уничтоженному в 1930-е годы, расположена чуть дальше, на углу Арбата и Большого Николопесковского переулка.

Свернув с Арбата налево, мы окажемся в Староконюшенном переулке, где можем полюбоваться произведением деревянного зодчества XIX-го века, живописным  одноэтажным строением – домом купца Пороховщикова.

 

 

 

Бревенчатая усадьба особенно оригинально смотрится на фоне современных кирпичных зданий Староконюшенного переулка. Архитектор Л.А.Гун за эту работу даже получил на Всемирной выставке в Вене премию "За восстановление национального зодчества".

Возвращаемся на Арбат.  На четной стороне, дом №26 – знаменитый Театр им. Е.Г.Вахтангова.

 

 

 

Рядом со зданием театра – скульптурная композиция «принцесса Турандот».   

 


 

Одноименный спектакль по сказке Карло Гоцци считается самой успешной и известной постановкой театра, он трижды ставился самим Вахтанговым, а впоследствии неоднократно его последователями.   

Напротив театра, в доме №35, располагается Центральный Дом Актера. Само здание, также является памятником архитектуры XIX-го века.

 

 

Перед зданием Дома Актера опять сворачиваем налево, это Калошин переулок. Здесь мы видим архитектурный ансамбль жилых домов (архитектор М.О.Лопыревский), состоящий из трех разноцветный двухэтажных зданий.

 

 

                                                                   

 

 

Табличка на центральном здании гласит, что в нем проживал сам архитектор – автор композиции.

 

 

Шагаем дальше.  В очередном переулке (Кривоарбатский пер.)  мы видим творение так называемой «альтернативной» культуры –  стена памяти Виктора Цоя, известного рок-музыканта, создателя группы «Кино».

 

 

Не совсем понятно, почему местом для создания этого «мемориала» был выбран Старый Арбат;  стена совершенно выпадает не только из архитектурного ансамбля, но и из жизнерадостного настроения, которое создается у прохожих и туристов, гуляющих по Арбату; не говоря уже о том, что творчество В.Цоя ни с Москвой в целом, ни с Арбатом в частности, никак не связано, вся его жизнь прошла в Санкт-Петербурге; но, видимо, популярность рок-идола 80-х была столь велика, а его трагическая смерть на пике популярности произвела столь неизгладимое впечатление на поклонников, что воспрепятствовать стихийному созданию мемориала было  в те годы  просто не кому. А сегодня стену Цоя уже можно считать памятником не искусства, конечно же, скорее памятником тому времени –  80-м - 90-м годам ХХ-го века – эпохе крутых перемен.

Можно еще немного углубиться в Кривоарбатский переулок и дойти до дома Мельникова, расположенного в переулке под номером 10. Здание, выполненное в виде двух врезанных друг в друга цилиндров считается шедевром русского авангарда начала ХХ-го века.

Возвращаемся на Арбат.  Дом №37, бывшая усадьба Хованского, памятник архитектуры конца XVIII-го века.

 

 

С 19840-го года в здании располагался Дом военного суда. Сейчас – Московский окружной суд.

На противоположной стороне от усадьбы Хованский расположился еще один архитектурный ансамбль XIX-го века, это дома под номерами 28, 30 и 32.

 

 

 

Мемориальные доски на стене дома №30 мообщают нам о том, что в этом доме проживали писатель Юрий Козаков и художник Сергей Иванов.

 

 

 

Следуя далее, внимательно смотрим направо, поверх крыш домов,  из-за них мы увидим купола церкви, расположенной за поворотом, в Спасопесковсом переулке. Сворачиваем туда.

 

 

 

Открывшийся нашему взору храм -  церковь Спаса Преображения на Песках, (1711-й год, перестроена в начале ХХ-го века.).  Это единственная  церковь Старого Арбата, сохранившаяся до наших дней, все остальные были разрушены в 30-х годах ХХ-го века.

 

А рядом с церковью расположился небольшой уютный сквер со множеством скамеечек, здесь можно отдохнуть во время прогулки и покормить голубей. В центре сквера – небольшой, в человеческий рост памятник А.С.Пушкину.

 

 

Надпись на гранитной плите у подножия гласит:  «Если жизнь тебя обманет, не печалься,не сердись, в день уныния смирись, день веселья, верь, настанет!» Покормив голубей и вняв воззванию великого поэта, отправляемся дальше.

Вернувшись на Арбат, переходим дорогу и подходим к дому №43 на пересечении Арбата с Плотниковым переулком. В этом доме жил знаменитый поэт-бард Булат Окуджава. Памятник ему занимает большую часть Плотникова переулка. Это даже не памятник, а целая скульптурная композиция. Главную ее часть занимает скульптура самого Булата Шалвовича, стоящего в мраморной арке.

 

            Памятник Булату Окуджаве

 

Скульптуру следует обойти со всех сторон. Обратная сторона арки, оказывается, украшена фразами из наиболее известных стихов и песен Окуджавы.  В некоторых из них упоминается и родная улица поэта. Например, "Арбат, ты мой, Арбат, ведь был солдат бумажный...".

