Искать что?
Искать где?
Искать везде
При выделении нескольких категорий объектов, удерживайте Ctrl
Искать как?
Быстрый поиск
Помощь в поиске
Мы в социальных сетях:
RSS

Прогулка по Чистопрудному, Покровскому и Яузскому бульварам.

Мы продолжаем наш цикл прогулок по Бульварному кольцу. Сегодня мы пройдем по Чистопрудному, Покровскому и Яузскому бульварам, ознакомимся с их достопримечательностями и историей.

Мы увидим памятник А.С. Грибоедову, Церковь Архангела Гавриила, памятник Абаю Кунанбаеву и многое другое, посетим Чистый пруд, окруженный живописным парком, и узнаем, почему по Бульварному кольцу и по сей день курсирует трамвай, обозначенный не номером, а литерой "А".

Выходим на станции «Чистые пруды».

 

 

 

 

 

Если в метро четко следовать указателям «К Чистопрудному бульвару», то мы окажемся на площади Мясницкие ворота, от которой и начинается Чистопрудный бульвар.

 

Чистопрудный бульвар начинается памятником А.С. Грибоедову, выдающемуся российскому дипломату и драматургу, автору бессмертной пьесы «Горе от ума».

 

 

 

 

 

Пьедестал памятника украшают барельефы, изображающие Чацкого, Фамусова, Молчанова и других героев пьесы.

 

 

 

 

 

За памятником нам открывается вид на Чистопрудный бульвар.

 

 

 

 

 

Но здесь стоит оговориться: поскольку нам интересны не только достопримечательности самого бульвара, но и его окрестностей, а пешеходная часть бульвара отгорожена от проезжей части чугунной оградой, то двигаться мы будем как по пешеходной части, так и по правому и левому тротуарам, в нужных местах переходя дорогу.

 

Начнем с четной стороны. Двухэтажное бежевое здание с остроугольными башенками (дом №4) – памятник архитектуры XIX века.

 

 

 

 

 

До революции здесь располагался «Дом призрения заслуженных престарелых членов почтово-телеграфного ведомства».

 

Над его крышей виден купол православной церкви. Чтобы осмотреть ее, после дома №4 свернем в Архангельский переулок. Храм, который открывается нашим глазам, церковь Архангела Гавриила, памятник архитектуры начала XVIII века.

 

 

 

 

 

Эта церковь является единственной в Москве, выполненной в виде башни. В XVIII веке она носила неофициальное название «Меншикова башня» (так как была построена по приказу князя Меншикова). Сохранилась даже табличка на фасаде здания, на которой название Храма так и указано: «Церковь Архангела Гавриила. Меншикова башня».

 

Сейчас башня имеет четыре этажа. Изначально же она была пятиэтажной, а над пятым этажом возвышался шпиль с часами и фигурой Архангела Гавриила. На тот момент Меньшикова башня являлась самой высокой церковью в Москве, она была на 3 метра выше Колокольни Иоанна Лествичника (Иван Великий) в Московском Кремле.

 

Но в 1723 году в шпиль башни ударила молния, деревянный пятый этаж сгорел, шпиль обрушился. В народе сразу же поползли слухи о том, что это небесная кара князю, за то, что он якобы поставил себя выше царя.

 

Но Светлейшему было уже не до этого. На тот момент он уже являлся губернатором Санкт-Петербурга и все его московские проекты его мало заботили. Восстанавливать полусгоревшую церковь взялся живший по соседству Г.З. Измайлов, член масонской ложи. Некоторое время церковь использовалась для встреч масонов, на фасадах даже появились новые барельефы с масонскими символами (стерты по велению митрополита Филарета в 1860 году).

 

Рядом с башней в начале XIX века была построена Церковь Федора Стратилата. Такое близкое соседство двух самостоятельных храмов объяснялось тем, что высокую Меншиковскую башню в зимнее время было очень сложно протопить, и на молебнах приходилось очень тяжело как прихожанам, так и священнослужителям. А Церковь Федора Стратилата сделали очень теплой, таким образом, она стала выполнять роль зимнего прихода, а Церковь Архангела Гавриила - летнего.

 

Надо сказать, что и с архитектурной точки зрения сочетание этих двух церковных строений смотрится достаточно гармонично. Не каждый прохожий догадается, что это два разных храма.

 

 

 

 

 

Примечательный факт: в архитектуре православных храмов, как правило, колокольня является самой высокой постройкой. В этом же случае получилось наоборот: роль звонницы выполняет Церковь Федора Стратилата. На Меншиковой башне колоколов нет (они были до описанного выше пожара, но при реконструкции колокольню было решено не восстанавливать).

