Искать что?
Искать где?
Искать везде
При выделении нескольких категорий объектов, удерживайте Ctrl
Искать как?
Быстрый поиск
Помощь в поиске
Мы в социальных сетях:
RSS

Прогулка по Петровке, саду Эрмитаж и Самотёке

В ходе прогулки мы пройдем по Театральной площади, улицам, Петровка и Каретный ряд, заглянем в близлежащие переулки; познакомимся с архитектурой этих улиц и их историей.
Увидим Большой и Малый театры, ЦУМ, Московский дом художника, дом Третьяковых, музей ГУЛАГа, Высоко-Петровский монастырь и многое другое.

Мы начинаем нашу прогулку от станции метро «Площадь Революции». Поскольку станция имеет несколько выходов, в подземном вестибюле станции и в подземном переходе внимательно следим за указателями и ищем нужный нам "Выход к Красной площади и площади Революции".

 

Итак, мы видим перед собой площадь Революции, а рядом - Театральная площадь. Вдали мы видим главную архитектурную доминанту двух совмещенных площадей, здание Большого театра, справа – его «младший брат», Малый театр.

 

 

 

 

Бросим взгляд налево. Здание из красного кирпича – бывший музей В.И. Ленина. До революции здесь располагалась Московская городская дума. Сейчас музей В.И. Ленина упразднен и его экспозиции принадлежат Государственному Историческому музею. В здании располагается его филиал. Здание справа – гостиница Москва.

 

 

 

 


Если бы мы свернули налево, то сразу за зданием Московской городской думы мы увидели бы Манежную площадь, главное здание Исторического музея с памятником Г.К. Жукову у его стен и вход на Красную площадьВоскресенские ворота. Но все это мы подробно описывали в статье "Прогулка по Красной площади и Манежной площади". А сегодня у нас совершенно иной маршрут.


Огибаем площадь против часовой стрелки, т.е. держимся ее правого края. Первое здание на нашем пути - башня стены Китай-города.

 

 

 

 

 

Конечно же, это новодел, построенный совсем недавно, но исторически место выбрано правильно, именно здесь с XVI-го века проходила Китайгородская стена, пристроенная к Кремлю и ограждавшая район от восточной стены Кремля до Старой площади.

 

На территории Китай-города находились Красная площадь, современные улицы Никольская и Ильинка, а по Варварке проходила юго-восточная стена сооружения.


К XIIX-му веку стена утратила свое оборонительное значение, но, поскольку представляла собой бесценный памятник архитектуры, ее отдельные части содержали в порядке. А вот в 1934-м году, новой властью, без особого пиетета относившейся к памятникам древности, стена была полностью снесена.


В 1990-е годы некоторые участки Китайгородской стены отстроены заново. В частности, в Китайгородском проезде и здесь, на Театральной площади.


В башне сегодня располагаются несколько ресторанов («Годуновъ», «Старая башня» и др.»), сувенирные лавки, экскурсионное бюро.


Следуем далее. Продолжение восстановленной Китайгородской стены, искусственно состаренное:

 

 

 

 


Гостиница «Метрополь» - не только одна из знаменитых и комфортабельных отелей Москвы (5 звезд), но и, несомненно, памятник архитектуры.

 

 

 

 


Здание гостиницы было построено в начале ХХ-го века на средства известного благотворителя Саввы Мамонтова архитектором Вильямом Валькотом и признается знатоками архитектуры одним из самых значительных московских историко-архитектурных памятников эпохи модерна.


Слева от нас, в центре площади, мы видим памятник Карлу Марксу и фонтан «Театральный».

 

 

 

 

 

Проходим вдоль стены Малого театра, у входа «встречаемся» с Александром Николаевичем Островским, отлитым в бронзе. Его памятник установлен у главного входа в театр.

 

 

 

 


Итак, мы подошли к главному зданию Театральной площади, Большому театру.

 

 

 

 

 

Подробно об этом бесценном памятнике архитектуры Вы сможете прочитать в нашей статье «Большой театр. История и современность». Сейчас же мы расскажем о нем в двух словах.