 

 

А в глубине переулка расположен мраморный стол с двумя скамейками, подобные, только деревянные, стояли раньше во всех арбатских дворах и служили местом встреч и посиделок добрых соседей. А рядом – еще одна арка, похожая на первую.  Все вместе это создает впечатление старого московского проходного дворика.

 

 

Пройдя еще немного, подходим к дому №51. Памятная доска на его стене гласит, что здесь, в начале ХХ-го века жил советский писатель Анатолий Рыбаков, автор знаменитого романа «Дети Арбата», а также детских повестей «Кортик», «Выстрел» и др.

 

 

Дом 53 по улице  Арбат неоднократно упоминается в этих книгах, здесь живут многие их герои и происходят события сюжета.

Идем дальше, подходим к дому №53,  двухэтажному особняку голубого цвета.  Это музей-квартира А.С.Пушкина.

 

 

Памятная доска сообщает нам, что великий русский поэт жил в этом доме с февраля по май 1831-го года.

 

 

Не стоит удивляться что, не смотря на краткость периода, связывающего поэта с этим домом, именно он был выбран в качестве музея-квартиры.  Именно сюда Пушкин привез свою молодую жену после венчания.  Об этом же напоминает нам и памятник на соседней стороне улицы, где Пушкин увековечен не в одиночестве, а именно с супругой.

 

Александр Пушкин и Наталья Гончарова

 

Подходим к концу улицы, дома №№50,52 на пересечении Арбата с Новинским бульваром занимает ресторан быстрого питания «Макдоналдс». 

 

 

Казалось бы можно смело двигаться дальше (если, конечно, мы не хотим перекусить), однако равнодушно пройти мимо не позволяют две металлических таблички, вбитые в камень здания.  Первая сообщает о том, что здание, принадлежащее ныне СП «Макдоналдс» - это особняк первой половины XIIХ-го века, то есть одно из старейших  сохранившихся до наших дней зданий Арбата!

 

 

Здание было передано Совместному Предприятию «Макдоналдс» в 1992-м году, и генеральная реконструкция особняка была произведена силами и средствами американского ресторана.

Вторая табличка у несведущего человека может вызвать недоумение:

 

 

Дело в том, что «Макдоналдс» на Арбате, открывшийся в 1993-м году, был одним из первых ресторанов этой сети (если быть точным, третьим, первый Макдоналдс открылся на Пушкинской площади, второй - на ул. Огарева) и вообще одним из первых подобных заведений в России, ведь в Советском Союзе, во времена «железного занавеса», ничего подобного не было. Это сейчас во всеобщем понимании,  «Макдоналдс» - это заведение, в котором можно быстро, а главное недорого перекусить, в начале же 90-х, гамбургеры, картошка фри и т.п. считались (впрочем, как и все заграничное)  деликатесом и роскошью.  Поэтому у многих москвичей и туристов возникало желание расплатиться долларами, что было в те годы обычным явлением.

Наша прогулка подходит к концу. Выходим на Смоленскую-Сенную площадь. Это часть Садового кольца - символа Москвы, не менее знакового, чем Кремль и некоторые другие объекты. Здесь раньше проходила граница Земляного Города, облегающего Кремль, Китай-Город и Белый Город. На этом месте был обустроен земляной вал для защиты от вражеских набегов, остюда и пошло название Земляной город.  Слева от нас, мрачноватая сталинская высотка, которая виднелась над крышами домов с самого начала нашей прогулки, это здание Минестерства Иностранных Дел.

 

 

На противоположной стороне площади – еще одно высотное здание – Отель «Золотое кольцо».

 

 

 

Мы же сворачиваем направо и следуем по Новинскому бульвару.  Проходим продуктовый магазин, на первый взгляд ничем непримечательный, но мы-то помним, что именно это гастроном упоминается в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»  - здесь хулиганили Кот и Коровьев.

Подходим к метро «Смоленская».  Станции "Смоленская" Арбатско-Покровской и "Смоленская" Филевской линии, аналогичны "Арбатским" станциям.  Это тоже две одноименные станции, не имеющие пересадки между собой. Это два случая в Москве, других подобных случаев в Московском метрополитене нет. И оба они почему-то связаны именно с Арбатом.

Наземный вестибюль "Смоленской" станции Арбатско-Покровской линии также можно отнести к памятникам архитектуры, пусть и современным.  Построен он в начале 50-х годов ХХ-го века и представляет собой довольно интересное с точки зрения архитектуры сооружение.

 

 

 

Наша прогулка окончена.

Поделиться ссылкой:
Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарии, Вы можете войти на сайт, в том числе через Ваши социальные сети.

Нет комментариев к данной странице

Вы можете отмечать объекты, где были () и будете (), кликнув по серой иконке и отменять отмеченное, кликнув по цветной иконке.