К 60-летию со дня смерти Сталина
5 марта 1953 года умер председатель Совета Министров СССР, секретарь ЦК КПСС генералиссимус Иосиф Виссарионович Сталин.
Официальная причина смерти - апоплексический удар, случившийся 1 марта 1953 года на даче в Волынском, вследствие которого, спустя 4 дня, 5 марта «хозяин Кремля» скончался. Смерть первого человека государства окутана различными тайнами и мифами. Существует версия, что вождю «помогли» умереть «верные соратники», так это или нет, никто не может утверждать наверняка, но то, что смерть Сталина станет поворотным моментом в истории страны, понимали все.
5 марта Президиум ЦК КПСС создает Комиссию по организации похорон под руководством Хрущева. Прощание с телом проходило в Колонном Зале Дома Союзов, куда с 6 марта был открыт вход для делегаций, приезжающих со всего мира, представителей союзных республик, рабочих, колхозников, молодежи, воинов Советской армии и Военно-Морского Флота, а также простых граждан. Желающие попрощаться с вождем выстраивались в многотысячные очереди, растянувшиеся по улицам Москвы на три дня и три ночи.
Похороны состоялись 9 марта1953 года. В соответствии со сценарием, гроб с телом Сталина из Колонного зала на орудийном лафете доставили на Красную площадь, где установили напротив Мавзолея для проведения траурного митинга, на котором выступили Хрущев, Берия, Маленков и Молотов. После митинга, транслирующегося по радио, забальзамированное тело Сталина было помещено на всеобщее обозрение в Мавзолей Ленина, называвшийся в 1953-1961гг. "Мавзолей В. И. Ленина и И. В. Сталина".
Из-за огромного количества людей, желающих проститься со Сталиным, в районе Трубной площади возникла давка. Точное количество жертв до сих пор засекречено, хотя оценивается как значительное и по разным данным составляет от нескольких сотен до полутора тысяч. Причиной давки стали, отгороженные тяжелыми военными машинами, два узких прохода-коридора на Неглинку с Трубной площади, через которые можно было попасть на Пушкинскую улицу к Сталину. В них в основном и пострадали люди.
"Постановление Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза и Совета Министров" от 6 марта 1953 года предусматривало сооружение в Москве монументального здания - Пантеона - памятника вечной славы великих людей Советской страны, куда планировалось перенести саркофаги В. И. Ленина и И.В.Сталина, а также "останки выдающихся деятелей Коммунистической партии и Советского государства, захороненных у Кремлевской стены», и открыть доступ в Пантеон для широких масс трудящихся. Но годы, последовавшие после смерти Сталина, диаметрально поменяли отношение к вождю.
Восемь лет спустя после XXII съезда КПСС, который состоялся 30 октября 1961 года, тело Сталина в обстановке строгой секретности было вынесено из Мавзолея и погребено в могиле у Кремлёвской стены в ночь с 31 октября на 1 ноября. Похороны осуществлялись сотрудниками 9-го Управления КГБ (государственная охрана) и Отдельного полка специального назначения комендатуры Московского Кремля при непосредственном участии коменданта Кремля генерал-лейтенанта А. Веденина. Могилу закрыли плитой из белого мрамора с надписью "СТАЛИН ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ 1879-1953". На Мавзолее срочно замаскировали надпись "Сталин". Предстоял парад 7 ноября, который с легкой руки вождя традиционно принимался на усыпальнице В.И. Ленина.
В 1970 году плиту на могиле Сталина заменил памятник работы Н.В. Томского. На сегодняшний день это один из немногих памятников Сталину. Находящийся в Некрополе у Кремлевской стены, памятник виден и с Красной площади.
Установка памятников вождю прекратилась после XX съезда КПСС в 1956 году, а позже начался их демонтаж и переименование городских объектов. При демонтаже памятников приходили порой курьезные вещи. На памятниках, устанавливаемых в конце 30-х годов прошлого века, Сталин часто изображался рядом с Лениным. Рекомендованным образцом такого памятника стала скульптурная композиция "Ленин и Сталин в Горках" работы украинских скульпторов Е. Белостоцкого, Г. Пивоварова и Э. Фридмана, растиражированная по всей стране в трех различных вариантах. Первый памятник такого типа, одобренный самим вождем, был открыт в 1937 году в Москве в сквере Химкинского вокзала. При демонтаже, когда фигуру Сталина убирали, находящийся рядом Ильич, оказывался в странной позе, обращенной непонятно к кому, поэтому позже приходилось убирать Ленина.
