Искать что?
Искать где?
Искать везде
При выделении нескольких категорий объектов, удерживайте Ctrl
Искать как?
Быстрый поиск
Помощь в поиске
Мы в социальных сетях:
RSS

Прогулка по парку "Музеон"

Проект Intomoscow.ru продолжает цикл прогулок по Москве. Сегодня мы отправимся в Парк Искусств "Музеон".

Наша прогулка начинается от станции метро "Октябрьская". Выход лучше всего осуществить с радиальной ветки (можно, конечно, выйти и с кольцевой, но тогда нам придется переходить Садовое кольцо). Выйдя из метро, мы оказываемся на улице Большая Якиманка

 

 

А на противоположной стороне улицы, чуть правее, мы видим Церковь Иоанна Воина.

 

 

Мы же поворачиваем в другую сторону. Пройдя буквально несколько шагов, нашему взору откроется еще одну церковь, Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот.

 

 

Храм стоял здесь с 1694 года. Однако в годы советской власти был сначала закрыт (1927 г.), а затем и снесен (1972 г.). Восстановлен в 2000 году. Новое здание церкви было освящено в  честь памяти погибших защитников правопорядка.

 

Непосредственно рядом с церковью мы видим подземный переход. Направляемся туда.

 

 

Оказавшись на другой стороны улицы, мы идем прямо до ближайшего перекрестка.  На противоположной стороне Калужской площади мы видим ее доминанту - монументальный памятник Ленину.

 

 

Обзору, к сожалению, мешают многочисленные провода и дорожные знаки. Однако Калужская площадь и не входит в наш сегодняшний маршрут. Мы поворачиваем направо и следуем по улице Крымский вал.

 

Пройдя совсем немного, мы увидим на противоположной стороне улицы чугунную ограду и скрывающиеся за ней деревья. Это Центральнй парк культуры и отдыха им. Горького, один из главных парков столицы. Он подробно описан в статье "Прогулка по ЦПКиО им. Горького и Нескучному саду".

 

 

Вскоре, по правую руку от нас появится четырехэтажное здание, выполненное в красно-белых цветах. Это Московский академический художественный лицей. У входа в него установлен памятник-бюст выдающемуся скульптору Н.В. Томскому.

 

 

Вскоре, на другой стороне улицы, мы увидим главные ворота Парка Горького.

 

 

А прямо перед нами - высокая стела с надписью "МУЗЕОН", ознаменовывающая вход в парк.

 

 

От центрального входа открывается великолепный вид на Крымский мост.

 

 

Справа и слева от входа в парк установлены две скульптурные композиции, составляющие единый ансамбль. Он не имеет названия, но на щите одного из мужчин на первой композиции расположена надпись "Мир земле". Это название вполне может подойти всему ансамблю, так здесь успешно сочетаются и женщина с караваем хлеба в руках и мужчина с автоматом, призванный охранять этот мир.

 

На первой скульптуре (справа от входа) мы видим трех женщин в крестьянских одеждах и уже упомянутого мужчину со щитом и автоматом. 

 

 

На другой (слева от входа) - три мужчины и две женщины в одежде рабочих, над которыми возвышается герб РСФСР.


 

Заходим в парк. Перед нами начинается центральная аллея. Слева от нее - монументальное здание, Центральный Дом Художника. Прежде чем проследовать по главной аллее, сначала свернем влево, по небольшой тропинке, ведущей к ЦДХ.

 

 

Первая скульптура, встречажющая нас на территории парка - А.С. Пушкин. Очень маленькая, можно даже сказать миниатюрная скульптура, значительно ниже человеческого роста, и никаких опозновательных знаков. Поэта выдает лишь очевидное портретное сходство. 

 

 

Рядом, по другую сторону тропинки - фонтан, выполненный также в пушкинской стилистике. Он украшен каменными цилиндром и плащом.

 

 

Далее следуют две аллегорические скульптуры. Одна из них напоминает ангела.

 

 

На второй изображены два человека в цилиндрах.

 

 

У левого крыла ЦДХ установлена скульптура: мужчина и женщина вздымают вверх знамя и цветы.


