Искать что?
Искать где?
Искать везде
При выделении нескольких категорий объектов, удерживайте Ctrl
Искать как?
Быстрый поиск
Помощь в поиске
Мы в социальных сетях:
RSS

Патриарший дворец

  • Другие названия: Патриаршие палаты с церковью Двенадцати апостолов
  • Дата постройки: 1450 г., 1635-1656 гг.
  • Архитектор, скульптор, реставратор: Бажен Огурцов и Антип Константинов
  • Адрес: Московский Кремль
  • Метро: Библиотека им. Ленина
  • Координаты: 37°37′0.64″E; 55°45′4.28″N

С северной стороны Успенского собора расположено древнее здание Патриаршего дворца. Оно включает в себя церковь Двенадцати апостолов, жилые покои с домовой церковью Апостола Филиппа, Крестовую, или Мироварную, палату, трапезную.

На месте Патриаршего дворца с обширным внутренним двором ранее находился митрополичий дом, который в течение своей истории несколько раз перестаивался в соответствии с вкусами очередного владельца.

Первый митрополичий двор в Кремле был основан еще в XIV веке и находился у Боровицких ворот. В это время Москва вела активную борьбу за объединение русских удельных княжеств в единое государство. В связи с этим митрополит Петр решил переехать из Владимира, где тогда жили митрополиты, в Москву. Несколько позднее митрополичий двор от Боровицких ворот был перенесен на северо-западную сторону Успенского собора и стал постепенно обустраиваться. В 1450 г. при митрополите Ионе на дворе была заложена "палата каменная" и церковь Ризположения. В 1473 г. двор со всеми служебными и хозяйственными постройками сгорел, но вскоре при митрополите Геронтии был восстановлен.

В период польско-шляхетской интервенции в начале XVII века митрополичий, а затем и патриарший двор, не уступавший в роскоши царскому дворцу, был разграблен, а в 1626 г. окончательно опустошен пожаром. Спустя несколько лет Патриарший двор снова стал обустраиваться. При патриархе Никоне в 1656 г. было построено новое, сохранившееся до нас здание Патриаршего дворца с церковью Двенадцати апостолов, занявшее часть дворца Бориса Годунова. Строителями его были кремлевские мастера Давид Охлебинин и Антип Константинов. Четырехэтажное здание дворца и собор выдержаны в стиле московской архитектуры того времени. В декоративной обработке фасадов имеются элементы владимиро-суздальского зодчества и классики.

Среди множества помещений патриаршего дворца особый интерес представляет Крестовая палата, получившая позднее название Мироварной. Огромный зал, площадью 280 кв.м., перекрытый одним сомкнутым сводом, поражал современников своими необыкновенными размерами, а собенно удивляло отсутствие подпор в центре свода. В палате проходили торжественные приемы, церковные соборы и встречи с царем. С 1763 г. в палате варили миро. С этой целью здесь была устроена специальная печь, сохранившаяся до наших дней.

Не менее важное место в Патриаршем дворце занимал собор Двенадцати апостолов, сооруженный сначала на месте старого храма Соловецких чудотворцев и части двора Бориса Годунова, он назывался церковью Апостола Филиппа. Кровли и кресты храма были покрыты медными листами и вызолочены. После пожара 1680 г. собор перестроили и дали ему современное название. В этом соборе патриархи отправляли повседневную службу, кроме больших праздников. Во имя апостола Филиппа в это время была устроена небольшая придельная церковь на третьем этаже Патриарших палат.

Парадный въезд на патриарший двор находился со стороны Соборной площади. Это были две сквозные арки, расположенные под храмом. В прошлых веках они были заложены, и о них забыли. В литературе XIX века упоминалось только об одной проездной арке. С северной стороны к собору примыкает живописная открытая галерея на столбах, соединяющая храм с жилыми патриаршими покоями.

В 1955-1957 гг. в Патриаршем дворце были проведены работы по реставрации помещений второго этажа, в ряде комнат, в том числе в Мироварной палате, восстановлена настенная роспись, выполненная в духе стенописи Ярославских палат XVII века. В соборе Двенадцати апостолов по сохранившимся древним изразцам восстановлен изразцовый пол, промыта настенная живопись, относящаяся к XIX веку, и отреставрирован иконостас. Последний представляет собой образец художественной резьбы по дереву второй половины XVII века. Он выполнен русскими мастерами в стиле русского барокко. Этот иконостас перенесен в собор Двенадцати апостолов в начале XX века из церкви кремлевского Вознесенского монастыря.

В наши дни Патриарший дворец представляет большой интерес как образец древнерусской национальной архитектуры и быта XVII столетия. 

Оценить объект
Рейтинг объекта:
  • (0) Понравилось, приду ещё не раз
  • (0) Возможно, ещё загляну
  • (0) Не понравилось, больше не пойду
Поделиться ссылкой:
Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарии, Вы можете войти на сайт, в том числе через Ваши социальные сети.

Нет комментариев к данной странице

Вы можете отмечать объекты, где были () и будете (), кликнув по серой иконке и отменять отмеченное, кликнув по цветной иконке.