В целом по стране и в частности в столице, начиная с 1929 года, когда был установлен первый памятник к 50-летию Сталина скульптора М.Харламова, началась активная установка вождя в бетоне, камне, мраморе и бронзе. Самым популярным по количеству копий был монумент Сталину на канале имени Москвы. Только в столице имелось более десятка подобных памятников - в "Парке Культуры и Отдыха им. Сталина" (ныне Измайловский парк), в парке Сокольники, в МПГУ (Московский педагогический государственный университет), в Сталинском поселке на водопроводной станции (ныне Восточный район Москвы), на ВСХВ (сегодня ВВЦ) в павильоне Азербайджанской ССР и павильоне Дальнего Востока, на площади Свердлова (Театральная площадь) у Большого театра, в метро на станции "Автозаводская", у главного корпуса ЦНИИС железной дороги (Научно-исследовательский институт транспортного строительства), у Дворца пионеров, в гостинице "Москва", в центральном зале Главного Почтамта (ныне музей почтовой связи и Московского почтамта).
Ещё одним растиражированным памятником, был гигантский 25-метровый монумент Сталину на главной площади ВСХВ (ВВЦ) работы С. Меркурова.
Установка памятников продолжалась и во время Великой Отечественной войны, но наибольшее их количество было установлено в послевоенные годы, в большей степени типовые монументы. Так в 1950-х годах у входа в МГУ стояла копия памятника Сталину на Волго-Донском канале. В Ждановском (ныне Таганском) парке и в главном зале Химкинского речного порта (Северный речной вокзал) стояли бетонные копии по модели скульптора Г.Нерода, изображающие Сталина в застегнутой наглухо шинели и в фуражке со свитком в левой руке. В Центральном музее РККА (Центральный музей Вооруженных сил) была установлена скульптура Сталину и Ворошилову, на ВСХВ (ВВЦ) в павильоне Таджикской ССР вождь был увековечен с 11-летней пионеркой Мамалакат Наханговой, в малолетнем возрасте уже награжденной орденом Ленина. Копии этой скульптуры (скульптор Г. Лавров,1936 г.) стояли в Москве в Лосиноостровском парке и на ст. метро "Сталинская" (ныне "Семеновская").
Среди посмертных памятников наиболее заметный - 5-метровая бронзовая фигура Сталина в Москве на ВСХВ, отлитая по модели А. Кибальникова. Установленная в 1954 г. в паре с фигурой Ленина (скульптор П. Яцыно) у входа в Главный павильон ВСХВ (Главный павильон ВДНХ), она была демонтирована в 1959 г., а фигура Ленина перенесена и установлена перед центральным входом павильона. С 1953 г. работы над масштабными проектами по увековечиванию памяти вождя были приостановлены, а после 1956 г. прекращены совсем.
На сегодняшний день в Москве имеется лишь несколько памятников Сталину. Во внутреннем дворе Государственной Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке находится скульптурное изображение Председателя Совета министров СССР И. В. Сталина (1939г) работы С.Меркурова, ранее располагавшееся на площади перед галереей. В Парке искусств -в парке "МУЗЕОН" у ЦДХ установлена еще одна скульптура вождя из розового гранита работы С.Меркурова (1938г.) А в 1998 году рядом с памятником разместилась скульптурная композиция работы Е. Чубарова, посвященная жертвам сталинских репрессий. Интересная скульптура "большой тройки", принадлежащая музею Церетели посвящена исторической встрече в Ялте Сталина, Рузвельта и Черчилля, состоявшейся 4 февраля 1945 года.
С развенчанием культа личности, вместе с монументальными произведениями искусства исчезли и названия, связанные с именем вождя. Сталинский район (1930-1961гг.) в Москве стал называться Первомайским, станции метро "Сталинская" (1944-1961) переименована в "Семеновскую", а "Завод имени Сталина" (1943-1961гг.) в "Автозаводскую", бывший Измайловский ПКиО имени Сталина (1932-1961) называется Измайловским парком, "Завод имени Сталина" (ЗиС), носивший имя вождя с 1939г по 1959г, переименован в "Завод имени Лихачева" (ЗиЛ). Удивительно, но улиц имени Сталина в Москве не было.