Историю Большого Театра принято вести с 1776-го года, когда по приказу Екатерины II началось строительство первого "казенного" (финансируемого из государственной казны) театра. Ранее все театральные постановки проходили в камеральных условиях, здания театров принадлежали московской знати, они же содержали труппу, покупали костюмы и реквизиты, они же составляли репертуар собственных театров по своему вкусу и усмотрению. Они же распространяли билеты на свое усмотрение, как правило, среди знакомых. Большой театр стал первым, попасть в который мог любой человек, купив билет в кассе.


С XIIX-го века до наших дней Большой сменил несколько зданий. Причиной тому, частые московские пожары. Первое здание сгорело даже не будучи достроенным. Второе, простояв 25 лет, не уцелело при пожаре 1805-го года. После этого Большой театр даже ненадолго исчез с Театральной площади, новое здание решено было построить на Арбатской площади. Оно «дожило» до 1812-го года, сгорев в знаменитом пожаре, обуявшем Москву, во время пребывания в ней войск Наполеона.


Строительство нового здания для Большого театра начинается в 1821-м году под руководством архитектора О.И. Бове и заканчивается в 1825-м году. Именно это здание мы и видим на Театральной площади по сей день.


Отдельно стоит обратить внимание на скульптуру, украшающую арку главного входа, упряжку лошадей, управляемую древнегреческим богом Аполлоном, покровителем искусств. Она является самостоятельным памятником архитектуры и заслуживает пары слов внимания.

 

 

 

 

 

Скульптура появилась позже самого здания, в 1856-м году. До этого над входом располагалась статуя одного Аполлона, без лошадей, что выглядело куда менее привлекательно. Автором скульптуры является известный архитектор П.К. Клодт. Этот мастер прославился тем, что гениально создавал статуи лошадей. Главные его шедевры находятся в Санкт-Петербурге, это кони на Аничковом мосту, памятник Николаю I на Исакиевской площади (автором его принято считать Огюста Монферана, но правильнее было бы назвать это коллективным творчеством: Монферан выступал скульпторм, Клодт – архитектором), но есть его работы и в Москве, например в ПКиО «Кузьминки».


С 2005-го по 2011-й годы Большой был закрыт, здесь велась капитальная реконструкция. Театр вновь распахнул свои двери для зрителей в октябре 2011-го года.


Существуют разные, совершенно противоположные точки зрения на результат реконструкции. Кто-то им восхищается, кто-то же, наоборот, утверждает, что Москва, по сути, потеряла Большой театр, потому что отреставрированное здание совершенно не соответствует тому, что представлял Большой до нее. Касается это, в первую очередь того, что находится в самом здании, внутреннего убранства, акустики и других технических тонкостей. Мы же не будем углубляться в эту тему, оставив ее на суд читателя, а лишь полюбуемся внешним видом здания (снаружи восстановленный театр выглядит весьма достойно) и проследуем далее.


От здания Большого театра начинается улица Петровка. На противоположной от театра стороне улицы, расположен ЦУМ (Центральный Универсальный Магазин), один из самых элитных и престижных магазинов Москвы. Присутствие неизменного швейцара даже у второстепенного входа, уже говорит о многом.

 

 

 

 


Здание ЦУМа также является памятником архитектуры, оно построено в начале ХХ-го века архитектором Р.И. Клейном в стиле европейской готики.

 

 

 

 


От здания ЦУМа обернемся назад. В ясную погоду отсюда открывается довольно живописный вид.

 

 

 

 

 

Слева блестят на солнце купола соборов Спаса Нерукотворного Образа бывшего Заиконоспасского монастыря, расположенного на Никольской улице и Богоявления Господня, что в Богоявленском переулке. По центру панорамы – звезда Спасской башни, главной башни Кремля, а справа виднеются башни Исторического музея. А если погода совсем безоблачна, то можно разглядеть и купол "Ивана Великого" (Колокольня Иоанна Лествичника, самая высокая церковь Соборной площади Кремля) и триколор над куполом Сената.


Следуем далее. За ЦУМом Петровку пересекает улица Кузнецкий мост.


Рассмотрим здания слева от нас (по нечетной стороне Петровки). Дом №3/6 – доходный дом Хомякова, памятник архитектуры начала ХХ-го века, построен в 1900-м году.