 

Возвращаемся на бульвар.  Следующее, заслуживающее внимания здание, дом №10 – Усадьба Кашкина–Дурасовой, памятник архитектуры XIX века.

 

 

 

 

 

По пешеходному переходу перейдем на другую сторону, чтобы оказаться на пешеходной части бульвара. Переходя через трамвайные пути, следует напомнить, что в районе Чистых прудов курсирует довольно примечательный трамвай - трактир на колесах "Аннушка". Заплатив 100 рублей, можно совершить оригинальную трамвайную экскурсию, а заодно и перекусить или выпить.  А по пятницам и субботам "Аннушка" отправляется в двухчасовую экскурсию по всей Москве. Начало маршрута - у станции "Чистые пруды".

 

Само название "Аннушка" пошло от того, что еще совсем недавно в речи москвичей часто можно было услышать "Кольцо А" (Бульварное кольцо) и "Кольцо Б" (Садовое кольцо).  По Бульварному кольцу и по сей день курсирует трамвай, обозначенный не номером, а литерой "А". Отсюда и пошло название трамвая-трактира "Аннушка".

 

На бульваре в летнее время часто проходят различные выставки картин и фоторабот.

 

 

 

 

 

Пройдя еще немного, мы видим следующий памятник. Почтенный старец, восседающий в позе мыслителя, это Абай Кунанбаев – выдающийся казахский поэт, основатель казахской письменности. Площадка вокруг памятника выложена белым камнем и обнесена гранитным полукругом, надпись на котором гласит «Вечен творец бессмертного слова».

 

 

 

 

 

Перед памятником разбит фонтан "Поющий журавль". "Берега" фонтана выложены из камней-валунов, на одном из которых расположилась бронзовая фигура журавля. Дополняют картину зеленые насаждения вокруг фонтана.

 

 

 

 

 

Здание, расположенное по центру пешеходной зоны бульвара – Велнесс-клуб «Чистые пруды» («велнесс-клуб» означает центр физической культуры, красоты и здоровья).

 

 

 

 

 

Обогнув его, нашему взору открывается главная достопримечательность бульвара, в честь которого он и получил свое название, Чистый пруд, окруженный живописным парком.

 

 

 

 

 

Здесь стоит сказать пару слов о происхождении пруда и его названия. Там где сейчас проходит Чистопрудный бульвар, с давних пор располагались различные скотобойни и торговые ряды, торгующие мясом (неслучайно и название одной из прилегающих к бульвару улиц – Мясницкая). А в болото, которое находилось на месте нынешнего пруда, сбрасывались все отходы  от скотобоен и мясных лавок. Оттого и болото носило название «Поганый пруд».

 

В начале XVIII века значительный участок в этом районе выкупил князь Меншиков (потому и Меншикова башня была построена именно здесь). Он распорядился перенести скотобойни в другое место, а пруд очистить и облагородить. В противовес старому названию он получил название «Чистый пруд». Название района «Чистые пруды» было обиходным, так как пруд здесь всегда был только один. Но оно настолько прижилось, что до наших дней дошло именно в таком виде – во множественном числе.

 

Сейчас  окрестности Чистого пруда – излюбленное место москвичей для встреч, свиданий и  прогулок. На пруду основан один из немногих в городе ресторан на воде «Шатер», организован прокат катамаранов, а иногда можно прокатиться даже на гондоле.

 

 

 

 

 

Напротив пруда, по нечетной стороне бульвара (дом №19), расположено здание театра «Современник».

 

 

 

 

 

Чуть далее, в доме №23,  в 1920—1934 гг проживал выдающийся советский режиссер С.М. Эйзенштейн, о чем гласит памятная доска на фасаде здания.

 

 

 

 

 

Сейчас на первом этаже дома работает Библиотека имени Ф.М. Достоевского.

 

Дойдя до конца пруда, перейдем на четную сторону бульвара. Дом №14, Доходный дом Церкви Троицы на Грязях, постройки начала XX века, памятник позднего, «национального», модерна. Интересен не только с архитектурной, но и с художественной точки зрения. Фасад первых четырех этажей (три верхних этажа были надстроены значительно позже) украшены фресками с изображениями сказочных зверей работы художника С.И. Вашкова.

 

 

 

 

 

Здание в торце бульвара - бывшая гостиница «У Покровских ворот», памятник архитектуры XVIII века.

 

 

 

 

 

На сегодняшний день здание, к сожалению, находится в весьма обветшавшем состоянии.