В 1996 году в Измайлово открылся исторический музейный комплекс "Запасной командный пункт Верховного Главнокомандующего Красной Армии И.В.Сталина периода Великой Отечественной войны 1941-1945" (Бункер Сталина), включающий в себя зал заседаний Ставки, кабинет Сталина с подлинными вещами личного пользования и столовую. В углу кабинета на постаменте расположена уменьшенная модель типовой скульптуры работы Н.Томского.
Создание бункера в Москве в рамках госпрограммы обеспечения обороноспособности страны относится к 1930-ым годам. Тогда в преддверии вероятной войны, в столице начали возводиться объекты двойного назначения (метро - бомбоубежище, тракторные заводы могли переквалифицироваться на выпуск танков и т.д.) Секретный военный бункер в Измайлове маскировался надземным мирным сооружением - Всесоюзным физкультурным комплексом. Маскирующим объектом был выбран стадион на 120000 нумерованных мест. Частью системы "Метро-2" (подземные коммуникации военного назначения) бункер соединялся семнадцатикилометровой подземной дорогой с Кремлем. В те годы в секретный объект входили зал заседаний Ставки Верховного Главнокомандования Красной Армии, рабочий кабинет Сталина, комнаты отдыха Сталина, кабинет генералитета, комнаты боевого обслуживания и обеспечения, столовая. Построенный на востоке столицы, в непосредственной близости от правительственных и военных аэродромов, бункер занимал выгодное стратегическое положение - на западе от объекта проходила окружная железная дорога, на севере - Стромынское шоссе, на юге Измайловское Шоссе. Несмотря на то, что планы эвакуации "отца народов" существовали, Сталин принял решение остаться в Москве. Эта новость произвела на москвичей ошеломляюще-благоприятный эффект и способствовало поднятию боевого духа и уверенности в победе. К тому же, выступление 6 ноября в подземном зале станции метро "Маяковская" на торжественном собрании, посвященном Великой Октябрьской Социалистической революции, а утром следующего дня на параде, оказали большое влияние на моральное состояние народа и армии. Народ верил: пока Сталин находится в Москве, ничего катастрофического с ней не случится. Мало того, вождь бросает вызов врагу, следовательно, город способен защищаться. Решение Сталина не покидать город было одним из тех, которые влияют на исход войны. Подробнее о событиях тех лет можно прочитать в статье "Битва за Москву".
Однако, существует еще одна версия, правда недоказанная, почему вождь не уехал из столицы. Согласно легенде, Сталин в конце октября 1941 года посетил блаженную Матрону Московскую, которая предсказала победу русского народа в битве за Москву и то, что Сталин один из начальства останется в столице. Встреча Сталина со святой не вошла в официальное изложение жития Матроны Московской и не существует никаких реальных доказательств этого события. Хотя такое и могло произойти, так как ходило немало народных преданий о том, что Сталин тайно всю жизнь оставался верующим и якобы Сталин стал единственным из советских руководителей, по которому была совершена панихида Русской Православной Церковью. Встреча Сталина со святой запечатлена на иконе "Матрона и Сталин", на которой блаженная благословляет Сталина на защиту Москвы. Появившаяся в 2008 году, в храме Святой равноапостольной княгини Ольги в Санкт-Петербурге, она вызвала немало скандальных толков и разговоров. Официальная церковь, отрицая факт общения Матроны Московской со Сталиным, распорядилась убрать икону их храма.
За всю историю войны Сталин покинул свой рабочий кабинет в Кремле один раз - в конце ноября - начале декабря 1941 года, в самые тяжелые дни осады Москвы, и временно переехал в бункер. После успешного контрнаступления Красной Армии под Москвой 5 декабря 1941 Сталин возвратился в Кремль. Вероятно, решение "Защищать Москву" или "Оставить Москву врагу" принималось именно в секретном бункере в Измайлово.
