Искать что?
Искать где?
Искать везде
При выделении нескольких категорий объектов, удерживайте Ctrl
Искать как?
Быстрый поиск
Помощь в поиске
Мы в социальных сетях:
RSS

К 175-летию А.М. Опекушина

28 ноября исполняется 175 лет со дня рождения выдающегося русского скульптора А.М. Опекушина. Судьба этого человека, чье имя входит в сотню великих скульпторов, необычна - сын крепостного крестьянина-каменотеса, за свой талант, помноженный на упорный труд, получивший звание академика, уважаемый представителями царской династии, умер в полной нищете в деревне, забытый всеми.

 

 

Александр Михайлович Опекушин родился в деревне Свечкино Даниловского уезда Ярославской губернии. В 1850 году Михаил Евдокимович – отец будущего скульптора, сам лепщик-самоучка, с согласия своей помещицы Е. В. Ольхиной, отвез двенадцатилетнего мальчика в рисовальную школу при Обществе поощрения художеств в Санкт-Петербург. Далее его обучение продолжилось в известной мастерской Д.И.Иенсена, которую он окончил в 17 лет. Будучи крепостным, поступить в Академию Художеств Опекушин не мог, но скульптурный класс при Академии, которым руководил Иенсен, талантливый юноша посещал.

 

С большим трудом к 1859 году Опекушину удалось скопить 500 руб. и  откупиться от помещицы Ольхиной, получив вольную в 1860-м. Талант трудолюбивого молодого скульптора был замечен и оценен Ученым советом Академии художеств. В 1862 году Опекушину присудили малую серебряную медаль за барельеф "Ангелы, возвещавшие пастухам Рождество Христово". А дальше скульптор М. О. Микешин пригласил молодого ваятеля принять участие в сооружении грандиозного памятника "Тысячелетие России" в Великом Новгороде. Начинающему скульптору доверили выполнение только одной фигуры – Петра I, стоящего со скрещенными руками, которая стала одной из самых удачных фигур монумента. После этой работы, к Александру Михайловичу пришло признание и заслуженные награды.

 

В соавторстве с Микешиным Опекушин создает еще памятник русскому флотоводцу адмиралу А.С.Грейгу в Николаеве и Екатерине II в Петербурге. Позже художник начинает работать самостоятельно, и новая его работа – статуя сидящего на стуле в огромных ботфортах и в мундире Преображенского полка Петра I привлекает внимание и оценивается по достоинству. В 1872 году за эту статую ему было присвоено почётное звание академика. 

 

Но имя свое скульптор увековечил первым памятником А. С. Пушкину. Сооруженный в 1880 году, бронзовый Пушкин стал неотъемлемым символом Москвы и до сих пор остается лучшим монументом поэту. Установке памятника предшествовал конкурс, объявленный в 1872 году. Скульптор занялся изучением портретов Пушкина, его творчеством и после длительных трудов создал благородный образ поэта-гражданина. По мнению жюри, проект Опекушина, отличавшейся простотой и непринуждённостью, в 1875 году был признан лучшим. Спустя пять лет состоялось торжественное открытие монумента на Тверском бульваре. Крупный памятник органично вписался в ансамбль города. На Тверском бульваре он простоял до 1950 года, а позже был перенесен на другую сторону реконструированной Страстной площади (ныне Пушкинская площадь), где его расположили на месте снесенной колокольни Страстного монастыря и развернули на 180 градусов.  

 

 

 

Бронзовая скульптура Пушкина вызвала восторг у собравшихся на открытии памятника. А спустя некоторое время Опекушин получил заказы от городских властей других городов Российской Империи на создание пушкинских памятников и бюстов. Скульптуры Пушкина были созданы Опекушиным для Петербурга (1884 г.), Кишинева (1885 г.) и подмосковного Остафьево (1913 г.). 

 

Автором первого в истории России памятника М. Ю. Лермонтову стал также Александр Михайлович. Памятник был открыт в Пятигорске в 1889 году и с тех пор является достопримечательностью курорта. В одном ряду с памятниками великим русским поэтам стоят и другие известные произведения Опекушина - памятники Карлу Бэру в Дерпте (1886 г.) и Николаю Муравьеву-Амурскому в Хабаровске (1891 г., уничтожен в 1925 г., восстановлен в 1991 г.).

