Искать что?
Искать где?
Искать везде
При выделении нескольких категорий объектов, удерживайте Ctrl
Искать как?
Быстрый поиск
Помощь в поиске
Мы в социальных сетях:
RSS

Москва за два дня. День второй.

Мы начинаем второй день нашего изучения достопримечательностей Москвы. Напомним, что в ходе первого дня мы  прошли по Тверской улице, обошли прилегающие к Кремлю площади – Театральную, Манежную, площадь Революции, Красную площадь; прошли вдоль кремлевской стены, заглянули в Александровский сад и закончили у станции метро "Библиотеки им. Ленина".  Подробно о первом дне прогулки Вы можете прочтить здесь:

 

Второй день прогулки мы начинаем от станции метро "Кропоткинская". Выйдя из метро мы окажемся на площади Пречистенских ворот

Храм Христа Спасителя мы увидим издалека. Он поражает своими размерами и богатством убранства.

 

 

 

 

 

Храм посвящен победе русского оружия в Отечественной войне 1812 года. Однако построен он  был лишь в 1883-м году, сначала было неудачно выбрано место для строительства на Воробьевых горах (почва там оказалась слишком зыбкой для подобных размеров строения), да и само строительство шло почти 40 лет. 

 

С приходом советской власти храм был закрыт, а в 1931 году снесен. То, как взрывали Храм, было даже заснято на киноленту, видимо, как показатель технического прогресса в Советском Союзе, ведь монументальное сооружение было снесено до основания за «рекордные» 45 минут. Впоследствии эти кадры станут частью документального фильма от трагических страницах  истории ХХ века. 

 

На месте Храма Христа Спасителя планировали возвести Дворец Советов, не уступающий по размерам снесенному Храму. Однако этим планам по ряду причин было не суждено сбыться, в итоге на его месте появился бассейн «Москва».

 

В 1990 году возник  вопрос о восстановлении Храма.  И в 1994 году начались работы по строительству нового здания по сохранившимся старым чертежам. Вокруг этого строительства было много вопросов, ведь страна находилась в глубоком экономическом кризисе, а подобные работы требуют значительных финансовых вложений. Однако, так или иначе, в 1997 году, в год 850-летия Москвы, Храм Христа Спасителя, как птица Феникс,  восставшая из пепла, вознесся над Москвой, став одним из главных ее символов.

 

Подойдя к скверу, окружающему Храм Христа Спасителя,  мы увидим Памятник Императору Александру II Освободителю. (Как мы помним из курса истории, именно Александр II отменил крепостное право в России, за что и был наречен Освободителем).

 

 

 

 

 

Постамент окружают бронзовые львы, символизирующие в геральдике смелость и мужество.

 

Храм стоит обойти по всему периметру, он великолепен со всех сторон. К тому же, спустившись по скверу к Пречистенской набережной, мы можем перейти на другую сторону и взойти на Патриарший пешеходный мост. Отсюда мы вновь можем полюбоваться живописным видом Кремля, но уже с нового ракурса.



 

 

А взглянув в другую сторону, мы увидим вдалеке, на стрелке Болотного острова знаменитое творение скульптора Зураба Церетели – Памятник «300-летие российского флота». В обиходе этот памятник чаще именуют Памятником Петру I, так как именно статуя Петра является центром скульптурной композиции.

 

 



 

Вернемся обратно к Храму Христа Спасителя. Обходя его  юго-восточной стороны (вдоль Пречистенской набережной), стоит обратить внимание на небольшую деревянную церквушку. Неприметная на фоне величественного собора, а в летнее время и вовсе незаметную за листвой, она тем не менее заслуживает того, чтобы сказать о ней пару слов. 

 

 

 

 

 

Это Церковь иконы Божьей Матери «Державная», построенная в 1995-м году, когда начались работы по строительству Храма Христа Спасителя. Здесь совершались богослужения во здравие строителей храма и моления о скором и благополучном завершении строительства. После открытия Собора, церковь не упразднили, она продолжает работать и по сей день.

 

Поднявшись вверх от набережной по Саймоновскому проезду, мы вернемся на площадь Пречистенских ворот, от которой мы начали прогулку. В левой части площади мы видим памятник Фридриху Энгельсу.