 

Обогнув здание бывшей гостиницы, мы оказываемся на площади Покровские ворота. У многих это название  ассоциируется с одноименным советским кинофильмом. Дом, в одной из коммуналок которого живут герои фильма, находился где-то здесь. По сюжету в конце фильма этот дом сносится, поэтому какой именно дом имел в виду режиссер Михаил Козаков, неизвестно.

 

Прежде чем двигаться в сторону Покровского бульвара, свернем налево, на улицу Покровка. Дом №22, трехэтажное здание бирюзового цвета – Усадьба Апраксиных-Трубецких, памятник архитектуры XVIII века.

 

 

 

 

 

Памятная доска на фасаде оповещает нас, что усадьбу неоднократно посещал А.С. Пушкин.

 

Над крышами домов Покровки высятся церковные купола, поэтому мы направляемся туда. В небольшом Барашевском переулке расположилась Церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы в Барашах.

 

 

 

 

 

Рядом расположилось здание, мало напоминающее православный храм.

 

 

 

 

 

До революции здесь находилась Церковь Воскресения Христова в Барашах.  В 1930-е годы была разрушена колокольня храма, снесены купола, ликвидирован иконостас.

 

Сейчас здание бывшей церкви занимает одно из подразделений ГУВД Москвы. РПЦ неоднократно пыталась вернуть Храм прихожанам, полицейское начальство тоже не против освободить здание, но для этого необходимо подыскать подходящее помещение для переезда. К сожалению, сделать это пока не удается.

 

Вернувшись к площади, пройдем по Покровке в другую сторону. Здесь мы увидим Церковь Троицы Живоначальной на Грязях у Покровских ворот.

 

 

 

 

 

В небольшом сквере, вымощенном каменными плитами, установлен памятник Н.Г. Чернышевскому, писателю и революционному философу, автору знаменитого романа «Что делать?»

 

 

 

 

 

Минуя площадь Покровские ворота, повернем налево и свернем в Хохловский переулок. Здесь мы увидим Церковь Троицы Живоначальной в Хохлах, памятник архитектуры XVII века.

 

 

 

 

 

Возвращаемся на Покровский бульвар. На нечетной стороне расположилась крупнейшая постройка бульвара (протяженностью более 100 метров)  Покровские казармы (дом №3).

 

 

 

 

 

Казармы были построены в начале XIX века по указу Императора Павла I. Перед казармами, на том месте, где сейчас проходит бульвар, располагался плац. Примечательно, что здание использовалось под казармы вплоть до 1960 года, после революции переименованные в Дзержинские.

 

Перейдем на четную сторону. Напротив Покровских казарм располагается дом №10 с прилегающим к нему Милютинским садом. В здании находится Детский центр эстетического воспитания, а сад является излюбленным местом отдыха жителей близлежащих окрестностей. Парк оснащен несколькими детскими площадками, спортивной площадкой для игры в баскетбол или футбол, вдоль дорожек сада располагаются скамейки для отдыха и неспешных бесед.

 

 

 

 

 

Сад очень ухоженный и уютный. Например, редко в центре Москвы встретишь плодоносящую яблоню.

 

 

 

 

 

Погуляв по саду, возвращаемся на бульвар и переходим на нечетную сторону.

 

Следующее за Милютинским садом здание (дом №12С1), Дом Крестниковой постройки XIX века (перестроен в начале ХХ века), сейчас занимает Прокуратура Центрального Административного Округа.

 

Дом №7

 

 

 

 

 

и дом №9

 

 

 

 

 

 

это здания бывшей усадьбы Крестовниковых постройки XIX века.

 

Перейдем на другую сторону бульвара и свернем в Малый Трехсвятительский переулок. Здесь находится Церковь Трех Святителей на Кулишах (по ней и получил свое название переулок).

 

 

 

 

 

Здесь стоит сказать пару слов о районе Большого и Малого Трехсвятительских переулков, Хитровского переулка и других прилегающих к ним окрестностях. В конце XIX - начале XX века "Хитровка" (так тогда назывался этот район) представляла собой далеко не самый приветливый уголок Москвы. "Хитровка" являлась центром криминального мира столицы. Здесь обитали преступники всех "мастей", от так называемых "деловых" до мелких жуликов, здесь скрывались от полиции беглые каторжники, хватало на "Хитровке" и обычных нищих и бездомных.

 

Добропорядочные граждане старались обходить "Хитровку" стороной даже днем, а уж оказаться здесь в ночное время, означало гарантированно остаться без кошелька, а то и вовсе лишиться жизни. По описаниям современников, даже полиция старалась появляться на "Хитровке" как можно реже, очень уж рискованными были рейды по этому району.