 

За долгие годы работы Опекушин создал множество мраморных и бронзовых бюстов исторических деятелей и известных современников (Аристотеля, Платона, Жуковского, Вяземского, Шуваловых, Микешина, Ламанского и других). Александр Михайлович принимал участие в скульптурной отделке здания Государственного банка, Биржи на Ильинке, Незлобинского театра на Театральной площади, особняков Елисеева, Прове, Мазуриных, Малкиеля, князей Щербатовых и других. Талантливый художник, он был автором многих ювелирных изделий и выполнял скульптурные Распятия и киоты для монастырей и храмов. 

 

В советское время имя Опекушина связывалось в основном с московским памятником Пушкину, и очень долго замалчивалась монархическая тема в его творчестве. А ведь Александром Михайловичем были созданы самые известные до революции монументы Александру II и Александру III.

 

Император Александра III пожелал, чтобы памятник его отцу — Императору Александру II был выполнен именно Опекушиным. Монумент Александру II, созданный в соавторстве с П. В. Жуковским и Н. В. Султановым, был открыт 16 августа 1898 года в Кремле. Бывший крепостной Опекушин особо чтил Александра II, отменившего телесные наказания и освободившего миллионы крепостных крестьян. Известны не менее 12 скульптур Александра II в разных городах страны, созданного скульптором-монархистом Опекушиным. По словам самого ваятеля, он смог бы слепить памятник Государю даже с закрытыми глазами.

 

Самым знаменитым памятником Опекушина, посвященному представителю династии Романовых, стал памятник – монумент Александру III, около Храма Христа Спасителя, открытый 30 мая 1912 года. 

 

 

 

 

Масштабное величественное произведение Царя-Миротворца производило колоссальное впечатление. Памятник стал символом православной России и русского Самодержавия, а также местом паломничества москвичей и приезжих.

 

За этот памятник Император Николай II пожаловал Александру Михайловичу Опекушину чин действительного статского советника и пожизненную пенсию в размере трех тысяч рублей. 

 

События октября 1917 года не пощадили ни скульптора, ни его произведения. Ленинский декрет от 12 апреля 1918 года "О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической революции" предписывал уничтожить произведения искусства. 

 

Из опекушинских памятников Русским Царям и государственным деятелям, сохранился только московский памятник Екатерине II. Скульптура Екатерины II была создана в 1892-1896 годах для установки в здании Городской Думы. В Екатерининском зале она находилась до 1917 года. После революционных событий демонтированную скульптуру ожидала судьба многих неугодных памятников. Сотрудники музея спасли скульптуру, отправив ее из Москвы в Армению. В Государственной картинной галерее Армении она и хранилась до недавнего времени. В 2006 году скульптуру передали на реставрацию в Третьяковскую галерею. Сейчас памятник Екатерине II украшает Екатерининский зал Большого дворца в Царицыно.  

 

Не менее печальна и трагична судьба самого скульптора. Великий ваятель, лишенный всех почестей и состояния, Опекушин медленно умирал с голоду в родной деревне, куда новая власть позволила ему вернуться. Скульптор, которого знала вся образованная Россия и Европа, скончался 4 марта 1923 года в деревенской глуши в полном забвении.

 

8 июня 2005 года у подножья Храма Христа Спасителя торжественно был открыт памятник царю-освободителю Александру II работы скульптора Александра Рукавишникова. Шестиметровый монумент установили на том самом месте, где некогда стоял памятник Александру III работы Опекушина. Памятник отцу разместился на месте памятника сыну, отчасти восстановив историческую справедливость.

Поделиться ссылкой:
Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарии, Вы можете войти на сайт, в том числе через Ваши социальные сети.

Нет комментариев к данной странице

Вы можете отмечать объекты, где были () и будете (), кликнув по серой иконке и отменять отмеченное, кликнув по цветной иконке.