 

 

 

 

 

Гоголевский бульвар  подробно описан в статье "Прогулка по Гоголевскому бульвару". Поэтому, если Вы хотите ознакомиться с бульваром максимально близко, обязательно прочтите эту статью.  Сейчас же мы перечислим лишь основные его достопримечательности, мимо которых нельзя пройти ни в коем случае.

 

В середине бульвара расположен памятник выдающемуся писателю, нобелевскому лауреату, автору бессмертных романов «Тихий Дон» и «Поднятая целина» Михаилу Шолохову.

 

 

 

 

 

Это даже не памятник, а целый скульптурный ансамбль. Центром его является скульптура писателя, сидящего в лодке, задумчиво склонив голову. Как мы можем помнить, Шолохов, активно поддержавший октябрьскую революцию в ее начале, на закате жизни засомневался в правильности революционных идей. Именно это и хотел показать автор памятника, изобразивший писателя в глубоком раздумье. Еще больше подчеркивают это скульптуры за его спиной.  Табун лошадей, плывущий  по реке, делится на две части: половина лошадей направляется в одну сторону, половина – в противоположную. Лошади олицетворяют Красное и Белое движения, которым не по пути. И лишь один самый маленький жеребенок остановился, он  не понимает, в которую же из сторон надо плыть ему.

 

 

 

 

 

Неподалеку от памятника установлена необычная скамья, не деревянная, как все скамейки на бульваре, а бронзовая, она тоже является частью композиции. На одной ее стороне изображен барельеф, посвященный Красной Армии, а на другой – Белой Гвардии, в очередной раз подчеркивая противоречивость гражданской войны начала ХХ века.

 

Заканчивается бульвар памятником Н.В. Гоголю, в честь которого он и получил свое название.

 

 

 

 

 

В 1909 году, в честь 100-летия великого писателя здесь был установлен совсем другой памятник работы скульптора Н. Андреева. На нем Гоголь был запечатлен на исходе жизни, постаревшим и разочаровавшимся во всем (по одной из версий памятник отображает момент, когда он сжигает второй том «Мертвых душ»). Но этот памятник не нравился Сталину (именно своим депрессивным характером) и в 1951 году его убрали с Гоголевского бульвара (сейчас он находится во дворе музея-квартиры Гоголя на Никитском бульваре). А вместо него появился другой, работы скульптора Н.Томского, тот, что мы видим сейчас. На нем Гоголь молод, подтянут и полон жизни.

 

Миновав памятник, мы оказываемся на площади Арбатских ворот. Справа от нас – монументальное здание Генерального штаба ВС РФ, перед ним – Церковь Бориса и Глеба.

 

 

 

 

 

За церковью находится наземный вестибюль станции метро «Арбатская» (также вполне претендующий на  памятник архитектуры) и здание кинотеатра «Художественный», одного из старейших кинотеатров страны (открыт в 1909 году). А влево от площади уходят улицы Арбат и Новый Арбат. Туда мы сейчас и направимся. Для этого, повернув вправо, нам надо перейти по наземному переходу улицу Знаменку, а от площади Арбатских ворот спуститься в подземный переход и, минуя поворот на Никитский бульвар, пройти прямо до противоположного выхода. Так мы окажемся у здания ресторана «Прага», одного из известнейших ресторанов Москвы.

 

Вправо от ресторана уходит широкая магистраль улицы Новый Арбат, а слева начинается пешеходная зона Старого Арбата – одного из главных мест притяжения туристов. В многообразии сувенирных магазинов, ресторанов, уличных художников и музыкантов, следует выделить главные достопримечательности этой улицы.

 

Дом №26 – здание знаменитого театра им. Е.Г. Вахтангова.

 

 

 

 

 

Рядом с ним расположился фонтан «Принцесса Турандот», названный в честь одного из спектаклей, прославивших режиссера Евгения Вахтангова. К сожалению, он оказался его последней работой, однако же, много лет с успехом ставился в театре после его кончины.

 

 

 

 

 

На противоположной стороне улицы расположено еще одно здание, представляющее собой несомненную ценность и как памятник архитектуры и как памятник искусства – Дом Актера.

 

 

 

 

 

Если позволяет время, можно заглянуть в Калошин переулок (налево перед  Домом Актера). Здесь мы можем полюбоваться необычным архитектурным ансамблем домов архитектора М.О. Лопыревского.