 

Несмотря на то, что скульптура весьма монументальна (в отличие, например, от двух предыдущих), ни названия ни автора на ней не указано. Забегая вперед, скажем, что подобное для Парка искусств - не редкость. В некоторых скульптурах мы увидим портретное сходство с теми, кому они посвящены, в некоторых - уловить сюжет. А некоторые, прямо скажем, оставят после их просмотра лишь недоумение. 

 

Однако же, продолжим прогулку. От левого крыла здания ЦДХ открывается великолепный вид на памятник "300 лет российскому флоту", он же памятник Петру I, расположенный на стрелке Болотного острова.


 

Эта монументальная работа Зураба Церетели высотой 98 метров является вторым по высоте памятником столицы. Первое место уверенно держит Монумент Победы в Парке Победы (141,8м). 

 

Неплохо виден отсюда и Храм Христа Спасителя, стоящий на другом берегу Москвы-реки.

 

 

Вернемся к главному входу и пройдем по аллее, уходящей влево. 

 

Очередная безымянная скульптура. Фигурка младенца, склонившийся над ней старик и три стоящих фигуры. Сюжет додумайте сами.

 

 

А вот у этой скульптуры, изображающей мужчину в папахе, есть и название и автор. Она выполнена Фахраддином Рзаевым в 2000-м году и называется "Кавказ".

 

 

Проследовав далее, мы оказываемся на большой опушке, центр которой занимает цилиндрическое здание, на фасаде которой написано "Школа".

 

 

Конечно же, это не школа, в прямом понимании этого слова, однако, определенная связь присутствует. Это павильон для лекций и открытых дискуссий на различные темы: искусство, образование, сосуществование в едином пространстве и т.д. Участником мероприятний, проводимых в "Школе" может стать любой желающий. Вход бесплатный. А почему "Школа"? Да потому что здесь учат любить искусство, порой такое разное, противоричивое, но тем не менее вечное. 

 

Вокруг павильона расположено несколько несколько достопримечательностей. Обойдем его вокруг. 

 

При виде этого объекта, первое чувство, которое испытает большинство гуляющих по парку - недоумение.  Душ на улице? Без каких либо ограждений? 

 

 

Однако информационная доска, расположенная рядом, это недоумение быстро развеет. Это "световой душ". Из распылителя вместо воды должны литься лучи света. Данная работа (автор Мария Заикина) - победитель конкурса "Искусство движется в город" - 2013. 

 

Рядом расположен безымянный всадник.

 

 

Если чуть углубиться в сторону от поляны, нам предстанет фигура, изображающая Родину. В одной руке автомат, в другой серп и молот. Волне типично для советского представления о Родине.

 

 

Левее расположены несколько аллегорических скульптур, из которых можно выделить разве что деревянную скульптуры футбольного вратаря. 

 

 

Повернем влево и выйдем на центральную аллею, прямиком у богового фасада Дома художников. Надпись на стене сообщает нам, что значительную часть ЦДХ занимает филиал Государственной Третьяковской галереи, а именно, выставка "Искусство ХХ века".   

 

 

У входа в здание установлена уменьшенная копия знаменитой скульптуры Е.В. Вучетича "Перекуем мечи на орала". Оригинал памятника находится в Нью-Йорке у здания штаб-квартиры ООН. Мужчина, кузнечным молотом игибающий меч, символизирует призыв к миру. ("Орало" это старорусское название плуга).

 

 

На другой стороне аллеи установлена скульптура "Караульный", выполненная в 1933 году. Ее автор Леонид Шервуд стал одним из первых скульпторов, кто стал осуществлять Ленинский план монументальной пропаганды.

 

 

Пройдемся влево от здания Дома художников.

 

Здесь мы видим еще одну уменьшенную копию памятника, известного на всю страну. Скульптура под названием "Стоять до конца" входит в мемориальный комплекс Мамаева кургана в Волгограде.

 

 

Советский воин с орденами на гимнастерке на гимнастерке и с ястребом на руке это не символический памятник. Это Степан Павлович Супрун – выдающийся советский летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза (второй раз был награжден посмертно). 

 

 

Хотя и здесь, и у предыдущего памятника какие либо пояснительные надписи, к сожалению, отсутствуют.

 

Идем далее.  Три бойца с автоматами, празднующие Победу.

