Искать что?
Искать где?
Искать везде
При выделении нескольких категорий объектов, удерживайте Ctrl
Искать как?
Быстрый поиск
Помощь в поиске
Мы в социальных сетях:
RSS

Московское метро: что посмотреть

Есть такое расхожее утверждение что, стоит в Москве отключить метро, 80% людей не найдут где живут. Вероятно, большинство москвичей, все-таки доберутся домой, а вот то, что метро стало неотъемлемой частью жизни горожан – это неоспоримый факт.

 

Комсомольская Сокольнической линии

 

Московское метро за многолетнюю историю превратилось в мощную транспортную структуру и незаменимую артерию столицы. К тому же, являясь не только величайшим достижением социалистической эпохи, Московский метрополитен признан уникальным архитектурным объектом города.

Метро открылось в 1935 году, и сразу было признано самым лучшим и красивым в мире. В архитектурном облике метро, как в зеркале нашли свое отражения свидетельства великих побед советского государства, которые наглядно демонстрируют хронологию развития города и страны в целом. Неслучайно московское метро сравнивают с настоящим музеем эпохи Советской власти (44 станции были названы архитектурными достопримечательностями).

Первые 13 станций Московского метрополитена, открывшиеся 15 мая 1935 года, располагались на одной линии без названия (теперь это часть Сокольнической линии). За годы существования метрополитена число станций достигло 195-ти, и это еще не предел. В проекте введение в эксплуатацию десятки новых станций. По Генеральному плану Москвы к 2025 году общая протяжённость линий Московского метрополитена должна составить 650 км. (сейчас 325,4 км. и 12 линий).

Каждая из действующих станций по-своему интересна и имеет свою историю. Конечно, в одном обзоре рассказать обо всех станциях довольно сложно и утомительно для читателей, да мы и не ставим такой цели. Мы предлагаем Вам вместе с нами спуститься в одно из самых впечатляющих метро в мире и посетить самые красивые и необычные станции Московского метрополитена.  

В числе первых станций, открытых 15 мая 1935 года, была станция "Комсомольская" Сокольнической линии. Первоначально ее планировали назвать "Каланчевская площадь". Решение об изменении названия было принято в 1933 году, после того, как площадь, на которую выходит станция, к 15-летию ВЛКСМ переименовали в Комсомольскую. Оформление станции посвящено героическим будням комсомольцев-метростроевцев. Два уникальных панно из майоликовой плитки выполнены по эскизам академика живописи Е. Лансере.

 

станция Комсомольская

 

 

Для того, чтобы достоверно изобразить молодых строителей метро, художник изучил все нюансы, вплоть до мельчайших деталей рабочей одежды.

 

Комсомольская Сокольнической линии

 

 

Станция до сих пор поражает своими солидными размерами и устройством – она спроектирована таким образом, что огромному потоку пассажиров в современных условиях хватает места, а движение входящих и выходящих людей организовано по специальным балконам.  

 

станция Комсомольская Сокольнической линии

 

В 1937 году макет станции демонстрировался на Международной выставке в Париже, а в 1941-м архитектор Д. Чечулин был удостоен Сталинской премии 1-ой степени.

В 1952 году "Комсомольская" Сокольнической линии была соединена переходом с одноименной станцией Кольцевой линии, открытой в составе участка "Белорусская" - "Курская". "Комсомольская" Кольцевой линии, являясь образцом "сталинского ампира" поражает своей грандиозностью и помпезностью. На международной выставке в Брюсселе 1958 года ее проект завоевал Гран-при.

 

станция Комсомольская Сокольнической линии

 

Все панно станции посвящены теме борьбы русского народа за свободу и независимость. Потолок украшает 8 мозаичных панно из смальты, на которых изображены Александр Невский, Дмитрий Донской, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, советские солдаты и офицеры у стен рейхстага, выступление В. И. Ленина перед красногвардейцами и Родина-мать на фоне Спасской башни Кремля.

 

станция Комсомольская Кольцевая

 


Последние два появились здесь после развенчания культа личности Сталина в 1963 году, до этого на двух панно присутствовал И.В. Сталин. Торец зала, расположенный рядом с большим эскалатором, украшает мозаика ордена Победы на фоне красных знамен, в противоположном торце расположен бюст В. И. Ленину.

Станция имеет выходы к Ярославскому, Ленинградскому и Казанскому вокзалам. За счет такого расположения станции и пересадок на другие линии метрополитена, "Комсомольская" имеет самый большой пассажиропоток в столице и является своеобразными воротами Москвы.