 

 

 

 

 

Следуем далее. На пересечении Арбата с Кривоарбатским переулком мы видим объект, так называемой «альтернативной» культуры, это Стена Виктора Цоя.

 

 

 

 

 

Она возникла стихийно, в 1990 году после трагической гибели рок-музыканта, пользовавшегося на тот момент небывалой популярностью. Ничем доселе непримечательная стена, тянущаяся вдоль Кривоарбатского переулка, была расписана портретами музыканта, четверостишьями из его песен и т.д. Надписи регулярно обновляются, появляясь уже поверх прежних.  Здесь никогда не бывает безлюдно, в любое время суток и в любую погоду здесь можно увидеть уличных музыкантов, играющих песни «Кино», и просто молодежь соответствующей формации. Несмотря на свою внешнюю эпатажность, в большинстве своем они безобидны, прохожих не задевают, на гитарах играют негромко и самим своим присутствием придают Старому Арбату определенный колорит.

 

Рассмотрев подробно «наскальную живопись», вернемся на Арбат. Стоит обратить внимание на еще один комплекс жилых домов, являющихся памятником архитектуры XIX века, это дома №№ 28,30 и32.

 

 

 

 

 

А за домом №36 свернем в Старопесковский переулок. Здесь мы увидим Церковь Спаса Преображения на Песках.

 

 

 

 

 

А в скверике рядом с ним – небольшой, в человеческий рост памятник А.С. Пушкину.

 

 

 

 

 

Вернувшись на Арбат, и пройдя еще несколько десятков метров, останавливаемся у дома №43. Здесь мы видим еще один памятник. Мужчина, стоящий в арке ворот – Булат Окуджава, один из выдающихся бардов ХХ века.

 

 

 

 

 

Скульптурная композиция, которую мы видим, олицетворяет старый арбатский дворик, такой, какими славился Арбат в середине ХХ века, две бронзовых арки, изображающие якобы вход и выход подворотни, а посередине большой стол и две скамьи. За такими вот столами во дворах любили собираться москвичи, живущие по соседству, общаться, обсуждать  насущные и глобальные вопросы, играть в домино или карты и, конечно же, петь песни.  За одним из таких столов (только не каменных, а обычных – деревянных) не раз сиживал и Булат Окуджава, родившийся именно здесь, на Арбате, в этом самом доме №43, возле которого и установлен памятник.

 

Идем далее. На доме №51 располагается памятная доска, гласящая, что в этом доме в начале ХХ века жил известный советский писатель Анатолий Рыбаков, известный, в первую очередь своим романом «Дети Арбата», а также повестями «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел» и т.д.  Дом №53 неоднократно упоминается в его произведениях, здесь живут многие герои этих книг, происходят многие значимые события.

 

Следующий дом (№53), двухэтажный особняк голубого  цвета – музей-квартира А.С. Пушкина.

 

 

 

 

 

На другой стороне улицы мы видим памятник «Александр Пушкин и Наталья Гончарова».

 

 

 

 

 

Прочтя надпись на памятной доске на фасаде музея, извещающую о том, что А.С.Пушкин проживал здесь с февраля по май 1831-го года, можно задаться вопросом: почему именно этот дом был выбран для музея-квартиры поэта, ведь он прожил здесь всего-то четыре месяца? Однако этому есть вполне разумное объяснение. Ведь именно в 1831 году Пушкин женился на Наталье Гончаровой.  А проживал он на тот момент в Санкт-Петербурге и, приехав в Москву, именно для того чтобы обвенчаться с «прекрасной Натали», арендовал это здание, служившее тогда доходным домом (некое подобие современных гостиниц). Сюда после венчания в Церкви Большого Вознесения на площади Никитских ворот, он привез молодую жену, здесь и прожил первые месяцы своей супружеской жизни. Тогда становится понятным и то, почему памятник у музея посвящен не только самому поэту, но и его супруге.

 

Арбат заканчивается выходом на Садовое кольцо, а именно, на Смоленскую-Сенную площадь. Доминантой площади является монументальное здание,  одна из знаменитых сталинских высоток, построенных в 1950-х годах – Здание МИДа.