 

 

Небольшой памятник Александру Твардовскому, автору поэме "Василий Теркин" и многих других произведений. Автор Татьяна Каменкова, 1987 год. На заднем плане - композиция "Песнь о мире" Людмилы Кремневой, выполненная в том же году и бюст безымянного советского солдата. 

 

 

Далее следует скульптурный ансамбль "Требуем мира". На первом плане - женщина с ребенком на руках, выпускающая в небо голубя, а сзади - группа людей, представляющих разные расы. 

 

 

Авторство этой работы принадлежит творческому коллективу под руководством знаменитого скульптора Веры Мухиной. Памятник был отлит в 1950-м году, толчком к его создания послужила начавшаяся война в Корее. Тематика скульптуры призвана обратить внимание на необходимость мира на планете, совсем недавно пережившей Вторую мировую войну.

 

Еще одна небольшая скульптура на тему Великой Отечественной войны: бойцы (а может быть, партизаны) коротают время в землянке.

 

 

Выходим на центральную аллею. За зданием ЦДХ расположилась целая галерея белых фигур, выстроившихся рядами. На первый взгляд даже примерно сложно сказать, сколько же их здесь (на самом деле чуть более 80-ти).

 

 

Это Зал белокаменной скульптуры, появившийся здесь после масштабной рэкспозиции, прошедшей в Музеоне в 2012-м году. Здесь собраны скульптуры, создававшиеся в период с 2000-го по 2011-й годы и выставлявшиеся на самых различных выставках и симпозиумах. Среди них есть как работы известных скульпторов, так и студентов, и даже любителей, не имеющих даже базового профессионального образования.

 

Описание всех скульптур займет слишком много времени (да и утомит читателя), при желании, Вы сами сможете их лицезреть во время прогулки. Перечислим лишь некоторые из них, наиболее интересные.

 

Патриарх Тихон. Один из самых почитаемых священнослужителей нашей страны.

 

 

Василий Блаженный. Тот самый, именем которого часто называют Храм Покрова на Красной площади. Тот самый, кого по преданиям боялся сам Иван Грозный.

 

 

Есть здесь сразу два скульптуры А.С.Пушкина. На одной он едет в карете.

 

 

На другой просто стоит в характерной для него одежде, плащ и цилиндр.

 

 

Композиция по мотивам басни "Волк в овечьей шкуре".

 

 

Теперь обратим внимание на левую сторону аллеи. Здесь в хаотичном порядке располагаются скульптуры на самые разные темы.

 

Три моряка, один из которых сидит на плечах у другого, а один человек изображен почему-то в горизонтальном виде. Что хотел сказать автор, остается только гадать.

 

Своеобразное видиние Дона Кихота.

 

 

А вот вполне понятная и жизненная картина: отец ведет за руку маленького ребенка. И название у скульптуры соответстующее - "Солнышко". Автор Альдона Ненашева, 1987 год.

 

 

Далее мы выходим к перекрестку двух аллей. Здесь начинается монументальная скульптура. Большинство памятников, расположенных здесь, это опальные "вожди народа".  Советские революционные и партийные деятели, памятники которых, расположенные в годы советской власти в разных точках Москвы, после смены политического курса были демонтированы и привезены в Музеон. Статую "Железного Феликса" с Лубянки мы увидим издалека одной из первых, также как и еще несколько, пусть и меньших по размерам, но также внушительных памятников. Однако не будем метаться из стороны в стороны, дабы ничего не пропустить. Пойдем по порядку. Сначала осмотрим объекты, расположенные по правую руку от нас.

 

Первая скульптура, оказавшаяся по пути нашего движения, человек, сидящий на скамье, высоко закинув голову, глядя в небо. Это памятник А.Д. Сахарову, ученому, создателю первой водородной бомбы, а вполседствии, общественному деятелю, правозащитнику и диссиденту. Это скульптура одна из немногих, которая к "галерее опальных вождей" отношения не имеет.

 

 

Повернувшись к скульптуре Сахарова спиной, мы окажемся перед памятником одной из самых противоречивых фигур не только отечественной, но, наверное, и мировой истории. Перед нами Иосиф Виссарионович Сталин, собственной персоной. 