"Площадь Революции" Арбатско-Покровской линии московского метрополитена открылась 13 марта 1938 года в составе второй очереди строительства. Расположена между станциями "Курская" и "Арбатская" и имеет переход на станцию "Театральная" Замоскворецкой линии и общий с ней вестибюль. Станция была построена по проекту архитектора А.Н. Душкина, чьи работы признаются одними из лучших. Первоначально предполагалась, что архитектурный облик станции должен быть "развлекательным" - поблизости планировалось строительство большого Академического кинотеатра. Строительство уже шло полным ходом, а у партийных властей родилась новая идея – использовать станцию, как галерею образов советских граждан. Бронзовые скульптуры были готовы в срок, но вот чего это стоило их создателям, об этом можно только догадываться… Скульптуры одобрил Сталин, хотя первоначально из-за тесного их расположения в сводчатом пространстве они подвергались критике. Дело в том, что герои революции - солдаты, матросы, крестьяне либо согнуты, либо сидят, либо встали на колено. О чем в народе ходила шутка, что "весь советский народ или сидит, или стоит на коленях".

 

станция Площадь Революции

 

Первоначально скульптур было 80. В декабре 1947 года четыре фигуры и барельеф с изображениями Ленина и Сталина, возглавлявших шествие советского народа, демонтировали из-за открытия восточного наземного вестибюля. 76 бронзовых представителей советского народа расположены в хронологическом порядке, начиная с октября 1917 года и до декабря 1937 года. 18 из них повторяются четырежды, а два – только по два раза. Открывают галерею суровые фигуры революционеров, а заканчивается она скульптурами, символизирующих счастливых советских людей.

 

станция Площадь Революции

 

Для некоторых изваяний позировали реальные люди. Так у фигуры матроса-сигнальщика есть прототип - курсант военно-морского училища Олимпий Рудаков, известный тем, что в 1953 году, уже, будучи капитаном 1 ранга, присутствовал на коронации Елизаветы II и даже танцевал с ней вальс. Алексей Никитенко, будущий Герой Советского Союза за участие в боях с Японией, а в 1937 году – курсант Ленинградского высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе позировал для революционного матроса. Этой скульптуре не сильно везет, говорят, что наган постоянно воруют, как и карандаш у изобретателя, поэтому их периодически отливают и возвращают обратно.

 

Памятники в вестибюле ст. м. Площадь Революции

 

Многим из скульптур приписывают чудодейственные свойства. От несчастной любви излечивает прикосновение к ножке студентки, а от провала на экзамене помогают собаки пограничников (всего 4), морды, у которых затерты до блеска, якобы прикосновение к носу животного "гарантирует" положительную оценку.

 

станция Площадь Революции

 

Вслед за студентами перед важными событиями носы собакам стали тереть и остальные пассажиры, поэтому носы натерты до блеска у всех собак, как, впрочем, и у петухов (видимо, тоже помогает).

 

станция Площадь Революции

 

 

А для того, чтобы день сложился удачно, с утра надо потрогать флажок в руках у матроса-сигнальщика.

 

станция Площадь Революции

 

 

Одна из самых красивых станций Московского метрополитена – "Маяковская" Замоскворецкой линии была открыта в сентябре 1938 года. Проект первой колонной станции  глубокого заложения "Маяковская" (архитектор А.Душкин, художник А. Дейнека) был удостоен Гран-при в 1937 году на Всемирной выставке в Париже, а в 1939 году получил Гран-при на международной выставке в Нью-Йорке. В настоящее время станция имеет статус ценного объекта культурного наследия регионального значения.

 

станция Маяковская

 

Оформление станции в стиле "сталинская неоклассика" с элементами ар деко отличается воздушностью и изяществом. Станция вышла похожей на подземный дворец, где расположенные в куполах овальной формы светильники, игрой света подчеркивают уникальную пластику и выразительность архитектурных форм. Подземный свод поддерживают опоры в виде металлических колонн, облицованных гранитом и нержавеющей сталью. Белый купол свода украшают мозаичные панно, расположенные в нишах. 34 панно (изначально было 35) выполнены из смальты по эскизам известного художника А.А. Дейнеки на тему "Сутки советского неба". Каждую нишу опоясывают 16 бра, которые смотрятся как огромные люстры.

Первоначально станцию предполагалась назвать "Триумфальная площадь", но после того, как в 1936 году саму площадь переименовали в "Площадь Маяковского", было принято решение назвать станцию "Маяковской". Оттого-то в ее первоначальном оформлении не было и намека на присутствие революционного поэта. Бюст Владимира Маяковского работы А. П. Кибальникова появился здесь намного позднее, в послевоенные годы. Сейчас он находится в вестибюле, перенесённый сюда из торца станционного зала.

