Искать что?
Искать где?
Искать везде
При выделении нескольких категорий объектов, удерживайте Ctrl
Искать как?
Быстрый поиск
Помощь в поиске
Мы в социальных сетях:
RSS

Политическое значение праздника 4 ноября

В нашем сегодняшнем поздравлении с праздником народного единства мы уже упоминали о том, как сильно политизирована эта дата, ставшая где-то органической, а где-то искусственной заменой для россиян праздника 7 ноября. 


Однако много политического смысла и в самом празднике, а не только в его появлении. 

Наш проект всегда старается дистанцироваться от политики в чистом виде, однако когда эта политика вместе с исторической памятью присутствует в достопримечательностях Москвы, мы немного говорим и о ней тоже.


Праздник 4 ноября символизирует не только патриотизм и историческую борьбу россиян с оккупацией, борьбу за независимость страны, это еще и праздник гражданского общества, гражданского и национального самосознания. Народное ополчение – именно народное. И, между прочим, именно из Кремля народ изгонял непонравившуюся ему власть. Этот символ никогда особо не нравился никакой существовавшей после этого времени власти. И нынешняя российская власть, заменив один революционный праздник на другой, возможно, сама не поняла глубину смысла этой рокировки.


А в советское время это праздник отменяли. И не только потому, что он имел религиозные корни (праздник иконы Казанской Божией матери), но и потому, что это был праздник борьбы народа за власть и против власти. И кстати, после борьбы были выборы. Кроме праздника революции, тщательно отшлифованного пропагандой в сознании народа, больше праздников революций было не нужно, а напоминание о гражданском самосознании, неповиновении и после победы – еще и о выборах - вообще было бы вредным для советского общества.


И еще одно, почти легендарное, курьезное дополнение...


В одно прекрасное утро (в сталинский период) на знаменитом памятнике Минину и Пожарскому на Красной площади (одному из немногих, кстати, в Москве в память тех событий, подробнее – в нашем обзоре про 1612 г.) появилась двусмысленная надпись:

 

"Гляди-ка, князь,

Какая мразь

В стенах кремлевских завелась". 

 

Позы народных героев идеально совпадают с такой озвучкой. Минин призывает Пожарского к войне с поляками, засевшими в Кремле. Минин указывает рукой на Кремль – см. фотографии памятника. Пожарский слушает и напряженно смотрит также на Кремль. Напомним, что памятник изначально стоял в центре площади, и оба героя располагались лицом к Кремлю.


Можно себе представить реакцию Сталина, узнавшего о появлении такой надписи на памятнике рядом с его резиденцией. В данном случае «антикремлевская» деятельность Минина и Пожарского по изгнанию поляков из Москвы и из Кремля, превращалась в аллегорию против существующей власти, якобы такой же антинародной и также засевшей в Кремле. Очень удачная стилизация. Памятник чудом уцелел, однако его перенесли к храму Василия Блаженного и развернули, т.к. он в том числе и мешал проведению военных парадов на площади. И теперь жест народного героя Минина против Кремля - не столь очевиден. Однако вспомните о нем, когда будете на Красной площади. Это привнесет дополнительные эмоции.


Так или иначе, памятник и праздник 4 ноября – память не только патриотизму, борьбе и победе, но и - память гражданского самосознания в России и в т.ч. - честным выборам лидера после победы. И, видимо, памятка для любой существующей власти о том, что нужно не забывать о силе народной. 


Достаточно ярко и аргументированно на эту тему выступил один из современных, оппозиционных ныне, российских политиков:






Поделиться ссылкой:
Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарии, Вы можете войти на сайт, в том числе через Ваши социальные сети.

Нет комментариев к данной странице

Вы можете отмечать объекты, где были () и будете (), кликнув по серой иконке и отменять отмеченное, кликнув по цветной иконке.