 

 

 

 

 

На месте дома №5 по ул.Кузнецкий мост располагался дом, построенный в 1776 году для генерал-губернатора Сибири И.В. Якоби. В 1946-м году, несмотря на официальный статус памятника архитектуры, здание было снесено, на его месте был разбит сквер. В 2002-м году по договору московских властей с бургомистром Берлина здесь был возведен Бизнес-центр «Берлинский дом».

 

 

 

 

 

Повернем направо и пройдем по Кузнецкому мосту в направлении Лубянки. Пройдя мимо главного входа в ЦУМа, мы окажемся на пересечении Кузнецкого моста с Неглинной улицей.

 

 

 

 

 

Переходя по пешеходному переходу, следует проникнуться значимостью момента. Мы идем именно по тому месту, где и находился, тот самый Кузнецкий мост, давший название и улице, и даже станции метро. Об этом стоит сказать отдельно, ведь многие не только туристы, но и жители города, проезжая станцию «Кузнецкий мост», понятия не имеют, почему она получила такое название.


Издревле и до XIX-века, Кремль и Китай-город опоясывали две реки, Москва-река и ее приток река Неглинная. Она протекала с северо-востока по тому месту, где сейчас проходит Неглинная улица (отсюда и название), опоясывала Китайгородскую и Кремлевскую стены с севера (сейчас на ее месте обустроен Александровский сад) и впадала в Москву-реку в районе Водовзводной башни Кремля и Большого Каменного моста.


Мостами через Неглинную служили Троицкий мост Кремля, соединяющий Троицкую башню с Кутафьей (поэтому в названии Кутафьей башни присутсвует слово "предмостная"), и Воскресенские ворота Китай-города.


В 1817-1819-х годах, когда проводились капитальные работы по облагораживанию территорий, прилегающих Кремлю (руководил ими архитектор О.И. Бове), Неглинная была полностью помещена в подземную трубу. Она и сейчас протекает там, недоступная для взглядов прохожих. И когда мы идем по Неглинной улице или гуляем по Александровскому саду, мы, по сути, идем по руслу реки.


Выстланная брусчаткой пешеходная зона улицы Кузнецкий мост, довольно резко уходит вверх, берег у Неглинной в этом месте был довольно крутой.

 

 

 



Рассмотрим основные достопримечательности улицы. Московский дом художника, бывший пассаж Сан-Галли:

 

 

 



Здание построено в конце XIX-го века и принадлежало гласному Петербургской городской думы Ф.К. Сан-Галли. Здесь располагались выставочные залы и магазины. В 1917-м году, незадолго до Октябрьской революции здание было приобретено купцом П.Н. Филлиповым, организовавшим в нем, среди прочих заведений, театральное кафе «Питтореск». В нем выступал В.В. Маяковский, В.Э. Мейерхольд ставил на сцене «Питтореска» «Незнакомку» Александра Блока.


Недолгое время (1918-1919 гг.) кафе носило название «Красный петух». Здесь бывали В.В. Маяковский, А.В. Луначарский, В.Э. Мейерхольд, В.Я. Брюсов и другие.


С 1930-го года и по сей день здание используется для проведения художественных выставок. Свое современное название «Московский дом художника» оно получило в 1953-м году.


Следующее по Кузнецкому мосту здание – бывший доходный дом Третьяковых. Построено в конце XIX-го века в псевдорусском стиле.


До революции здание арендовал банк «Лионский кредит». После 1917-го года здание поочередно занимали редакции журналов «Октябрь» и «Рост», Народный комиссариат юстиции, Московская губернская прокуратура, Прокуратура РСФСР, а после распада СССР - Прокуратура Российской Федерации. В 2008-году в здании произошел сильнейший пожар. После окончания восстановительных работ, в 2011-м году, его приобрел Банк Москвы.


Возвращаемся на Петровку и следуем по ней далее. Четырехэтажное здание по четной строне (дом№8) - Дом Депре.

 

 

 

 

 

Дом был построен в 1900-м году и принадлежал семье французских виноторговцев. Вино «от Депре» пользовалось в Москве большой популярностью. В ходе реконструкции в начале 2000-х годов на фасаде здания восстановлена вывеска, стилизованная под начало прошлого века.

 

 

 



Следующее за Домом Депре здание (дом№10) – Петровский пассаж.