 

станция Маяковская

 

Свод вестибюля украшен мозаичными панно на тему неба и цитатами из стихотворений Владимира Маяковского.

 

станция Маяковская

 

Интересные факты, связанные со станцией: конструкции станционного свода не просто выполняют декоративную функцию, они подобно атлантам буквально его держат. Ходили легенды, что подковообразные конструкции изготовлены из ребер первого дирижабля, поднявшегося над Москвой. На самом деле они были сделаны по специальному заказу на "Дирижабльстрое" на том самом оборудовании, которое предназначалось для изготовления ребер жесткости дирижабля Циолковского.

Станцию "Маяковскую" в ноябре 1941 года, когда фашисты наступали на Москву, выбрали для торжественного собрания в честь годовщины Октябрьской революции. Здесь с докладом выступил И.В. Сталин. Во время Великой Отечественной войны станция "Маяковская", наряду с другими станциями Московского метрополитена, использовалась как  бомбоубежище.

Станция "Новокузнецкая" была открыта в самый разгар Великой Отечественной войны, в 1943 году. И, как само собой разумеющееся, оформление станции посвящено событиям того времени – боевым действиям и трудовым подвигам в тылу. Подземный свод украшен шестью мозаиками с изображениями тружеников тыла – садоводов, сталеваров, машиностроителей, строителей-высотников, авиаторов, лыжников. Каждая из них освещена бронзовым торшером. Эти мозаики были задуманы еще в мирное время для станции метро "Павелецкая". Эскизы к ним выполнил художник А. Дейнека, панно из смальты в блокадном Ленинграде изготовил художник В. Фролов. Смальтовые мозаики, доставленные моряками из осажденного города, по решению архитектора И. Г. Таранова были установлены на "Новокузнецкой".

 

станция Новокузнецкая

 

В неглубоких нишах в основании пилонов расположены массивные мраморные скамьи  из белого мрамора, которые якобы служили в свое время прихожанам в храме Христа Спасителя. Над каждой скамьёй со стороны центрального зала размещены металлические щиты с надписями: "Слава героям защитникам Ленинграда", "Слава героям защитникам Севастополя", "Слава героям защитникам Одессы", "Слава героям защитникам Сталинграда". Со стороны боковых залов находятся барельефы великих русских полководцев - Александра Невского, Дмитрия Донского, Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова и Михаила Кутузова.

 

станция Новокузнецкая

 

Между пилонами и сводом центрального зала расположен скульптурный фриз с фрагментами боевых операций (скульпторы А. Е. Зеленский, Н. В. Томский, С. Л. Рабинович, Н. М. Штамм). Скульптурные группы, среди которых связисты, лётчики, танкисты, пехотинцы, морские пехотинцы, кавалеристы, отделяются друг от друга орденами Великой Отечественной войны.

 

станция Новокузнецкая

 

Над выходом к эскалатору укреплен щит со словами: "Слава доблестным бойцам Великой Отечественной войны" в обрамлении оружия, знамен и лавровых венков.

В 1946 году проект станции был удостоен Сталинской премии 1-й степени (Авторы проекта архитекторы И. Таранов и Н. Быкова).   

Визитная карточка Московского метро – Кольцевая линия, окончательно была сформирована в 1954 году.

Станция Киевская Кольцевой линиипризнанная самой впечатляющей среди всех станций мирового метрополитена, была открыта 14 марта 1954 года. Название получила по расположенному неподалеку Киевскому вокзалу. Когда в 1953 году на пост генерального секретаря ЦК КПСС был избран Никита Сергеевич Хрущёв, среди его прочих деяний стало увековечивание истории Украины в московском метро. Две существовавших "Киевских" станции не нравились ему своим оформлением, а поэтому был объявлен конкурс, победу в котором одержали киевляне. Руководителем группы строителей был действительный член Академии архитектуры Украинской ССР Е. И. Катонин.

 

станция Киевская Кольцевая

 

 

Оформление станции, посвященное теме дружбы украинского и русского народов и истории Украины, вышло очень пышным и жизнерадостным.

 

станция Киевская Кольцевая

 

Белоснежный свод соединен параболическими арками, украшенными лепным жгутом, с боковыми частями. 18 ярких мозаичных панно из смальты, украшающих станцию, наглядно демонстрируют  развитие отношений Украины с Россией, начиная от Переяславской Рады, когда запорожцы приняли решение о воссоединении с Россией, и до послевоенных лет. 