 

Наиболее полное описание быта "Хитровки" можно прочесть в книге В.А. Гиляровского "Москва и москвичи". В отличие от большинства жителей города, Гиляровский бывать на "Хитровке" не боялся, его здесь знали и принимали за "своего".

 

Позднее, маршрутами Гиляровского рискнули пройтись и драматурги К.К. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко с художником В.А. Симовым, когда готовились к постановке спектакля по пьесе Максима Горького "На дне" (сам Горький черпал "натуру" в трущобах Нижнего Новгорода). Постановка имела большой успех, во многом благодаря тому, что ее авторы видели "дно" своими глазами.

 

"Хитровка" нередко упоминается и в детективах Бориса Акунина.

 

Сейчас о той опасной и неприятной "Хитровке" напоминает лишь название Хитровского переулка.

 

Вернемся на бульвар. Дом №11 – Дом Дурасовых, памятник архитектуры XVIII века, считается одним из лучших произведений зрелого классицизма в Москве конца XVIII столетия. Сейчас оно окутано строительной сеткой, ведется капитальная реконструкция.

 

 

 

 

 

Перейдем на четную сторону. Дом №16, еще один памятник архитектуры XIX века.

 

 

 

 

 

Здание, которым заканчивается бульвар (дом №18/15) – Дом Телешева (или Дом Карзинкиных) известен не только как памятник архитектуры XVIII века, но и как памятник истории.

 

 

 

 

 

Изначально дом принадлежал одной из ветвей графов Толстых, затем был куплен купцом Андреем Карзинкиным. В конце XIX века здесь проживала художница Елена Карзинкина со своим супругом писателем Николаем Телешевым. В 1899-1916 гг. здесь собиралась творческая московская интеллигенция, в результате чего возникло литературное объединение, названное «Средами» Телешова.  В «Средах» неоднократно принимали участие Максим Горький, Иван Бунин, Фёдор Шаляпин, Сергей Рахманинов и многие другие известные деятели искусства.

 

Покровский бульвар заканчивается, переходя в Яузский.

 

Четная сторона Яузского бульвара начинается монументальным зданием в стиле постконструктивизма, характерного для 30-х годов XX века.

 

 

 

 

 

Вход в здание украшают две гипсовые фигуры – шахтера и колхозницы.

 

Мужчина держит в одной руке отбойный молоток, а в другой - книгу,

 

 

 

 

 

а женщина изображена с винтовкой и снопом пшеницы.

 

 

 

 

 

По всей видимости, это должно символизировать всесторонность советского народа, который умеет все: и работать, и получать образование, и, при необходимости, защищать свою страну с оружием в руках.

 

Отметим, что с перекрестка, которым начинается Яузский бульвар, открывается довольно живописный вид: вдали мы видим купола Московского Кремля, а за ними высотки Делового Центра «Москва-Сити».

 

 

 

 

 

Движемся по бульвару.

 

 

 

 

 

Главной его достопримечательностью с недавних пор является памятник Расулу Гамзатову, выдающему ся советскому поэту. Памятник установлен совсем недавно, летом 2013-го года.

 

 

 

 

 

Памятник представляет собой ростовую фигуру поэта, сидящего на стуле, а довершает композицию гранитная стела, на которой изображена стая журавлей и бессмертные строки, принадлежащие перу Гамзатова:

 

"Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю эту полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей."

 

Дом №9 - Городская усадьба Спиридова - Рюхардт

 

 

 

 

 

и дом №11

 

 

 

 

 

являются памятниками архитектуры XIX века.

 

Дом №13 – Доходный дом Болдыревых, памятник архитектуры в стиле модерн начала ХХ века.

 

 

 

 

 

Часть помещений этого здания занимает Центральный Пограничный Музей.

 

Перейдя на другую сторону бульвара, повернем в Петропавловский переулок. В его начале возвышается Церковь Святых Апостолов Петра и Павла у Яузских ворот, памятник архитектуры начала XVIII века (1700-1702 гг).

 

 

 

 

 

Эту церковь стоит не только осмотреть со стороны, но и посетить ее внутренний дворик. Такое уютное обустройство церковного двора редко встретишь в Москве. На площадке, вымощенной гранитной плиткой, установлена ротонда с небольшим фонтаном в виде православного креста, по обе стороны от нее – гипсовые фигуры молящихся женщин.

 

 

 

 

 

Слева от ротонды мы видим деревянный крест в память всех погребённых на погосте Петропавловского храма.

 

 

 

 

 

В Петропавловской церкви открыто Подворье Сербской Православной Церкви. Храм является символом единства и духовного братства двух Православных Церквей, Русской и Сербской.