 

 

 

 

 

Пассаж открылся в начале XХ-го века и носил название «Фирсановский», по имени владелицы здания В.И. Фирсановой. После революции, помимо магазинов, в пассаже располагались и другие учреждения. Здесь проходили различные выставки и аукционы, а в 1930-е годы во внутренних помещениях пассажа работал Дирижабльстрой, где проектировали дирижабли.


В 1921-м году в фасад здания вмонтирован барельеф «Рабочий», сильно напоминающий роденовского «Мыслителя». Почему серп и молот внизу барельефа расположены по отдельности, а не как на символе СССР, скрещенными, не очень понятно.

 

 

 

 


Интересный факт: именно в Петровском пассаже проходил аукцион, описанный Ильфом и Петровым в романе «12 стульев», на котором Бендеру и Воробьянинову не удалось выкупить заветные стулья, потому что накануне Киса хорошо "погулял" в столовой Моссельпрома (ресторан «Прага» на Старом Арбате).


На противоположной стороне улицы располагается здание гостиницы «Мариотт Роял Аврора». Как и все отели международной гостиничной сети «Мариотт», «Аврора» обладает форматом "5 звезд" и отностися к числу наиболее комфортабельных и престижных гостиниц Москвы.

 

 

 

 

 

Рядом с «Авророй» расположена небольшая Часовня Пресвятой Богородицы в Столешниках. На этом месте с XVII-го века стояла церковь, уничтоженная в 1928-м году. Часовня построена на месте снесенной церкви в 1997-м году. Оня является действующей и приписана к приходу Богородице-Рождественского монастыря.

 

 

 



За часовней свернем налево, в Столешников переулок. Дом №9 – Доходный дом Никифорова-Титовых, памятник архитектуры XIX-го века.

 

 

 

 


Здание предствляет собой не только архитектурную, но и историческую ценность. Об этом нам сообщает мемориальная доска на фасаде. Более 45-ти лет, с 1889-го по 1935-й годы, в одной из квартир этого дома жил и работал журналист и писатель В.А. Гиляровский, один из главных знатоков и бытописателей Москвы. Из его работ, в первую очередь из книги «Москва и Москвичи», как из справочника, мы узнаем о более чем полувековом периоде в истории города.

 

 

 

 

 

«Столешников переулок! В нем, как в капле воды солнышко, отражается вся жизнь города…», так писал Гиляровский о месте своего проживания.


На доме №11 мы видим еще одну доску, посвященную другому известному литератору, советскому поэту Мусе Джалилю.

 

 

 

 

 

Возвращаемся на Петровку и переходим на четную сторону. Здание №14 – Генеральная Прокуратура РФ. Это не единственное здание, принадлежащее этой организации, еще одно расположено неподалеку, на Большой Дмитровке.

 

 

 

На первом этаже дома №16 работает Музей ГУЛАГа, посвященный одной из черных страниц истории нашей страны – сталинским репрессиям. Посетить музей обязательно стоит, но мы это сделаем в другой раз, т.к. знакомство с экспозицией займет немало времени. Мы лишь осмотрим вход в музей (он сам по себе уже производит гнетущее впечатление), и проследуем дальше.

 

 

 

 

 

Дом №22 на пересечении Петровки с Рахмановым переулком занимает Московская Городская Дума. Однако он нам интересен не этим. Свернув в Рахманов переулок, мы увидим на фасаде здания мемориальную доску, с барельефом лица одного из самых выдающихся отечественных актеров ХХ-го века, Андрея Миронова. Когда-то дом №22 был обычным жилым домом, и в одной из его квартир проживала семья будущего артиста. Миронов прожил здесь с рождения до двадцатилетнего возраста.

 

 

 

 


Дом №24, пусть и не памятник архитектуры (построен в 20-е годы ХХ-го века), но смотрится достойно и вполне органично вписывается в облик Петровки. Сегодня его занимает банк «Петрокомерц».

 

 

 

 


Четырехэтажной серое здание на другой стороне улицы (дом№19) – Доходный дом М.И. Коровина, памятник архитектуры конца XIX-го века. Недолгое время (1903-1904 гг.) в одном из корпусов этого дома жил А.П. Чехов.