 


станция Киевская Кольцевая

 

 

Среди красочных картин украинской жизни шутники разглядели человека из будущего. На одном из панно изображен партизан, в правой руке которого телефон, похожий на мобильный (на самом деле телефон модели ТАИ-43), а на коленях – очень напоминающая ноутбук, крышка от ящика с телефонным аппаратом.

Станция Новослободская Кольцевой линии была открыта в последние дни января 1952 года. Названа по одноименной улице, в начале которой располагается.

"Новослободскую" украшают 32 изумительных витража, созданные по рисункам П. Корина. Каждый витраж, вставленный в рамку из позолоченной латуни, изнутри подсвечивается светильником, что придает витражу и станции в целом легкости и воздушности. Шесть витражей представляют советских людей интеллигентных профессий – агроном, музыкант, художник, энергетик, географ и архитектор. На остальных изображены орнаменты.

 

 

станция Новослободская

 

Витражи изготавливались в Латвии из стекла, предназначенного для костелов. Поначалу у партийных кураторов строительства возникали сомнения, что витражи будут напоминать церковь, но советскому народу, практически не бывающему за границей, витражи больше напомнили сказочное подводное царство.

 

станция Новослободская

 

На торцевой стене главного зала расположено панно "Мир во всем мире". Молодая женщина держит на руках ребенка, протягивающего руки к парящим голубям. До разоблачения культа личности Сталина на месте голубков находилось изображение "отца народов". Станция  стала последней работой выдающегося архитектора А. Душкина, активного участника строительства Московского метрополитена. 

Интересные факты: на "Новослободской" снимались эпизоды фильма "Москва слезам не верит", где героиня И. Муравьевой едет в вагоне метро и выходит  на станцию, хотя для зрителей на путевой стене обозначена станция "Охотный ряд" (во время съемок "Проспект Маркса"). Здесь же снимался эпизод фильма "Полицейская академия 7: Миссия в Москве", где Эрик Лассард выходит из вагона метро.

Оформление станции "Проспект Мира" Кольцевой линии метрополитена посвящено теме сельского хозяйства СССР. Станция, как и "Новослободская", была открыта в конце января 1952 года и получила название по улице, в начале, которой расположена.

 

станция Проспект Мира Кольцевая

 

Центральный зал станции украшают круглые барельефы Г. И. Мотовилова, где изображены пионеры, сажающие деревья, ученые-селекционеры, агрономы, цветоводы и садоводы за работой.

 

станция Проспект Мира Кольцевая

 

 

Обрамляют барельефы фризы с растительным орнаментом и знаменами. Освещают станцию мощные бронзовые светильники.  

 

станция Проспект Мира Кольцевая

 

 

Еще одна станция Кольцевой линии "Белорусская" оформлена тематически. Как и предыдущие, она была открыта 30 января 1952 года. Названа по находящемуся поблизости Белорусскому вокзалу, а оформление станции посвящено хозяйству и культуре Белорусской ССР.

 

станция Белорусская Кольцевая

 

Центральный зал станции украшают 12 мраморно-мозаичных панно, посвященных трудовым будням белорусского народа. До 1997 года на станции были две скульптурных композиции. В торце зала находилась "Советская Белоруссия", а в подземном переходе на Замоскворецкую линию - монумент, "Белорусские партизаны". При строительстве выхода на Лесную улицу "Советскую Белоруссию" демонтировали, а скульптурная композиция с партизанами украшает станцию по сей день.

 

станция Белорусская Кольцевая

 

 

Тема партизанского движения во время Великой Отечественной войны нашла отражение и в оформлении станции "Партизанская" Арбатско-Покровской линии. Здесь установлены скульптуры  партизана Матвея Кузьмина и Зои Космодемьянской.

 

станция Партизанская

 

 

Площадку выходных лестниц украшает скульптурная группа "Партизаны".

 

станция Партизанская

 

 

Кстати, станция довольно нестандартно спроектирована. Она имеет три пути, два из них находятся по краям и один - в центре. Станцию построили такой в расчете на большой пассажиропоток. В перспективе рядом с ней должен был быть возведен самый большой стадион Советского Союза. Именно для этого на станции построили 3 линии, а также в проекте было строительство дополнительного выхода, ведущего пассажиров на единственный в столице стадион с шестиниточным эскалатором, но начавшаяся война, а позже результаты гидрологических исследований, нарушили планы строительства. Станции собирались дать название "Стадион им. Сталина" или "Стадион СССР". Но в 1944 году она открылась как "Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина", позже была переименована в "Измайловскую", а затем в "Измайловский парк". В 2005 году в честь 60-летия Великой Отечественной войны получила название "Партизанская". Еще один интересный факт связан с внутренним убранством станции. Над средним путем станции "Партизанская" есть ниши, которые сегодня пустуют. В этих нишах изначально располагались фрески художника А. Д. Гончарова. Существует версия, что их убрали из-за пассажиров, которые засматривались на них и падали на рельсы среднего пути.