 

 

Эта скульптура, выполненная в 1938 году Сергеем Меркуровым, до 1993-го года располагалась в Измайловском парке. Она представляет собой уменьшенную копию многометровой статуи, которая когда-то возвышалась над каналом имени Москвы в городе Дубна.

 

За спиной Сталина - железная клетка битком набитая "человеческими" головами.  Это работа носит название "Жертвы тоталитаризма". Автор Е.И. Чубаров. Соседство этих двух монументов очевидно и комментариев не требует.

 

 

Справа от Сталина расположена скульптура Я.М. Свердлова. Автор Р.Е. Амбарцумян. С 1978-го по 1990-й год памятник Свердлову находился в сквере рядом с Театральной площадью, которая в советские годы носила его имя.

 

 

И наконец, мы выходим к памятнику Ф.Э. Дзержинскому.

 

 

С 1958-го года памятник Дзержинскому, основателю и руководителю ВЧК, первой спецслужбы советской России, которая послужила основой создания КГБ, располагался в центре Лубянской площади, напротив здания, занимаемого органами госбезопасности. После августовских событий 1991-го года решением Моссовета памятник был демонтирован. Несколько лет он пролежал во дворе Третьяковки, а в 1994 году был перевезен и установлен в Парке искусств.

 

Стоит обратить внимания на надписи, сделанные на постаменте. Они напоминают акты вандализма, однако на других скульптурах (даже на Сталине) ничего подобного нет. Скульптуры в парке хорошо охраняют, а надписи, сделанные в том самом 91-м, во время демонтажа, который проходил стихийно и принять участие в нем мог любой желающий, сохранены намеренно, так как они, наравне с самим памятником, являются частью истории.

 

Рядом с "Железным Феликсом" располагается памятник Максиму Горькому.

 

 

Его судьба совсем иная, более прозаичная. Этот памятник, работу над которым начал скульптор И.Д. Шадр, а заканчивала (всвязи со смертью Шадра) В.И. Мухина, с 1951-го года украшал площадь Тверской заставы, что у Белорусского вокзала. Однако там уже более десяти лет (с 2002-го года) лет ведутся строительные работы. На время их проведения памятник был временно перемещен в Музеон.

 

Теперь вернемся к перекрестку и изучим скульптуры, расположенные в его левой части.

 

Памятник-бюст В.И. Ленину.

 

 

Памятник-бюст Карлу Марксу.

 

 

Бюсты составляют единую композицию, созданную в 1939-м году Сергеем Меркуровым. До 2000-го года располагались на Белорусском вокзале.

 

Рядом друг с другом и весьма похожие друг на друга, два памятника Л.И. Брежневу. 

 

 

 

 

Идем дальше. По левую руку от нас два невысоких бюста Ленина и Сталина. 

 

 

Издалека может показаться, что эти бюсты, как и работы Меркурова, осмотренные нами ранее, составляют единую композицию. Однако, подойдя ближе, становится значительно заметная разница в размерах. Автор у этих работ, действительно, один, Залман Виленский, отсюда и похожесть стиля. Но бюст Сталина отливался в 1947 году (еще при жизни "вождя"), а бюст Ленина спустя более 35 лет, в 1982-м .

 

Сзади за бюстами - конструкция из аллюминия: два герба СССР и надпись под ними: "СССР - оплот мира". До 1991-го года стела располагалась на Ленинском проспекте (на пересечении с улицей Кравченко). К слову, подобных памятников в Москве было несколько десятков, сохранились лишь единицы. Аллюминий - металл востребованный во все времена, и большинство конструкций были демонтированы и переплавлены.

 

 

Рядом с "Оплотом СССР" - каменное сооружение, которому автор, В.М. Кураев, присвоил в 1970-е годы незамысловатое название "Куб" (почему "куб", если композиция состоит из двух кубов, остается загадкой).

 

 

Стороны двух, стоящих друг на друге кубов, украшают барельефы на тему жизни в Советском Союзе: крестьянки, собирающие урожай, строители в процессе работы, дымящиеся трубы завода, надпись "Слава Труду!" и, конечно же, профиль Ленина.

 

Мы осмотрели скульптуры, расположенные по левую ру ку от нас. Теперь обратимся к правой стороне. Здесь располагается целая галерея памятников Ленину, свезенных со всей Москвы. Перечислим лишь некоторые из них.