 

 

 

 

 

Следуем далее. Мы почти подошли к главной достопримечательности Петровки – Высоко-Петровскому монастырю.

 

 

 

 

 

Но сначала обратим внимание на здание на другой стороне. Дом №23 – бывшая усадьба Г.А. Кирьякова, также памятник архитектуры XIX-го века.

 

 

 

 

 

Итак, перед нами Высоко-Петровский монастырь. Идем вдоль длинной монастырской стены. Впереди виднеется купол Надвратной Церкви Покрова Пресвятой Богородицы.

 

 

 

 

 

Пара слов о истории монастыря. Он был основан в XIV-м веке митрополитом Петром. В названии "Высоко-Петровский" отражено имя основателя монастыря и его расположение на высоком берегу реки Неглинной. Архитектурный ансамбль, дошедший до наших дней, создан в конце XIIX-го века на средства бояр Нарышкиных. В конце XVII-го века усадьба Нарышкиных примыкала к южной стене монастыря, Нарышкины часто молились в монастырских храмах, помогали обители деньгами, а когда Наталья Кирилловна Нарышкина стала женой царя Алексея Михайловича и родила ему сына, он был крещен 29 июня в день почитания святых апостолов Петра и Павла и наречен Петром. Это был будущий Император Всероссийский Петр Алексеевич Великий.

 

В честь рождения внука Кирилл Нарышкин, владевший усадьбой, подарил ее зятю, царю Алексею Михайловичу. А тот, в свою очередь, преподнес ее в дар монастырю. Монастырская стена была перестроена и все ее постройки оказались на территории монастыря.

 

С тех пор монастырь служил усыпальницей боярского рода, а сами Нарышкины были его покровителями. Петр I также оказывал монастырю особое внимание. По его указу здесь был построен новый храм - Собор Боголюбской Божьей Матери, Император часто бывал здесь на богослужениях, при этом он не просто молился, но и, зачастую, помогал священникам в качестве алтарника или пел на клиросе.


Монастырь был упразднен в 1918-м году, однако храмы еще более десяти лет продолжали работать. С 1923-го года на территории монастыря возникла одна из крупнейших подпольных монашеских общин, под руководством епископа Варфоломея Ремова. Община просуществовала в монастыре до 1929-го года, когда был закрыт последний из действующих храмов.


После закрытия церквей, они, к счастью, не были уничтожены, но за годы советской власти сильно обветшали. С 1990-го года и по сей день в монастыре ведется реконструкция всех построек, сам же монастырь возобновил свою деятельность в 2009-м году.


Монастырская стена, вдоль которой мы следуем, носит не только оградительный характер. Внутри она полая и оборудована помещениями. Носит название Нарышкинские палаты.

 

 

 

 

 

Сегодня в ней расположены Литературный музей и Часовня Казанской Божьей Матери.

 

 

 

 

 

Через ворота, расположенные под Покровской церковью, зайдем на территорию монастыря. Прямо перед нами находится Собор Боголюбской Божьей Матери.

 

 

 

 

 

Справа от него, Собор Святого Петра митрополита Московского, освященный в честь основателя монастыря митрополита Петра. Здесь же покоятся его мощи, которые представляют собой главную святыню монастыря.  Несмотря, на то, что собор  не очень большой, именно он является главным монастырским храмом. Он же -старейший из архитектурного ансамбля, именно с его строительства в конце XVII-го века началась перестройка обветшавших храмов под покровительством рода Нарышкиных.

 

 

 

 

 

А между ними, у самых стен Боголюбской церкви, расположена небольшая часовня. Это и есть усыпальница рода Нарышкиных. Среди прочих, здесь похоронены Иван и Афанасий Нарышкины, дяди Петра I, погибшие в 1682-году во время подавления стрелецкого бунта.

 

 

 

 


Повернем направо. Храм, расположенный по правую руку от нас – Церковь Толгской Иконы Божьей Матери.

 

 

 

 

 

Прямо по курсу – величественный Собор Преподобного Сергия Радонежского.

 

 

 

 


Кстати, в полуподвальных помещениях собора находится монастырская трапезная, и она открыта для всех желающих. Здесь за символическую плату можно отведать настоящей монастырской пищи.