 

 

 

 

 

А напротив него, в двухэтажном здании работает Макдоналдс. Казалось бы, ничего необычного, заведениями фастфуда сегодня никого не удивишь, однако стоит подойти поближе и обратить внимание на две доски, закрепленные на фасаде здания. Одна из них извещает нас о том, что это здание является памятником архитектуры ХIIХ века, а вот вторая куда более необычная. Надпись на ней (на двух языках) гласит: «Ресторан обслуживает только за рубли». Казалось бы, а разве может быть иначе? Но эта доска сама по себе – символ своей эпохи, так называемого «лихолетья 90-х», эпохи перемен.  Страна находилась на распутье, доллар ходил по стране не просто наравне с рублем, а пользовался гораздо большей популярностью (ведь курс рубля по отношению к нему менялся чуть ли не каждый день), а законы, в том числе и о национальной валюте, соблюдались плохо, поэтому многие рестораны и дорогие магазины не просто принимали доллары, а даже, наоборот, в некоторых заведениях невозможно было расплатиться «деревянными» рублями, только СКВ (свободно конвертируемой валютой).

 

Повернув направо, и пройдя по Смоленской площади, мы оказываемся у входа в метро «Смоленская». Туда мы сейчас и спустимся, так как следующая цель нашей прогулки находится далеко и без метро нам никак не обойтись. Мы направляемся на Воробьевы горы, расположенные на юго-западе столицы.

 

От «Смоленской» нам следует доехать до станции «Площадь Революции» и сделать пересадку на станцию «Охотный ряд» Сокольнической линии. Но прежде чем осуществлять этот переход, стоит задержаться на перроне станции «Площадь Революции», она также заслуживает нашего внимания.  Станцию украшает комплекс скульптур, изображающих советских людей в разные моменты истории. Здесь можно увидеть революционного повстанца, солдата Великой Отечественной войны, а также скульптуры, изображающие мирных граждан: молодую семью с ребенком на руках, студентов с книгами, спортсменов и т.п. Особой популярностью среди пассажиров пользуется скульптура «Пограничник с собакой».  Считается, что тому, кто потрет нос собаке, весь день будет сопутствовать удача. Поэтому нос у собаки от многократных «протираний» совсем другого цвета, нежели вся скульптура.

 

 

 

 

 

От станции «Охотный ряд» направляемся на юг, до станции «Воробьевы горы». Станция сама по себе уникальна. Это единственная станция Московского метрополитена, расположенная непосредственно на метромосте над Москвой-рекой. Один ее выход располагается на правом берегу реки, другой – на левом. Мы направимся к левому выходу (первый вагон из центра).

 

Наша цель – Смотровая площадка Воробьевых гор, главная смотровая площадка Москвы.

 

Надо отметить, что прекрасные виды на город открываются уже на подъезде к станции – из вагона метро, а также и из ее вестибюля.

 

 

 

 

 

Выйдя на улицу, мы оказываемся на территории парка «Воробьевы горы». В разные стороны от нас расходятся тропинки.  Чтобы попасть на смотровую площадку, следует повернуть направо. (Если пойти по тропинке влево, мы попадем в Андреевский монастырь, если есть силы и желание, можно завернуть и туда, а потом вернуться обратно).

 

Итак, мы движемся по направлению к смотровой площадке. На некоторых перекрестках тропинки уходят резко вверх. Следуя логике, что смотровая площадка должна располагаться на максимальной высоте над уровнем Москвы-реки, может возникнуть желание сразу начать восхождение наверх. Однако делать этого не стоит (позже мы поймем почему). Будем двигаться по тропинке, идущей вдоль Москвы-реки.

 

Дойдя до перекрестка, на котором наша тропинка заканчивается, мы увидим асфальтовую дорогу уходящую налево вверх, переходящую в ступенчатую лестницу. По этой дороге и мы и пойдем.

 

Дойдя примерно до ее середины, мы увидим указатель:

 

 

 

 

 

Повернем туда, куда указывает стрелка.  Среди зарослей деревьев расположилась гранитная стела. Это памятник Герцену и Ограеву.

 

 

 

 

 

Считается, что именно на этом месте студенты Московского университета Александр Герцен и Николай Огарев, стоя на берегу реки и глядя на Москву, дали свою знаменитую клятву «положить жизни в революционной борьбе».