 

Возвращаемся на Яузский бульвар. Дом №15 - городская усадьба Филипповых, памятник архитектуры  XVIII века.

 

 

 

 

 

Заканчивается бульвар еще одним историческим зданием постройки XVIII века (дом №18/15).

 

 

 

 

 

Выходим на площадь Яузские ворота. Над площадью возвышается одна из знаменитых сталинских высоток – Дом на Котельнической набережной.

 

 

 

 

 

От площади повернем налево. Пройдя немного по Яузской улице, на пересечении ее с Серебряническим переулком, мы увидим Церковь Троицы Живоначальной в Серебряниках.

 

 

 

 

 

Вернемся на площадь и перейдем на противоположную сторону. Примечательный факт: пешеходный переход через площадь Яузские ворота является самым длинным в Москве.

 

 

 

 

 

Спустимся в небольшой сквер.

 

 

 

 

 

В центре сквера высится стела – Памятник пограничникам Отечества.

 

 

 

 

 

Основание стелы украшают барельефы, изображающие пограничников разных эпох: древнерусских богатырей и современных солдат с собаками и автоматами.

 

Из угла сквера видна река, давшая название бульвару, Яуза. Именно здесь она впадает в Москву-реку. Поэтому и два ближайших моста (через Яузу и через Москву-реку) носят названия, соответственно, Малый Устьинский мост

 

  

 

 

 

и Большой Устьинский мост (от слова "устье").

 

 

 

 

 

На этом, казалось бы, наша прогулка может быть закончена, однако, в непосредственной близости от Яузского бульвара нет метро. Поэтому нам придется прогуляться еще немного по улице Солянка.

 

Выйдя из сквера и перейдя дорогу, поворачиваем налево. С виду неприметное здание дома №14, тем не менее, является памятником архитектуры XVIII века, здесь располагался Институт акушерства, о чем гласит памятная доска на фасаде здания.

 

 

 

 

 

Следующее за ним строение куда более монументально. Это классический пример стиля русский ампир XIX века.

 

 

 

 

 

До 1917 года здесь располагался московский Опекунский совет. Сейчас его занимает Академия медицинских наук.

 

Памятная доска на фасаде повествует нам о том, что здесь трудился выдающийся ученый хирург Н.Н. Бурденко.

 

 

 

 

 

Пройдя еще немного, мы увидим два гранитных пилона с венчающими их скульптурными композициями. Это Ворота воспитательного дома. Скульптуры на пилонах носят названия "Воспитание" и "Милосердие".

 

 

 

 

 

Императорский воспитательный дом занимал целый квартал между Солянкой и Москворецкой набережной. Само здание хорошо просматривается с набережной или с Большого Устьинского моста, а вот ворота, которые сами по себе являются памятником архитектуры, выходят на Солянку.

 

На противоположной стороне улицы мы видим Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках. Сейчас она «закована» в строительные леса, но по тем элементам, которые уже отреставрированы, очевидно, что по окончании работ выглядеть она будет очень красиво.

 

 

 

 

 

У входа в церковь расположился монумент, напоминающий нам об одной из трагических страниц нашей новейшей истории. Это Памятник в память о жертвах трагедии в Беслане. Фигуры беззащитных детей, разбросанные детские игрушки... каждый проходящий мимо должен понимать, это никогда не должно повториться.

 

 

 

 

 

Также стоит обратить внимание на комплекс домов (№1стр.1 и №1стр.2). Монументальные серые здания в конце Солянки, занимают целый квартал. В начале ХХ века они принадлежали Московскому купеческому обществу и использовались как доходные дома (то есть квартиры в них сдавались в аренду). После революции были национализированы и с тех пор являются жилыми домами.

 

 

 

 

 

Свернув в Солянский проезд, и, пройдя по нему буквально пару минут, мы окажемся на Славянской площади. Прямо перед нами - Церковь Всех Святых на Кулишках постройки XVII века.

 

 

 

 

 

На противоположной стороне Славянской площади мы видим Памятник Кириллу и Мефодию - основателям славянской письменности.

 

 

 

 

 

Но туда мы отправимся уже в рамках другой прогулки. Один из многочисленных входов в метро «Китай-город» расположен прямо перед нами, рядом с Церковью на Кулишках.

 

На этом наша прогулка завершена.

Поделиться ссылкой:
Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарии, Вы можете войти на сайт, в том числе через Ваши социальные сети.

Нет комментариев к данной странице

Вы можете отмечать объекты, где были () и будете (), кликнув по серой иконке и отменять отмеченное, кликнув по цветной иконке.