Еще одна станция отмечена скульптурными композициями. Это станция "Бауманская", названная в честь выдающегося деятеля большевистской партии Н. Э. Баумана, и открытая в январе 1944 года. Оформление "Бауманской" посвящено сплоченной работе фронта и тыла во время Великой Отечественной войны.

 

станция Бауманская

 

 

Скульптуры защитников Родины и рабочих установлены в нишах, образованных двумя выступами по бокам станционных пилонов.

 

станция Бауманская

 

 

Первоначальный проект, предложенный архитектором Б.М. Иофаном, предполагал, что станция будет называться "Спартаковской", а оформление будет посвящено восстанию Спартака. В нишах должны были располагаться статуи гладиаторов, а проходы между пилонами украсили бы цитаты, посвященные теме восстания в Древней Греции. Проект станции был реализован практически без изменений, с той лишь разницей, что античные статуи заменили на советских воинов и рабочих. Торцевую стену зала украшает панно с профилем В.И. Ленина.

 

станция Бауманская

 

 

До определенного времени на фоне знамени было два профиля – Сталина и Ленина. С 1963 года В.И. Ленин в одиночестве смотрит в другую сторону. Бюст революционеру Н.Э. Бауману установлен в наземном вестибюле станции.

 

станция Бауманская

 

 

На сегодняшний день на "Бауманской" работают самые старые эскалаторы Московского метро. Установленные в 1944 году, они являются и самыми старыми действующими эскалаторами в мире.

Скульптурные произведения (рельефы разных видов, бюсты, скульптурные композиции) украшают и многие другие станции метро.

Так торец центрального зала станции "Фрунзенская" занимает бюст М. В. Фрунзе работы Е. В. Вучетича, установленный на фоне красного мрамора.

Южный вестибюль станции "Лубянка", выходящий на угол Никольской улицы украшен фигурами метростроевцев.

До того как на станции "Чистые пруды" (бывшая "Кировская") был сооружен переход на станцию "Сретенский бульвар", в торце станции был установлен бронзовый бюст С. М. Кирова. В настоящее время бюст, утративший связь со станцией, до 1990 года именовавшейся "Кировской", перенесен в переход со станции "Тургеневская" на "Сретенский бульвар", несмотря на то, что ничем не связан и с ними.

Единственный наземный вестибюль "Электрозаводской" украшает скульптура М. Г. Манизера "Метростроевцы", а стены кассового и эскалаторного залов оформлены медальонами ученых - основоположников электротехники: М. В. Ломоносова, П. Н. Яблочкова, А. С. Попова, М. Фарадея, Б. Франклина и У. Гильберта.

 

станция Электрозаводская

 

 

В оформлении станции "Семеновская" принимали участие скульпторы Н. К. Вентцель, В. И. Мухина и художник В. П. Ахметьев. Главная тема внутреннего убранства посвящена Советской Армии и оружию. На торцевой стене находится  горельеф скульптора С.Л. Рабиновича с надписью "Нашей Красной Армии – Слава!", где на фоне оружия и знамен изображен орден Победы. На стенах и даже на потолке центрального зала изображена боевая техника и оружие: танк, артиллерия, истребитель и корабли.

Станция "Театральная", которая по оформлению похожа на театральный зал, по словам ее создателя архитектора И.А. Фомина, должна была "служить как бы аванзалом Театральной площади", украшена скульптурными фарфоровыми фигурками – представителями семи союзных республик Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, России, Узбекистана и Украины. Мужчины и женщины в национальных костюмах танцуют и играют на музыкальных инструментах.  До 2005 года станция называлась "Площадь Свердлова", а в конце перехода с "Охотного ряда" располагался бюст Я. М. Свердлова (скульптор А. П. Шлыков), сейчас от него остался только постамент.

На "Тверской", которая до ноября 1990 года называлась "Горьковской", писатель был увековечен в скульптурной композиции "Горький – Буревестник Революции".

 

станция Тверская

 

 

Но после того, как в конце 80-х годов прошлого века в этом месте построили переход на станцию "Чеховская", памятник Горькому переместили в зал перехода. После переименования "Горьковской" станции скульптура литератора оказалось между Тверской и Чеховской.