 

Памятник работы Владимира Чазова (1960-е годы), привезен со скульптурного комбината в 1998-м году.

 

 

Молодой Ленин. Автор А.И. Торпыгин, 1970-е гг.

 

Правее, под сенью раскидистого дерево расположился памятник "всесоюзному старосте" М.И. Калинину. Автор Борис Дюжев, 1978 год. До начала 1990-х годов памятник располагался на проспекте Калинина, в состав которого входили улицы Новый Арбат и Воздвиженка.

 

 

Следуем далее. Очередная коллекция аллегорических скульптур. Из них можно выделить следующие:

 

Собирающий камни.  

 

 

Сошествие в ад.

 

 

Автор обеих скульптур А.Н. Горкушенко. Отлиты в 1995 году.

 

Следуем далее. Мужчина, разглядывающий бесформенный кусок камня, это памятник скульптору С.Д. Нефедову, подарок Москве от республике Мордовии, родине Нефедова. Его любимый пес также удостоился чести быть отлитым в бронзе вместе с автором.

 

 

От памятника Нефедову движемся влево.  Два мужчины, увлеченно дымящие трубками, это "Альберт Эйнштейн и Нильс Бор". Автор Владимир Лемпорт, 1970-е годы.

 

 

Рядом - скульптура, которая именуется "Воскресение". Довольно странное видиние библейского сюжета. Единственное, что можно предположить, что белый известняк это облака, сквозь которые Христос поднимается в небо.

 

 

Самая маленькая скульптура парка, ее высота без постамента составляет всего 80 см. Это "Суворов в альпах".

 

 

Автор обеих работ скульптор Дмитрий Тугаринов. 

 

Мы вышли на очередной перекресток, от которого вправо и влево расходятся две аллеи. Как и в предыдущий раз, чтобы не пропустить ничего интересного, пройдем сначала по оиз них, а потом, вернувшись обратно - по другой. 

 

Сначала повернем направо. Здесь, среди обильных зеленых начаждений, расположено несколько скульптур на военную тематику разных лет. 

 

Статуя воина времен Великой Отечественной войны, стоящего, обнажив голову, называется лаконично: "Солдат". Автор Т.Ю. Субханкулов, 1996 г.

 

 

Поблизости расположена скульптура, на которой мужчина ломает ядерную ракету. Нетрудно догадаться, что посвяжена она окончанию гонки вооружений. Табличка, находящаяся рядом, подтверждает наши догадки. Название скульптуры "Разоружение". Отлита в 1987-м году. Скульптор О.С. Кирюхин.

 

 

Безымянная скульптура, изображающая танковую атаку.

 

 

Следующая скульптура также не имеет названия, но по надписи, выбитой на камне: "Нас погибло 13823" нетрудно догадаться, что посвящена она павшим в Афганистане воинам-интернационалистам.

 

 

Доходим до очередного перекрестка. Вперед идти не имеет смысла, издалека видно, что парк на этом заканчивается. Вдалеке виден церковный купол. Это Церковь Святителя Николая Чудотворца в Голутвине, находящаяся совсем рядом с Музеоном, фактически сразу за оградой. Но попасть туда напрямую мы не сможем. Поэтому, поворачиваем налево.

 

 

Отсюда открывается довольно необычный ракурс на памятник Петру I. Он расположен к нам четко в профиль.

 

 

Следуя по этой аллее, мы минуем еще ряд скульптур. Из них стоит обратить внимание, на человека в очках. Это Махатма Ганди, знаменитый индийский деятель.

 

 

На очередной развилке встает вопрос, продолжать двигаться прямо по направлению к памятнику Петру, эта дорога, очевидно, приведет нас на Крымскую набережную. Но следует вспомнить, что нами осталась неосмотрена еще одна часть парка, поэтому на набережную нам еще рано. Поварачиваем налево. На пути нам встетися небольшое деревянное кафе. Если есть желание подкрепиться, то можно воспользоваться случаем, так как кафе и других заведений, где можно поесть, в парке довольно немного.

 

 

От кафе уходит тенистая тропинка.

 

 

По ней мы выйдем именно к тому перекрестку, с которого совсем недавно уходили. Только теперь мы оказались на его противоположной стороне. Вдали мы видим памятник Суворову и скульптуру "Воскресение".