 

Теперь становится понятно, почему не следовало сразу подниматься наверх. Иначе этот памятник мы просто напросто не заметили бы.

 

Вернувшись от памятника на дорогу, поднимаемся по ступеням.  Мы оказываемся на улице Косыгина.  Неподалеку по ходу движения мы видим вышку горнолыжной трассы. Она служит неким ориентиром, значит, смотровая площадка уже совсем недалеко.

 

 

 

 

 

Пройдем еще примерно метров сто. И, наконец, вот она - цель нашего путешествия, Сомтровая площадка Воробьевых гор (или, как еще ее называют, Смотровая площадка МГУ).

 

 

 

 

 

Вид на город не просто впечатляет - завораживает.

 

 

 

 

По центру обзора - БСА «Лужники», слева – высотки Делового центра Москва-Сити. Несложно также разглядеть Храм Христа Спасителя и Памятник 300-летия российского флота; Новодевичий и Андреевский монастыри;  сталинские высотки на Кудринской площади, на Котельнической набережной и здание МИДа (то самое, мимо которого мы сегодня проходили, заканчивая прогулку по Арбату); Шаболовскую (Шуховскую) башню и высотку Бизнес-центра «Красные холмы» на Павелецкой. В ясную погоду, человек имеющий отменное зрение, может разглядеть даже самое сердце Москвы – Кремль, в первую очередь колокольню "Иван Великий".

 

Любоваться видом города можно бесконечно долго, однако нам стоит продолжить свое путешествие. На противоположной стороне улицы Косыгина за Университетской площадью возвышается знаменитое здание МГУ, еще одна из семи сталинских высоток.

 

 

 

 

 

Перейдем дорогу и пройдем по Университетской площади. Центр ее украшает комплекс фонтанов "Лилия", а по обе стороны от них располагается Аллея ученых, 12 гипсовых бюстов (по 6 с каждой стороны), изображающих людей, внесших неоценимый вклад в отечественную науку.

 

 

 

 

Начинается аллея скульптурой (первая слева) основателя Московского университета Михайло Васильевича Ломоносова.

 

 

 

 

 

За ним следуют (в левом ряду): Герцен, Чебышев, Менделеев, Тимирязев и Жуковский. Правый ряд (поочередно от улицы Косыгина): Лобачевский, Чернышевский, Докучаев, Попов, Мичурин, Павлов.

 

Пройдя Университетскую площадь, и перейдя Универститесткий проспект, мы окажемся в непосредственной близости от здания МГУ.

 

 

 

 

Отсюда еще раз обернемся на Москву-реку. Несмотря на то, что мы отошли от смотровой площадки на почтительное расстояние, вид на город по-прежнему впечатляет.

 

 

 

 

Обогнем здание МГУ.  Напротив главного входа расположен сквер с четырьмя фонтанами по углам и памятником Ломоносову в центре.

 

 

 

 

 

Прейдем через Ломоносовский проспект по подземному переходу к зданию библиотеки МГУ. Стены перехода украшены барельефами с различными видами Москвы.

 

 

 

 

Выйдя на другой стороне проспекта, мы увидим еще один памятник: мужчина, восседающий на стуле. Это граф Шувалов, доверенное лицо Императрицы Елизаветы, сыгравший немалую роль в основании Московского университета.

 

 

 

 

 

В руках он держит грамоту, надпись на ней выполнена на старославянском языке, но понять текст несложно: «Указ об учреждении в Москве университета для дворян и разночинцев, где всякого звания люди свободно наукою пользуются». И подпись, как нетрудно догадаться,  Елизаветы.

 

От памятника Шувалова повернем налево и направимся по Ломоносовскому проспекту к метро «Университет».

 

 

 

 

На этом второй день нашей прогулки закончен.

В следующей статье "Москва за три дня. День третий" мы ознакомимся с достопримечательностями, расположенными на западе города, в районе Кутузовского проспекта: Парком Победы и Мемориальным комплексом Отечественной войны 1812-го года.

Поделиться ссылкой:
Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарии, Вы можете войти на сайт, в том числе через Ваши социальные сети.

Нет комментариев к данной странице

Вы можете отмечать объекты, где были () и будете (), кликнув по серой иконке и отменять отмеченное, кликнув по цветной иконке.