В пересадочном узле Московского Метрополитена "Тверская - Чеховская - Пушкинская", расположенном под Тверской улицей и Пушкинской площадью, установлен бюст великого русского поэта, именем которого названы как Пушкинская площадь, так и станция "Пушкинская" Таганско-Краснопресненской ветки.

Литые бронзовые скульптуры, установленные в вестибюле над эскалаторами станции "Орехово", дополняют художественное оформление станции, тема которого"Охрана природы".

Скульптурная композиция "Пламя свободы" (автор - А. Н. Кузнецов) на станции Шоссе Энтузиастов представляет собой каменные руки, рвущие цепи. Рядом находится сброшенная царская корона и герб Российской империи. Скульптура, как и литые вставки на стенах посвящена теме каторги и борьбы за свободу. Такое оформление связано с тем, что до 1919 года шоссе Энтузиастов именовалось Владимирским трактом, по которому отправляли заключенных на каторгу в Сибирь.

Художественное оформление станции "Авиамоторная" связано с авиацией и авиастроителями. У торцевой стены из белого полированного мрамора установлена металлическая скульптура с парящим в восходящих потоках воздуха Икаром. Рядом с ним ввысь устремлены самолёты разных лет и пропеллеры.

 

станция Авиамоторная

 

 

Фасад наземного вестибюля станции "Баррикадная" украшает мемориальная барельефная композиция, посвященная баррикадным боям Декабрьского вооруженного восстания 1905 года (скульпторы И. Дороган и Б. Широков).

На стации "Полянка", на торцевой стене станционного зала находится скульптурная композиция "Молодая семья", выполненная из цветной керамики С. А. Горяиновым – единственное украшение станции.

 

станция Полянка

 

 

В подуличном переходе станции "Менделеевская" в 2007 году появился памятник бездомным собакам. Небольшая бронзовая скульптурная композиция представляет собой дворнягу на невысоком постаменте. Скульптура, получившая название "Сочувствие", установлена здесь по инициативе группы артистов России после безобразного случая. Бездомный пёс по кличке "Мальчик", который долгое время жил на "Менделеевской" был убит в 2002 году. Автор памятника Александр Цигаль.

На станциях метро сохранились также скульптуры и барельефы В.И. Ленина, в частности на станциях "Библиотека им. Ленина", "Комсомольская"(кольцевая), "Площадь Ильича", "Белорусская" Замоскворецкой линии, Киевская (кольцевая). 

 

станция Библиотека им. Ленина

 

 

Столичную подземку отличает не только богатая отделка с образцами искусства эпохи социалистического реализма, но и неординарность.

Первая в мире станция метро, которая расположена над рекой, а также самая длинная (ее протяженность вместе с подходными коридорами составляет 284 метра, чтобы пересечь всю платформу, потребуется 5 минут) в столичном метрополитене была открыта в январе 1959 года под названием "Ленинские горы".

 

станция Воробьевы Горы

 

 

Первоначальное название станции связано с местностью на правом берегу реки Москвы, которое в 1924 – 1991 годах называлась Ленинскими горами. С переименованием Ленинских гор в Воробьевы, в 1999 году была переименована и станция в "Воробьевы горы". Станция не только получила новое название, она в прямом смысле построена заново. Дело в том, что Лужнецкий метромост, на котором она расположена, спешили завершить к Международному Фестивалю Молодежи (1958 г.), в результате чего были нарушены некоторые строительные нормы. В 1983 году станцию и вовсе закрыли для пассажиров. Открыты "Воробьевы горы" были лишь в 2002 году после масштабной реконструкции в новом современном оформлении. "Воробьевы горы" - это не просто станция, благодаря прозрачным путевым стенам, она выполняет функцию смотровой площадки, откуда открывается вид на Большую Спортивную Арену Лужников, Воробьевы горы, Москву-реку и здание Академии Наук.

 

станция Воробьевы Горы

 

 

Со станции можно попасть и на самую настоящую смотровую площадку - известную достопримечательность Москвы, куда так любят приезжать молодожены и туристы. Наряду со станцией «Выставочная» «Воробьевы горы» является одной из двух выставочных площадок метрополитена.

153-я станция Московского метро Люблинско-Дмитровской линии была построена в 1995 году. "Римская" выделяется на фоне остальных станций Метрополитена не только названием, но и своим оформлением, темой которого стали "Достопримечательности Рима". Оформляли "Римскую" архитекторы из Италии А. Куатроччи и Дж. П. Имбриги. "Римская" - единственная станция метро, где есть фонтан, главными фигурами которого являются основатели Рима – Рем и Ромул.