 

 

Сейчас же осмотрим другу часть перекрестка, ту, что осталась неизученной.

 

Рядом с нами памятник А.С. Пушкину. Автор Альдона Ненашева, 1987 г.

 

 

Неподалеку, памятник другому русскому поэту, Сергею Есенину. Автор Анаталий Бичуков, 1987 г.

 

 

А между двумя русскими поэтами расположился писатель из экзотической страны Эквадор Хохе Икаса Коронель. Этот бюст был подарен Москве латиноамериканской республикой в 2010-м году. 

 

 

Неподалеку от этого "литературного уголка" расположилась самая обычная девушка в платке. Скульптура называется просто: "Строительница". Автор Христофор Геворкян, 1970 год.

 

 

Теперь смело движемся к набережной. По левую от нас руку, очередная галерея аллегорий.

 

 

А по правую - небольшая скульптура, изображающая пожилого мужчину в очках и кепке. Можно предположить, что это фигура абстрактного человека (как и давешняя "Строительница"), однако это не так. Это С.Н. Сотников, художник и скульптор, отлитый в бронзе Салаватом Щербаковым в 2000-е годы. 

 

 

А рядом Михайло Ломоносов, работы Леонида Баранова (1993 год). Остается лишь удивляться, насколько хаотично расставлены скульптуры в Парке искусств. Однако, может быть, именно в этом и заключается его привлекательность.

 

 

В непосредственной близости от набережной раскинулся уголок Японии - Восточный сад. В него входят:

 

Фонтан-грот.

 

 

Пруд с деревянными мостиками и фигурой дракона, вышедшего из японских легенд. Здесь очень любят резвиться дети.

 

 

Еще один пруд со статуей самурая на острове.

 

 

Итак, мы выходим на заключительный вираж нашей прогулки. Крымская набережная.

 

 

Отсюда можно разглядеть памятник 300-летию российского флота с наиболее приближенной точки. Складывается ощущение, что до скульптуры можно дотронуться рукой.

 

 

Храм Христа Спасителя на противоположном берегу.

 

 

В теплое время года, на клумбах набережной всегда цветут цветы.

 

 

Следуем по направлению к Крымскому мосту. 

 

У заднего фасада Дома художников расположился необычный фонтан. Он не имеет чаши, струи бьют из небольших отверстий в асфальте. Поэтому, в жару, можно искупаться в таком фонтане, не нарушая никаких правил поведения. Фонтан оборудован подсветкой, которая включается с наступлением темноты.

 

 

Здесь же, на набережной функционирует ярмарка.

 

 

Большинство палаток торгует сувенирной продукцией, в некоторых можно перекусить шашлыком или вареной кукурузой .

 

Итак, мы подошли к Крымскому мосту. 

 

 

Если пройти под ним, то можно очутиться на Пушкинской набережной, которая служит входом в Парк Горького

 

 

Но как мы писали в самом начале, этот парк нами уже изучен в статье "Прогулка по ЦПКиО им. Горького и Нескучному саду".

 

Мы же поднимаемся на мост.

 

 

Отсюда открывается живописная панорама на Храм Христа Спасителя, Памятник Петру I, в ясную погоду вдалеке можно увидеть купол Ивана Великого и шпили кремлевских башен.

 

 

Пройдя мост, и следуя по Крымскому проезду, по левую руку мы видим черный купол Церкви Покрова Пресвятой Богородицы Остоженской общины, а вдали - купола храмов Зачатьевского монастыря.


 

Здание со статуями Кирилла и Мефоди на фасаде - Дипломатическая академия.

 

 

Помимо барельефов, фасад здания украшает мемореальная доска в память о А.М. Горчакове, одном из выдающихся дипломатов России.

 

Следом за ним, мы видим вестибюль станции метро "Парк культуры".

 

 

На этом наша прогулка закончена. До новых встреч. 

Поделиться ссылкой:
Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарии, Вы можете войти на сайт, в том числе через Ваши социальные сети.

Нет комментариев к данной странице

Вы можете отмечать объекты, где были () и будете (), кликнув по серой иконке и отменять отмеченное, кликнув по цветной иконке.