Даже по прошествии 60 лет со дня смерти, отношение к Сталину до сих пор двоякое и неоднозначное. Для одних он по-прежнему великий вождь, "отец народов" и гениальный теоретик, для других ненавистный тиран и преступник, лично спланировавший и организовавший убийство сотен тысяч людей, ради удержания своей власти. Но давать такие категорические оценки не наша задача. При жизни Сталина любые действия и решения первого человека государства не то, что не подвергались критике, а считались эталоном мудрого руководства страной. После смерти Сталина, когда СССР возглавил Н. Хрущев, общественно-политическая деятельность вождя оценивалась крайне негативно, в том числе и по личной неприязни. При Л.Брежневе начала происходить осторожная реабилитация Сталина, но в период "перестройки" и в последующие за ней годы фигура "отца народов" получила наивысшие отрицательные оценки. Время постепенно расставляет всё по своим местам, но даже через 60 лет трудно дать реальную оценку личности Сталина и его роли во многих крупных событиях истории СССР - индустриализации, коллективизации, репрессиях 37-го года, Великой Отечественной войне, восстановлении разрушенного народного хозяйства и создания современной науки и образования.
Учитывая то, что на момент прихода к власти Сталина, страна была в хаосе, с разрушенной промышленностью и сельским хозяйством, без квалифицированных работников, к тому же весьма напряженная международная обстановка и постоянная военная угроза не способствовали спокойной и размеренной жизни, сложившиеся объективные условия требовали мобилизации всех средств и усилий. В свете такого положения дел нельзя не признать очевидную созидательную роль Сталина в истории нашей страны, при этом ни в коем случае не оправдывая излишнюю жестокость, перегибы и прямые нарушения законности, допущенные в тот период.
Примером такой созидательной деятельности является поэтапное преображение Москвы. С конца 1920-х- начала 1930-х гг., в годы индустриализации, когда численность города увеличилась почти до 3 миллионов, начинается массовое строительство. Задумав сделать Москву образцовой столицей социалистической Родины, в 1935 году Советское правительство утверждает Генеральный план нового города. В основу плана лег существующий исторический план с радиально-кольцевой системой, которую необходимо было расширить и усилить новыми магистралями, пересекающими центр. Параллельно планировалось создание подземного города - метрополитена, целью которого была разгрузка центра столицы и решение транспортной проблемы.
Генеральный план также предусматривал расширение старых улиц и набережных (с расчетом на перспективу в несколько десятилетий), замену мостов, постройку новых улиц, электрификацию Московской железной дороги, создание и реконструкцию новых и имеющихся лесопарковых зон.
Новаторский план включал в себя план обводнения Москвы: создание новых водохранилищ и прокладку канала Москва - Волга, чтобы влить волжские воды в Москву и превратить город в порт (так появилось выражение "Москва - порт пяти морей", иногда "Москва - порт семи морей"). Действительно, канал Москва - Волга связал столицу с пятью морями - Белым, Балтийским, Черным, Азовским и Каспийским. Вблизи Москвы возникли семь водохранилищ, семь рукотворных морей: Химкинское, Клязьминское, Пироговское, Пестовское, Учинское, Пяловское и Икшинское.
План обводнения города до конца так и не был реализован. Сегодня в Москве в канал имени Москвы входят объекты: Химкинское водохранилище, Хорошевское спрямление (канал), Карамышевское спрямление (канал), Северный и Южный речные порты.
Важными частями генплана были положения об ограничении роста Мосты и качества жилой застройки в рекордно быстрые сроки. Такие широкомасштабные задачи подразумевали под собой снос старых зданий, нередко нанося урон исторической застройке города.
Среди прочего были снесены знаменитая Сухарева башня, большая часть древних храмовых построек Кремля, сотни монастырей и церквей по всему городу (по одним данным, в Москве уничтожено 433 храма, по другим - 368). Наряду со сносом возводились новые дома, с постройкой которых возник и новый стиль в архитектуре, получивший название "сталинский". Самые распространённые варианты названия этого стиля "сталинский ампир", "советский монументальный классицизм","советский архитектурный ретроспективизм", сочетающие в себе элементы разных эпох - ампир, ар-деко, конструктивизм и классицизм с новой системой знаков и символов, призванных прославлять достижения советского народа.
Визитной карточкой "сталинской" архитектуры, безусловно, считаются семь знаменитых высоток, задуманных как единый градостроительный ансамбль. Построенные в конце 1940-х - начале 1950-х годов, по сей день, они сильно выделяются в городском пейзаже, поражая мощью, размахом, качеством исполнения и мистическими тайнами.