Если пройти в арку между Собором Сергия Радонежского и монастырской стеной, то мы окажемся на неотреставрированной части монастыря. Церковь Святых Апостолов Петра и Павла (до 1814-го года – Церковь Пахомия Великого) и окружающие ее постройки еще только предстоит отреставрировать.

 

 

 

 


Ознакомившись с архитектурой монастыря, возвращаемся обратно на Петровку. Здание дома №25, бывшая усадьба М.П. Губина, постройки XIX-го века.

 

 

 

 

 

Сегодня его занимает Музей современного искусства. В сам музей мы сегодня не пойдем, а вот во внутренний дворик зайти обязательно стоит.


Здесь расположилась целая скульптурная галерея. Большинство работ являются плодом творчества Зураба Церетели, наверное, самого одиозного скульптора нашего времени, основателя и первого директора музея.


Многие из скульптур ничего кроме недоумения или саркастической улыбки не вызовут, но есть и такие, на которые стоит обратить внимание.


Например, у самого входа располагается скульптурная композиция «Мимино».

 

 

 

 

 

Герои знаменитого фильма, гениально сыгранные Евгением Леоновым, Вахтангом Кикабидзе и Фрунзиком Мкртчаном узнаваемы всеми, кто хоть раз смотрел это кино. Герой Мкртчана даже держит в руках автомобильные покрышки, сопровождавшие его по ходу фильма. А между героями Леонова и Кикабидзе расположен столбик с барельефом режиссера «Мимино» Григория Данелия.


Этот памятник первоначально предполагалось установить на Цветном бульваре. Однако, когда скульптуры уже были изготовлены, власти столицы отказались от этой идеи, аргументировав это тем, что бульвар и без них перенасыщен памятниками. С тех пор герои «Мимино» "поселились" на Петровке.


Памятник Владимиру Высоцкому весьма своеобразен, но тем не менее, достаточно интересен.

 

 

 

 

 

Также здесь можно увидеть памятники Булату Окуджаве, святой Нине Грузинской, художнику Нико Пирсомани и многое другое. Долгое время одно из центральных мест в галерее занимал Юрий Лужков с метлой и в фартуке дворника, однако несколько лет назад он перекочевал в Галерею искусств З. Церетели на Пречистенке.


Выйдя из галереи, проследуем далее по Петровке. Пройдя буквально несколько шагов, мы выходим к площади Петровских ворот, пересечению улицы с Бульварным кольцом. Перейдя проезжую часть, оказываемся на самой площади. Влево от нас уходит Страстной бульвар.

 

 

 

 

 

Вправо, с двух сторон от здания бывшей гостиницы у Петровских ворот - Петровский.

 

 

 

 

 

Подробно об этих бульварах мы писали в статье "Прогулка по Страстному и Петровскому бульварам".


Прямо перед нами на круглой брусчатой площадке установлен памятник В.С. Высоцкому, поэту, композитору, исполнителю авторской песни, актеру театра и кино. Владимир Семенович стоит с гитарой за спиной, широко расправив руки, словно крылья, глядя в небо, как будто желая улететь.

 

 

 

 


Выбор места для памятника неслучаен. Годы юности и творческого становления Высоцкого связаны с районом Самотёки (куда мы сейчас и направляемся). В одной из песен Высоцкого даже звучит своеобразное антипророчество: «Не поставят мне памятник в сквере, где-нибудь у Петровских ворот...». Пророчество не сбылось. Памятник поставили именно в том месте, о котором поется в песне.


Подробнее о жизни В.С. Высоцкого Вы можете прочесть в нашей статье «75 лет со дня рождения Высоцкого», в ходе нашей прогулки мы также еще вернемся к этой теме, а пока проследуем далее.


Трехэтажное здание с белыми колоннами (дом №15) – усадьба князей Гагариных.

 

 

 

 

 

До 1812-го года здесь располагался Английский клуб. Среди других посетителей здесь довелось побывать выдающемуся французскому писателю Стендалю (автору романов «Пармская обитель», «Красная и черное» и др.). История сохранила сказанную им фразу об Английском клубе в Москве: "В Париже нет ни одного клуба, который мог бы с ним сравниться".