 

станция Римская

 

 

Автор фонтана скульптор Л. Л. Берлин. В центральном зале нет ни одного указателя, такое решение было принято, чтобы не нарушить перспективу. Выходы и переходы станции украшают 4 медальона в общем контексте художественного оформления.

Необычностью в оформлении отличаются и современные станции Московского метро.  К таким станциям можно отнести "Выставочную" (открыта в 2005 году), которая не отличается красотой, но привлекает внимание пассажиров галереей фотографий на тему истории метростроя, расположенной в зале над платформой. Рядом находится Экспоцентр, по которому станция и получила название.

 

станция Выставочная

 

 

В 2010 году была введена в строй станция "Достоевская" Люблинско-Дмитровской линии, оформление которой вызвало в обществе неоднозначную реакцию. Станция получила название в честь великого русского писателя Достоевского, который жил неподалеку от нынешней станции на Новой Божедомке (ныне улица Достоевского). Художественное оформление, выполненное И. Николаевым, посвящено творчеству писателя. Для станции он изготовил мозаики по произведениям "Идиот", "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы" и "Бесы", в которых изображены сцены убийства и самоубийства.

 

станция Достоевская

 

 

Автор произведений, отвечая на критику в свой адрес по поводу изображенных сцен насилия, объяснил, что созданные им изображения соответствуют "глубине и трагичности творчества Достоевского". Портрет Федора Михайловича располагается в торце платформы.

 

станция Достоевская

 

 

Совсем недавно, 27 августа, была открыта 195-я станция Московского метрополитена - "Спартак" Таганско-Краснопресненской линии в районе Тушинского аэрополя. Это одна из трех станцией метро, которая в свое время была закрыта еще в стадии строительства (навсегда закрыты бывшие временные станции - старая "Калужская" на Калужско-Рижской линии и старая "Первомайская" на Арбатско-Покровской). Станцию законсервировали в 1975 году и почти 30 лет она (проектные названия Аэрополе, Волоколамская) являлась самой старой недостроенной станцией в Московском метро. Строительство станции было возобновлено в 2010 году вместе с домашним стадионом ФК "Спартак". Ее оформление, как и положено, посвящено теме футбола и спорта, с преобладанием цветовой гаммы "Спартака" - красно-белой. 

 

станция Спартак

 

 

Столичное метро, неотъемлемая часть жизни москвичей, неоднократно становилось местом действия художественных фильмов. Около 60 станцией Московского метрополитена фигурируют в отечественных и зарубежных фильмах. В частности, в известном кинофильме "Я шагаю по Москве" герои фильма присутствуют на станциях "Университет" и "Студенческая". В картинах "Цирк" и "Добровольцы" эпизоды снимались на "Охотном ряду". В фильме "Летят журавли" главная героиня во время воздушной тревоги сидит на стации "Александровский сад". Станция "Маяковская" оявляется сразу в нескольких фильмах - "Вариант Омега", "Опасный возраст", "Битва за Москву", "Прорва", "Русский регтайм", "Первый отряд", "Фантом". В кинофильме "Змеелов" эпизоды снимались на станциях "Красные ворота" и "Комсомольская" (Сокольнической линии). "Парк культуры" (Кольцевой линии), "ВДНХ", "Ботанический сад" и "Свиблово" можно увидеть в эпизодах "Ночного дозора".

Московское метро прошло проверку на прочность не только временем, но и войной. С осени 1941 года метро использовалось как бомбоубежище. В самом начале войны на станции "Белорусской" Замоскворецкой линии располагался Генштаб, позже в конце августа - начале сентября, получивший в свое полное распоряжение станцию метро "Кировская" (ныне "Чистые пруды"), но пункт связи так и остался на "Белорусской". Во время налетов вражеской авиации, станция превращалась в небольшой город с магазинами и даже парикмахерскими, а на станции метро "Курская" работала библиотека. Под бомбоубежище также были приспособлены станции "Маяковская" и "Театральная".

Уже в мирное время метро вновь было испытано на прочность. С разницей в несколько лет в московском метро произошло 8 терактов. 