Изначально предполагалось построить 8 высотных зданий, но строительство восьмого здания в Зарядье было прекращено после смерти Сталина. Начало строительства высоток было приурочено к 800-летию Москвы, отмечавшееся в 1947 году. Существует информация, что фундаменты этих зданий закладывали одновременно в один день и час - седьмого сентября в 13.00, причем время было, строго выверено по звездам, по приказу товарища Сталина. По одной из версий строительство велось на месте геологических разломов, и Сталин строго запрещал смещать стройку даже на десяток метров, невзирая на инженерные расчеты. В итоге строителям пришлось применять уникальные, зачастую впервые используемые во всем мире способы строительства. Астрологи и мистики объясняют это так, что если соединить сейчас здания в линию, то получиться египетская звезда Анубиса, бога умерших. А если сделать отклонение хоть на метр, то звезда не получится.
Место под застройку в строгом соответствии с требованиями "магического строительства" выбирал академик архитектуры Щусев - создатель мавзолея Ленина и выдающийся церковный зодчий, получивший из рук царя 2 ордена. Все высотки построены группами по 3 пирамиды за исключением зданий МГУ и Дворца Советов, которое планировалось поместить в центре этих высоток, чтобы энергетически они были на нем замкнуты и обязательно в местах массовых кровопролитий с названием "красный" -символом крови и огня - важнейшего элемента в магии.
Первая группа зданий располагается вблизи места массовых казней - Красной площади (или, как ее называли в старину, Пожар): жилое здание на Котельнической набережной (в ноябре 1917 году на этом месте стояли пушки, палившие по Кремлю), высотка в Зарядье (не была достроена), и к ним примыкает пирамида Мавзолея Ленина. Вторая группа высоток между Красными Воротами и площадью Трех Вокзалов: гостиница "Ленинградская", высотное административное здание и башня Казанского вокзала (по форме пирамида, построенная тем же Щусевым). В 1905 году на привокзальной площади шли жестокие бои. В третью группу вошли здание МИД, гостиница "Украина" и жилой дом в районе Красной Пресни. (Красной Пресня стала называться в честь рабочих, погибших здесь в дни декабрьского восстания 1905 года).
Самое большое из них Центральное здание университетского комплекса Московского государственного университета на Воробьёвых горах. Главный корпус МГУ изначально назвали храмом науки и при проектировании планировали водрузить на его вершину 40-метровую статую Ломоносова, однако Сталин распорядился вместо статуи установить шпиль. До строительства "Триумф-Паласа" здание являлось самым высоким административно-жилым зданием в Москве, высота 182 м., со шпилем 240 м., этажность центрального пролёта 36. Выстроено в 1949-1953 г. Архитекторы: Б. Иофан, Л. Руднев, С. Чернышёв, П. Абросимов, А. Хряков, В.Насонов.
Гостиница "Украина" - второе по величине здание среди сталинских высоток, насчитывающее 206 метров, включая 73-х метровый шпиль. Строительство было завершено после смерти Сталина (1953-1957гг.), поэтому гостиница получила название в честь родины Хрущева. По замыслу Сталина, она должна была называться "Гостиничное здание в Драгомилове". На сегодняшний день после реконструкции гостиница "Украина" является одной из крупнейших в Европе, насчитывает около пятисот номеров, множество ресторанов, баров и 50-ти метровый бассейн. В 2005 году гостиница "Украина" закрылась на реставрацию, а 28 апреля 2010 года легендарная сталинская высотка с обновленным названием гостиница "Radisson Royal Hotel" начала свою работу. Центральный объём здания включает 34 этажа, общая площадь более 88 тыс. м2;, высота 198 м. Архитектор А. Мордвинов при участии В. Олтаржевского, В. Калиша, инженера П. Красильникова.
Жилой дом на Котельнической набережной начал строиться в 1938-1940 годах, и был построен после Великой Отечественной войны в 1948-1952 годах. В здании высотой 176 метров насчитывается 32 этажа. Высотное здание является жилым, в нем расположено 700 квартир, магазины, музей-квартира Г.Улановой, почта и кинотеатр "Иллюзион". К нему примыкает старый, 9-этажный жилой корпус, выходящий на Москву-реку, спроектированный теми же авторами в 1938 году и завершенный 1940 г. По замыслу правительства, высотка должна была стать не только жилым комплексом, но и стратегическим объектом. Был разработан план по строительству тоннеля от московской высотки к Кремлю, который так и не был реализован. Тем не менее, процесс строительства высотки был отчасти засекречен. Курировал строительство Л. Берия. Авторы проекта Д. Чечулин, А. Ростковский, инженер Л. Гохман.