Во время пожара 1812-го года здание сгорело, а после восстановления в 1833-м году здесь была открыта Ново-Екатерининская больница. После Октябрьской революции больница продолжала работать, сменив название на «городскую клиническую больницу №24», вплоть до 2009-го года. Сейчас здание находится на капитальной реконструкции.


Следуя далее по Петровке мы видим впереди монументальное здание, выполненное в строгом, если не сказать суровом стиле. Это знаменитая Петровка 38, Главное управление МВД сначала СССР, а теперь и Российской Федерации.

 

 

 

 


Однако не будем торопиться. Не доходя до здания ГУВД, свернем направо во 2-й Колобовский переулок. Здесь, скрытая за домами Петровки, находится Церковь Знамения Божьей Матери за Петровскими воротами при ГУВД по городу Москве.

 

 

 

 


Возвращаемся на Петровку. Здание ГУВД выполнено в форме буквы «П» с большим внутренним двором. Однако вход посторонним туда воспрещен, его охраняют массивные чугунные ворота, пройти через которые можно лишь по специальному пропуску. Но разглядеть, что находится на его территории, можно и через забор. У входа в здание установлен памятник-бюст Ф.Э. Джержинскому – железному Феликсу, создателю и первому руководителю ВЧК (Всероссийской Чрезвычайной комиссии).

 

 

 

 

 

ВЧК, как и самого Дзержинского, принято ассоциировать в первую очередь со спецслужбами, сначала НКВД, потом КГБ, теперь ФСБ. Однако в становлении и развитии органов внутренних дел ВЧК также сыграло немалую роль, потому-то Дзержинский и удостоился бюста у главного здания московской милиции.


Во время известных событий августа 1991-го года, когда был демонтирован памятник Дзержинскому на Лубянской площади, его «младшего брата» с Петровки постигла та же участь. Однако, если памятник с Лубянки и по сей день находится «в опале» в парке Искусств, то на Петровку бюст в 2005-м году вернули.


Зданием ГУВД достопримечательности улицы Петровка заканчиваются, но не заканчивается наша прогулка. Продолжением Петровки является улица Каретный ряд, по ней мы и проследуем.


За красным чугунным забором (куда более привлекательным, чем забор ГУВД) находится сад «Эрмитаж».

 

 

 

 

 

Пройдя пару десятков шагов вдоль забора, мы окажемся у главного входа в сад. На территории «Эрмитажа» располагаются сразу несколько театров. Сразу перед главным входом мы видим здание театра, носящего, такое же название как и сам сад – «Эрмитаж».

 

 

 

 

 

По правую руку от нас – здание театра «Новая опера».

 

 

 

 

 

А по левую – здание из красного кирпича без каких либо опознавательных знаков.

 

 

 

 

 

Забегая вперед, скажем, что это театр «Сфера», просто вход в него расположен с противоположной стороны, туда мы через пару минут дойдем.

 

А пока мы проследуем по саду против часовой стрелки. За зданием "Новой оперы" мы видим бюст Данте, итальянского поэта, автора "Божественной комедии".

 

 

 

 

 В дальнем конце сада расположена летняя эстрада, на которой в теплое время года проходят различные концерты.

 

 

 

 

 

А возле нее мы видим два гипсовых бюста выдающихся русских композиторов П.И. Чайковского и М.И. Глинки.

 

 

П.И. Чайковский

 

 

 


М.И. Глинка

 

 

Повернув налево, и пройдя несколько шагов, мы увидим еще один весьма своеобразный памятник, алюминиевые трубки согнутые в виде сердца. Как гласит табличка, расположенная рядом, это Памятник всем влюбленным, установленный по инициативе радиостанции «Серебряный дождь» 14 февраля 2006-года. Если верить все той же табличке, если загадать желание и пройти сквозь сердце, то желание должно сбыться.

 

 

 

 

 

Следуем далее. Перед нами еще один бюст, на этот раз Виктору Гюго, франузскому писателю, автору романа «Собор Парижской Богоматери», по мотивам которого написан, произведший в свое время фурор, мюзикл «Нотрдам де Пари». Бюст является подарком Москве от Парижа.

 

 

 


Слева от него - вход в уже упоминавшийся нами театр «Сфера».

