Искать что?
Искать где?
Искать везде
При выделении нескольких категорий объектов, удерживайте Ctrl
Искать как?
Быстрый поиск
Помощь в поиске
Мы в социальных сетях:
RSS

Малый театр. Энциклопедия Москва, 1997 г.

WWW.RUBRICON.COM / Энциклопедия «Москва» / Малый театр. Москва. Театры Москвы.
Малый театр (Театральная площадь, 1/6), один из старейших русских театров, сыгравший выдающуюся роль в развитии национальной культуры. Официально открылся 14 октября 1824. Основу драматической труппы Малого театра составила группа актёров сгоревшего в 1805 Петровского театра, к которым присоединили новых артистов, в основном из числа крепостных, купленных Дирекцией Императорских театров. На протяжении XVIII — начала XIX вв. московская драматическая труппа работала вместе с оперно-балетной. В 1824 драматические спектакли были перенесены в здание, перестроенное архитектором О.И. Бове из частного дома купца В.В. Варгина на Петровской площади (с 1829 — Театральная); в 1838—40 перестроено архитектором К.А. Тоном, в 1947 реконструировано архитектором А.П. Великановым.

Значительную роль в становлении искусства Малого театра сыграло творчество П.С. Мочалова и М.С. Щепкина, заложивших основы исполнительской школы Малого театра, соединяющей романтизм и глубокий психологический реализм. В первой половине XIX в. Малый театр стал одним из крупнейших центров русской культуры. Здесь были поставлены «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1831), «Ревизор» (1836), сцены из «Мёртвых душ» (1842), «Женитьба» и «Игроки» (1843) Н.В. Гоголя, в которых раскрылся талант Щепкина. В постановках по произведениям У. Шекспира («Гамлет», «Отелло», «Король Лир», «Ричард III») и Ф. Шиллера («Разбойники», «Коварство и любовь») проявилось трагедийное дарование Мочалова.

С 1853 (с премьеры спектакля «Не в свои сани не садись») основным драматургом театра стал А.Н. Островский, который принимал непосредственное участие в его жизни, руководил постановкой своих пьес (47 пьес), требуя стройности исполнительского ансамбля, высокой культуры сценической речи, достоверности и художественного единства всех элементов спектакля.

В репертуаре театра были и комедии — фарсы, водевили и оперетты, но основу его составляли произведения И.С. Тургенева («Нахлебник», 1862; «Месяц в деревне», 1882), А.С. Пушкина («Моцарт и Сальери», 1854; «Скупой рыцарь», 1853; «Борис Годунов», 1880), А.В. Сухово-Кобылина («Свадьба Кречинского», 1855; «Дело», 1882), Шиллера («Орлеанская дева», 1884; «Мария Стюарт», 1886), Шекспира («Макбет», 1890), Л.Н. Толстого («Плоды просвещения», 1891; «Власть тьмы», 1895).

Среди крупнейших актёров XIX — начале XX вв. — семья Садовских, Л.П. Косицкая (Никулина), С.В. Васильев, Н.В. Рыкалова, Н.М. Медведева, Н.А. Никулина, Г.Н. Федотова, М.Н. Ермолова, семья Бороздиных — Музилей — Рыжовых, В.И. Живокини, И.В. Самарин, С.В. Шумский, А.П. Ленский, А.И. Южин, Е.К. Лешковская, А.А. Остужев.

После Октябрьской революции театр (с 1919 академический) ставил помимо классики пьесы М. Горького, К.А. Тренёва, Б.С. Ромашова, Л.М. Леонова, А.Н. Арбузова и др. В этих постановках и, главным образом, в пьесах Островского раскрылось дарование В.О. Массалитиновой, Е.Д. Турчаниновой, А.А. Яблочкиной, М.М. Климова, М.М. Блюменталь-Тамариной, В.Н. Пашенной, Д.В. Зеркаловой, Б.А. Бабочкина, М.И. Жарова, М.И. Царёва, И.В. Ильинского, Н.А. Анненкова, Е.Н. Гоголевой и др.

Значительную роль играла режиссёрская деятельность Бабочкина («Иванов» А.П. Чехова, 1960; цикл горьковских спектаклей: «Дачники», 1964, «Достигаев и другие», 1971), Л.В. Варпаховского («Маскарад» М.Ю. Лермонтова, 1962; «Бешеные деньги» Островского, 1969); Ильинского («Ревизор» Гоголя, 1966; «Лес» Островского, 1974); Б.И. Равенских («Власть тьмы», 1956, «Царь Фёдор Иоаннович» А.К. Толстого, 1973); Л.Е. Хейфеца («Заговор Фиеско в Генуе» Шиллера, 1977; «Король Лир» Шекспира, 1979). Среди постановок 1980-х — начала 1990-х гг. — «Ревизор» (1982, режиссёры Е.Я. Весник и Ю.М. Соломин), «Картина» Д.А. Гранина (1983, режиссёр Хейфец), «Федра» Ж. Расина (1985, режиссёр Б.А. Львов-Анохин), «Холопы» П.П. Гнедича (1987, режиссёр Львов-Анохин), «Царь Иудейский» К. Романова (1992, режиссёры В.Я. Мартенс, В.Н. Драгунов), «Преступная мать, или Второй Тартюф» П. Бомарше (1994, реж. Морозов), «Пир победителей» А.И. Солженицына (1995, режиссёр Морозов).

Художественными руководителями и главными режиссёрами Малого театра были А.И. Южин (с 1909 управляющий труппой, с 1918 председатель совета, в 1923—27 директор), И.Я. Судаков (1937—44), П.М. Садовский (1944—47), К.А. Зубов (1947—56), Царёв (1957—62), Е.Р. Симонов (1962—69), Б.И. Равенских (1970—76). В 1950—67 и 1970—85 директор, в 1985—87 художественный руководитель Царёв (главный режиссёр в 1985—87 В.А. Андреев). С 1988 художественный руководитель Ю.М. Соломин.

При Малом театре с 1918 работает театральная школа (с 1938 Театральное училище имени Щепкина). В 1929 перед зданием установлен памятник Островскому (скульптор Н.А. Андреев).

Малый театр имеет филиал (улица Большая Ордынка, 69), который вновь открыт в 1995 после реконструкции.

Литература: Сто лет Малому театру. 1824—1924, М., 1924; Зограф Н.Г., Малый театр второй половины XIX в., М., 1960; его же, Малый театр в конце XIX — начале XX в., М., 1966; Дмитриев Ю.А., Академический Малый театр, 1917—1941, М., 1984.


© 2001 - 2006 Russ Portal Company Ltd.
© 1997 «Большая Российская энциклопедия»
Все права защищены
IDREZ
Поделиться ссылкой:
Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарии, Вы можете войти на сайт, в том числе через Ваши социальные сети.

Нет комментариев к данной странице

Вы можете отмечать объекты, где были () и будете (), кликнув по серой иконке и отменять отмеченное, кликнув по цветной иконке.