Здание Министерства иностранных дел России находится на Смоленской-Сенной площади. Это первая по времени возведения высотка. На 27 этажах расположились Министерство иностранных дел, Министерство внешних экономических связей и Министерство торговли РФ. Высотка оборудована 28 лифтами, 18 из которых скоростные. Процесс строительства высотки был не обычным - первоначально построили каркас на всю длину, а потом начали строить здание сверху вниз. На высоте 114 метров на здании сооружен герб СССР, который находится там и в наше время. Легендарному башенному стилю высотка обязана Сталину, который отверг первоначальные эскизы зданий и настоял на именно на башенном. Архитекторы отмечают насколько удачно выбрано место для постройки, а так же целостность и величественность композиции МИДа. Высота здания 172 м. Было построено с 1948 по 1953 годы. Архитекторы: В. Гельфрейх, А. Минкус.
Жилой дом на Кудринской площади, прозванный "Дом авиаторов" из-за предоставления квартир работникам авиационной промышленности построен в 1948-1954 гг. по проекту архитекторов М. Посохина, А. Мндоянца и конструктора М. Вохомского. Здание состоит из центрального (24 этажа, высота с башней и шпилем 156 метров и боковых корпусов (по 18 жилых этажей), составляющих единый структурный массив, опирающийся на общий цокольный этаж. Всего в здании свыше 450 квартир, кинотеатр "Пламя" в настоящее время не работающий, магазины, боулинг клуб и закрытое бомбоубежище. За ходом строительства здания внимательно наблюдало КГБ, контролирующее постройку бомбоубежища и других подземных сооружений московской высотки, выходящих за пределы территории наземного здания.
Административно-жилое здание на площади Красных ворот высотой 138 метров (24 этажа) было построено с 1947 по 1952 годы. В нем располагаются Министерство транспортного машиностроения, Московская Межбанковская Валютная биржа, банк, корпорация Трансстрой, Российский профсоюз железнодорожных и транспортных строителей. Расположенное в самой высокой точке Садового кольца, на улице Садовая-Спасская, здание выглядит довольно внушительно, несмотря на скромные размеры в сравнении с другими сталинскими высотками. Эту высотку изначально строили под углом, специально с одной стороны фундамента грунт был заморожен, чтобы продолжать строительство, не дожидаясь естественной усадки фундамента. Расчет оказался точным, и здание прекрасно встало в вертикальное положение. Архитекторы: А. Душкин, Б. Мезенцев.
Гостиница "Ленинградская" - одна из наиболее известных гостиниц Москвы. Среди других высоток выделяется скромной высотой - всего 136 метров (17 этажей), но от других высоток ее отличает утонченный интерьер, проникнутый древнерусским духом и храмовой архитектурой. С 2008 года пятизвездочная гостиница называется "Хилтон Москва Ленинградская", в ней находится 275 номеров, магазины, салоны красоты, рестораны и бассейн. Здание гостиницы построено в 1949-1954 по проекту архитекторов Л. Полякова, А. Борецкого и инженера Е. Метлюка.
Нереализованными остались проекты восьмого здания В Зарядье и Дворца Съездов, который планировался разместить в центре "Новой Москвы" на месте Храма Христа Спасителя. Говоря языком магии "энергетическая цепь высоток не замкнулась", а энергия вырабатывалась. Сразу после окончания строительства по Москве поползли слухи, что вокруг высоток происходят странные вещи, вплоть до появления призраков и приведений.