Первый взрыв в метро прогремел 8 января 1977 года в Москве в поезде между станциями "Измайловская" и "Первомайская". Через 19 лет 11 июня 1996 года на перегоне между станциями "Тульская" и "Нагатинская" под сиденьем в вагоне поезда сработало взрывное устройство с часовым механизмом. 1 января 1998 года машинист одного из поездов отнес обнаруженную дамскую сумочку дежурной по станции, находящейся в переходе между залами станции метро "Третьяковская". Спустя полчаса после этого раздался взрыв. 8 августа 2000 года произошел теракт в подземном переходе, ведущем ко входам на станции "Пушкинская", "Тверская" и "Чеховская". 6 февраля 2004 года взрыв произошел на перегоне между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая". 31 августа того же года новый взрыв у вестибюля станции метро "Рижская". 29 марта 2010 года – двойной теракт в московском метро. Первый взрыв произошел около 8 утра по московскому времени на станции "Лубянка", второй – через 40 минут на станции "Парк культуры". Главная и самая страшная особенность терактов в метро в том, что они обычно уносят множество жизней. В память о погибших на станциях, где произошли трагедии, установлены памятные знаки. На "Автозаводской" - это мемориальная доска жертвам теракта, на которой числится 41 фамилия. В подземном переходе Пушкинской площади на месте взрыва спустя два года после трагедии был открыт мемориал "В память о погибших и пострадавших от террористического акта 8 августа 2000 года".

 

Мемориал на станции Пушкинская

 

 

Мы рассказали довольно много о красоте, богатом убранстве и надежности станций московского метро, но одним из самых главных достоинств, которые выгодно отличают столичную подземку от метро других стран мира – это его удобство. Метрополитены столиц разных стран уступают московскому. У столичной подземки имеется целый ряд преимуществ: большие комфортабельные станции и вагоны, отличная вентиляция, чистота помещений и поездов, более высокая скорость движения.

Значительно упрощают передвижение и новые линии метро, соединяющие различные ветки. Если раньше надо было доехать до центра, чтобы пересесть с одной линии на другую, то теперь появились дополнительные линии, соединяющие станции за пределами Кольцевой линии. Так, на Бутовскую ветку (голубая) теперь можно попасть и с Калужско-Рижской (оранжевая) и с Серпуховско-Тимирязевской (серая). Варшавская ветка соединяет Серпуховско- Тимирязевскую (серая) с Замоскворецкой (зеленая) (без нее надо было ехать в центр, а потом возвращаться обратно). От станции Киевской основная Арбатско-Покровская (синяя ветка) уходит на восток, а по отдельной Филевской линии (голубая ветка) можно доехать до станций Выставочная, Международная и др. Станции Парк Победы и Деловой центр в настоящее время соединен отдельной веткой (желтая). К 2017 году у метрополитена появится еще одна ветка - Кожуховская (розовая), где планируется построить шесть станций и 12 вестибюлей. Новая ветка соединит район Некрасовку с территориями районов Косино-Ухтомский, Выхино-Жулебино и Рязанский. 

Всего же к 2017 году в столице построят 40 новых станций метро или 76,6 км новых линий. Строительство новых станций предполагает использование новых прогрессивных технологий. 

Для удобства пассажиров на многих станциях установлены банкоматы, запущена виртуальная библиотека, к концу этого года бесплатный Wi-Fi появится уже на всех линиях метро. Постепенно меняется и навигация на станциях, на некоторых из них установлены новые информационные таблички, стелы и табло с обратным отсчетом, а к Новому году на станции "Комсомольская" обещают открыть справочно-информационную службу, где будут работать люди со знанием иностранных языков. Они помогут приезжим сориентироваться, как удобнее доехать до нужной платформы.

В нашем обзоре мы остановились лишь на основных положительных моментах московского метро, которые, возможно, помогут по-новому взглянуть на давно ставшие привычными станции столичной подземки.

Поделиться ссылкой:
Комментарии (1)

Чтобы оставить комментарии, Вы можете войти на сайт, в том числе через Ваши социальные сети.

За что похоронили Александра Александровича Денеку? Он не погиб во время войны, а замечательно жил до 1969 года!!!!
"Станция "Новокузнецкая" была открыта в самый разгар Великой Отечественной войны, в 1943 году. И, как само собой разумеющееся, оформление станции посвящено событиям того времени – боевым действиям и трудовым подвигам в тылу. Подземный свод украшен шестью мозаиками с изображениями тружеников тыла – садоводов, сталеваров, машиностроителей, строителей-высотников, авиаторов, лыжников. Каждая из них освещена бронзовым торшером. Эти мозаики были задуманы еще в мирное время для станции метро "Павелецкая". Эскизы к ним выполнил художник А. Дейнека, который погиб в блокадном Ленинграде." Погиб (умер от голода и холода в блокаду) В.А. Фролов, который делал мозайку картин Денеки.

Вы можете отмечать объекты, где были () и будете (), кликнув по серой иконке и отменять отмеченное, кликнув по цветной иконке.