 

 

 

 

 

Стоит сказать и несколько слов о самом саде в целом. Он уютен и привлекателе в любое время года. Помимо скамеек, он оборудован чугунными беседками,

 

 

 

 

 

а в темное время суток, дорожки сада обязательно освещаются многочисленными фонарями.

 

 

 



Выйдя из ворот сада, мы немного изменим привычный ход движения и проследуем не прямо по Каретному ряду, а вернемся немного назад, к самому началу улицы. От перекрестка налево уходит Средний Каретный переулок, туда мы и повернем.

 

Сам переулок никакими особыми достопримечательнотсями не обладает, поэтому идем быстро, не задерживаясь. Лишь однажды, над жилыми домами мелькнет позолоченный церковный купол. Это Храм Святого Равноапостольного князя Владимира, расположенный в соседнем Лиховом переулке. Но он, как и окружающие его постройки, находится на реконструкции и со всех сторон огорожен забором, поэтому подходить ближе особого смысла не имеет.

 

 

 

 

 

Средний Каретный переулок заканчивается поворотом налево, в Большой Каретный. Пройдя по нему около ста метров, мы дойдем до дома №15. Эта жилая пятиэтажка, казалось бы, ничем не примечательна.

 

 

 

 

 

Но подойдя ближе, мы увидим доску на стене:

 

 

 

 

 

Это именно тот самый дом, где жил В.С. Высоцкий. Каждый, кто хоть немного знаком с его творчеством помнит строки: «Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном…»


Справедливости ради, стоит отметить, что прожил Высоцкий здесь не так уж много, всего шесть лет, с 1949-го по 1955-й годы. Родился он на ныне не существующей 1-й Мещанской улице (сейчас на ее месте проходит проспект Мира), туда же они с матерью вернулись в 1955-м году. Однако за этот недолгий период у юного Высоцкого появилось множество друзей именно здесь, в районе Каретных переулков, и он продолжал много времени проводить у них.


«Ведь в Каретном ряду первый дом от угла, для друзей, для друзей...» - поется еще в одной его песне.


А в одном из интервью, на вопрос «любимое место в любимом городе?» Высоцкий ответил: «Самотёка, Москва». Самотёкой в народе назывался этот район издавна, по неофициальному названию реки Неглинной – это ее часто именовали Самотёкой.


Пройдя по Большому Каретному до конца, мы выходим на Садовое кольцо, а именно на Садовую-Самотечную улицу.

 

 

 

 

 

На противоположной стороне улицы мы видим здание Театра кукол.

 

   

 

 

 

Чтобы перейти Садовое кольцо, нам следует найти подземный переход. Ближайший расположен слева от нас, в точности напротив театра. По пути к нему, обратим внимание на здание дома №8, памятник архитектуры XIX-го века. Сейчас в нем располагается Московский гуманитарный педагогический институт.

 

 



 

 

Перейдя по подземному переходу, и выйдя к Театру кукол, мы увидим рядом с ним Памятник Сергею Владимировичу Образцову, актеру и режиссеру, всю свою сознательную жизнь посвятившему представлениям с театральными куклами. Именно он в 1931-м году создал этот театр, он же и руководил им более 60-ти лет, до самой смерти в 1992-м году. На памятнике Образцов так и запечатлен – с куклой в руках.

 

 



 

 

На этом наша прогулка подходит к концу, нам осталось добраться до метро. Можно прогуляться по Садовому кольцу пешком (около километра), а можно сесть на любой из видов общественного транспорта, он привезет нас к станции метро «Маяковская».

 

Дойдя (или доехав) до Триумфальной площади, мы увидим высотное здание гостинцы Пекин и памятник Владимиру Маяковскому.

 

 

 

 

 

Подробно Триумфальная площадь описана в нашей статье «Прогулка по Тверской улице» (часть1, часть2), поэтому сегодня останавливаться подробно на этих достопримечательностях мы не будем, лишь перечислим их. Вход в метро встроен в здание Концертного зала им. П.И. Чайковского Московской Государственной Филармонии.

 

 



 

 

На этом наша прогулка закончена.

Поделиться ссылкой:
Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарии, Вы можете войти на сайт, в том числе через Ваши социальные сети.

Нет комментариев к данной странице

Вы можете отмечать объекты, где были () и будете (), кликнув по серой иконке и отменять отмеченное, кликнув по цветной иконке.