Если бы планам было суждено сбыться, то Дворец в Москве с высотой 420 м (по окончательному проекту) стал бы самым высоким зданием мира. Его должна была венчать грандиозная статуя Ленина. Идея сооружения Дворца Советов возникла еще в 1922 г на съезде Советов, принявшем декрет о создании Союза Советских Социалистических Республик. В качестве места для Дворца был отведён холм над Москвой-рекой, где стоял Храм Христа Спасителя; как альтернатива рассматривалась площадка на Воробьёвых горах, где позже построили Главное здание МГУ. В конце 1920-х годов окончательно определились с местом постройки и, несмотря на протесты ряда деятелей общественности, 5 декабря 1931 Храм Христа Спасителя был взорван. До начала Великой Отечественной войны был сооружен гигантский фундамент здания дворца по проекту конструктора Николая Никитина, после войны строительство Дворца было практически заморожено; в этот период были возведены высотные здания Москвы, заимствовавшие некоторые архитектурные идеи у проекта Дворца. Причины замораживания стройки никому не объяснялись. Возможно, на мнение вождя повлияли новые сведения по сакральной архитектуре из секретных архивов Гитлера и "Аннэнэрбе", захваченных нашими военными в Берлине. Напомним, что Гитлер также активно участвовал в изменении архитектурных обликов немецких городов, полностью погрузившись в оккультное значение зданий. Формально от строительства Дворца советов в Москве отказались в конце 1950-х.
Согласно оккультной теории, не построенный Дворец Советов вместе со сталинскими высотками должны были составлять единый комплекс, с помощью которого весь Советский Союз держали бы в "психолого-энергетическом"подчинении, что эти здания были вовсе не проектом архитектурной реконструкции столицы, а - концентраторами энергии, с помощью которых должна была усиливаться власть, а вожди (Ленин и Сталин) воскреснуть, что Сталин мечтал вытеснить религию и заменить ее собственным культом, а "сакральная" архитектура была частью этого "религиозного" плана.
Печальна судьба последней сталинской высотки - Административного здания в Зарядье по проекту Д. Чечулина. Оно было последним из сталинских небоскребов, заложенных в день восьмисотлетнего юбилея Москвы. К весне 1953 года работы по возведению стилобата (верхней части ступенчатого цоколя здания) были завершены, но остановлены из-за смерти Сталина, что было воспринято архитектором, как личная трагедия. Только спустя десять лет с 1964 по 1967 на уже имевшемся стилобате по проекту того же Д. Чечулина была сооружена гостиница "Россия", которую закрыли 1 января 2006 года на демонтаж. На месте разобранной гостиницы планируется разбить парк или обустроить парковую зону с развлекательным центром.
И все же пока стоят остальные здания, о сталинских высотках будут продолжать рассказывать легенды, приписывать ряд таинственных свойств, особых воздействий на организм человека, в том числе и возможность воскрешения с помощью гигантского генератора, который должен был находиться во Дворце Советов. Несомненно, и бесспорно одно: красивые и элегантные высотки, напоминающие мистические пирамиды, до сих пор самые элитные здания столицы, пережившие своих архитекторов и строителей, а по качеству постройки, превосходящие многие современные здания.
Из других построек "сталинской" эпохи, безусловно, заслуживают внимание два легендарных дома-коммуны, построенных для жилья номенклатуры, военной и творческой элиты - Дом на набережной на Берсеневской набережной и Дом писателей в Лаврушинском переулке, Московский метрополитен, ЦПКиО им. Горького, Тверская улица, здание Госдумы, гостиница Москва (снесенная и воссозданная уже в новейшее время),ВДНХ, ныне ВВЦ (Всероссийский выставочный центр) здание Речного вокзала, построенного одновременно с каналом им. Москвы в 1937 году, набережные Москвы-реки, широкие и прямые Ленинский проспект и проспект Мира.
Отмечая вклад Сталина в градостроительство, объективно оценивая его заслуги в победе в Великой Отечественной войне, ни в коем случае нельзя забывать какой ценой, совершались трудовые и боевые подвиги, и кто был главным героем в тылу и на фронте. В один ряд к миллионам павшим на фронтах Великой Отечественной встают безвинно осужденные и погибшие в сталинских лагерях. В одном строю с созидательной деятельностью Сталина стоит своеобразный "памятник" произвола "сталинской" эпохи - ГУЛаг.
В память о безвинных жертвах в Москве установлены памятники и памятные знаки, открыты мемориальные доски. В Москве на Новой площади в сквере у Политехнического музея установлен памятник «Соловецкий камень» работы художника-архитектора С.И. Смирнова и архитектора-конструктора В.Е. Корси. У подножия гранитного валуна на постаменте надпись: "Этот камень доставлен обществом "Мемориал" из Соловецкого лагеря особого назначения и установлен в память жертв тоталитарного режима".
На территории больницы №23 "Медсантруд" по улице Яузской установлен памятник жертвам политических репрессий, расстрелянных в 1921-1926 годах. Авторы архитекторы А.П. Ермолаев, М.В. Акимов. На камне-валуне расположена мемориальная доска с надписью "Памяти расстрелянных в 1921 - 1926 гг. и тайно захороненных во дворе 23-й (Яузской) больницы нескольких сот жертв политических репрессий. Реабилитированы до октября 1999 года: имена 105 погибших, годы жизни" и металлическая табличка: "Памятник установлен 21. Х. 1999 года по инициативе В.С. Козака, главного врача больницы № 23, при участии Музея и общественного центра имени Андрея Сахарова на средства, завещанные М.Б. Миндлиным, бывшим узником ГУЛАГа".
В парке искусств "Музеон" возле Центрального Дома художников установлена Скульптурная композиция "Стена памяти жертв сталинских репрессий", представляющая собой четырехсекционную выгнутую стену с головами узников за колючей проволокой. Автор член Союза художников РФ Е.И.Чубаров.
На Донском кладбище находится "Мемориал руководителям и членам Еврейского антифашистского комитета в СССР, расстрелянным 12 августа 1952 г.", "Мемориальная композиция жертвам политических репрессий 1945 - 1953 гг." работы архитектора А.И. Муромского и скульптора Ф.М. Согояна, "Памятный знак гражданам Германии - жертвам политических репрессий 1950 - 1953 гг.", "Памятный знак крымским военным и государственным деятелям - жертвам политических репрессий", "Памятный знак расстрелянным жертвам политических репрессий 1930 - 1942 гг..", "Памятный знак расстрелянным жертвам политических репрессий 1945 - 1952 гг.", "Памятный знак советским военнослужащим - жертвам политических репрессий".
На Ваганьковском кладбище установлен Памятник жертвам политических репрессий 1927 - 1937 гг. Стилизованный крест из гранита и металла с надписью: "Жертвам политических репрессий вечная память. 1927-1937" работы Ольги Степаненко - победительницы конкурса на лучший проект памятника.
На улице Маросейке 13 находится памятный знак жителям дома, погибшим в 1937 - 1952 гг. На трех мраморных досках надписи: "1937-1952" (слева); "Всем кто жил в этом доме, ушел и не вернулся"(в центре); "1941-1945" (справа).
Во дворе библиотеки Иностранной литературы им. М.И. Рудомино на Николоямской улице установлен памятник Раулю Валленбергу, погибшему во внутренней тюрьме МГБ СССР в 1947 г. работы скульптора Джан Пьетро Кудино.
Памятник правозащитнику Юрию Галанскову установлен на Котляковском кладбище.
Но, пожалуй, самым символичным «звеном» в исторической цепи трагедий можно считать Лубянскую площадь (площадь Дзержинского), где с первых лет Советской власти начала свою работу ВЧК, далее именовавшаяся ОГПУ, НКВД и МВД, НКГБ и МГБ, а с 1954 года КГБ СССР, в настоящее время - Федеральная служба безопасности России (ФСБ). Благодаря расположению ведомств российских спецслужб, слово «Лубянка» стало нарицательным и приобрело печальную известность, в том числе и находящейся в ней внутренней тюрьмой, в стенах которой содержались и расстреляны много известных и выдающихся личностей в разных сферах деятельности. В 1958 году перед зданием КГБ был установлен памятник Ф.Э. Дзержинскому (скульптор Е. Вутетич), простоявший до 1991 г., демонтируемый и перенесенный в Парк Искусств за ЦДХ после неудачной попытки прихода к власти ГКЧП. Чуть ранее в 1990 году на Лубянской площади был установлен памятник жертвам репрессий "Соловецкий» камень".
Подводя итог вышесказанному, отмечая действительно тяжёлые и трагические события того времени, масштабные репрессии и нарушения законности, нельзя не отдать должное Верховному Главнокомандующему Сталину как человеку сыгравшему одну из главных ролей в победе в Великой Отечественной войне и как руководителю великой державы, совершившей беспрецедентный по масштабам экономический рывок в рекордно короткие сроки.
Другие рубрики:
|
|
Другие статьи рубрики:
|
Чтобы оставить комментарии, Вы можете войти на сайт, в том числе через Ваши социальные сети.
Нет комментариев к данной странице