Искать что?
Искать где?
Искать везде
При выделении нескольких категорий объектов, удерживайте Ctrl
Искать как?
Быстрый поиск
Помощь в поиске
Мы в социальных сетях:
RSS

К 150-летию со дня рождения Анны Голубкиной

28 января исполняется 150 лет со дня рождения выдающегося русского скульптора конца XIX – начала ХХ века Анны Семеновны Голубкиной.

 

Анна Голубкина родом из г. Зарайска Рязанской губернии (ныне Московская обл.), происходила из семьи крестьян. Девочка не получила никакого образования – даже начального. Рано лишившись отца, Ане с малолетства пришлось вместе с матерью и старшими братьями трудиться на семейном огороде. 

 

С самого раннего детства она увлеклась лепкой глиняных фигурок. Такое занятие никому не мешало, но сама девушка, которой хотелось учиться, понимала, что значит, крестьянской семье лишиться пары рук. Только в двадцатипятилетнем возрасте Анна приехала в Москву и поступила в Училище живописи, ваяния и зодчества. Самобытную и талантливую девушку заметили. Ее высоко оценил известный скульптор Волнухин.

 

Методика преподавания академической школы не оправдала ожиданий Голубкиной, и последовал перевод в Петербургскую академию художеств, а через несколько месяцев состоялась первая поездка в Париж для обучения у Ф. Коларосси. Из этой поездки Анна возвратилась разочарованной и больной.

 

Спустя 2 года, в 1897 году, Анна вновь отправилась в Париж, где ей удалось взять уроки у знаменитого французского скульптора Огюста Родена. Его советы помогли молодой художнице найти собственный путь в искусстве. В этот визит Голубкина участвовала на выставке Весеннего салона во Франции со своей скульптурой "Старость", за которую получила медаль – первую свою награду. 

 

На рубеже XIX-XX веков Анна начала самостоятельно работать. В это период были созданы знаменитые скульптуры "Рабочий", "Железный", "Раб", "Идущий человек". В 1901 году  скульптор получила заказ на оформление подъезда Московского художественного театра. Горельеф "Волна" ("Пловец") - мятежный дух, борющийся со стихией, до сих пор украшает вход в старое здание МХАТа

 

В 1902 году Анна в третий раз отправилась в Париж, побывала в Лондоне и Берлине, где познакомилась с работами многих известных скульпторов. 

 

В обычной жизни Анна не отличалась ни практичностью, ни предприимчивостью – часто бывала в долгах, а когда появлялись деньги, легко расставалась с ними, отдавая тем, кто по ее мнению нуждался больше чем она. Замуж она не вышла, считая, что "Искусство связанных не любит. К искусству надо приходить со свободными руками". Зато часто жила у родных в Зарайске, по-прежнему работала по хозяйству, совмещая быт с творчеством.

 

Здесь, в доме Голубкиных собирались политические ссыльные. Молодая женщина заразилась их идеями и  даже стала помогать им. Потом последовал арест и освобождение по болезни.

 

В 1910 году Голубкиной удалось оборудовать себе мастерскую в Москве в Левшинском переулке. В этом двухэтажном особняке Анна Семеновна жила и работа до самой смерти. Здесь были созданы многие ее шедевры.

 

В 1914 году в Музее изящных искусств имени Александра III (ныне Государственный Русский музей) с большим успехом прошла персональная выставка А.С.Голубкиной, на которой было представлено 150 работ художницы. 

 

Революцию 1917 года приняла с одобрением и пониманием. В первые послереволюционные месяцы Анна Голубкина вошла в Комиссию по охране памятников старины и искусства и в органы Моссовета по борьбе с беспризорностью.

 

Начиная с 1904 года, Анна Голубкина занималась преподавательской деятельностью. В 1904-1906 гг. работала в Московском коммерческом училище, 1913-1916 годах вела Пречистенские рабочие курсы, в 1918-1920 годах - занятия со студентами в Свободных государственных мастерских, а в 1920-1922 - в Московских высших государственных художественно-технических мастерских.

 

Строгая аскетичная жизнь Голубкиной была посвящена служению искусству, и даже одной из причин ее преждевременного ухода из жизни стала работа. Массивную деревянную фигуру Льва Толстого, над которой она трудилась в 1920-х годах, потребовалось подвинуть. После перенесенной в 1922 году операции, такое действие оказалось роковым. Спустя некоторое время Анне Семеновне стало плохо, а отъезд к сестре в Зарайск и неквалифицированное лечение ускорили болезнь. Анна Голубкина умерла 7 сентября 1927 года в родном Зарайске. Похоронили ее на местном кладбище.

 

Имя Анны Голубкиной известно во всем мире. Она была первой русской женщиной, которая стала скульптором, и первым русским скульптором, удостоившимся награды Парижского салона, и первым скульптором в России, чья персональная выставка была показана в 1914 году в новом Музее изящных искусств имени Александра III.

 

В историю искусства Голубкина, в первую очередь, вошла как мастер скульптурного портрета. Ее руками был создан первый в России скульптурный портрет Карла Маркса, ей принадлежит немало работ, ставших классикой станковой скульптуры. Покупка произведений Голубкиной в 1900-х годах положила начало коллекции современной скульптуры в Третьяковской галерее. Собрание ее работ хранится в Русском Музее в Санкт-Петербурге и других музеях страны.

 

В бывшей мастерской Анны Голубкиной в 1934 году был организован дом-музей, в коллекции которого хранятся произведения, переданные в дар государству, согласно последней воле скульптора. В настоящее время мемориальный музей-мастерская А.С. Голубкиной имеет статус отдела Государственной Третьяковской галереи.

 

К 150-летию  со дня рождения выдающегося скульптора с 24 января по 30 марта Третьяковская галерея в залах в Лаврушинском переулке открыла расширенную экспозицию произведений А. Голубкиной, где представлены 35 работ из гипса, дерева, бронзы и мрамора, отражающие основные этапы творчества художника. Среди них отреставрированная работа 1898 года "Старость", за которую Голубкина на Весеннем Салоне в Париже получила медаль, два варианта знаменитой вазы "Туман" (1899) (в гипсе и мраморе), скульптуры "Старая" (1908), "Митя" (1903), "Лермонтов" (1900), "Алексей Толстой" (1911), "Лев Толстой" (1927), портреты философов и писателей Серебряного века, в том числе Андрея Белого, Алексея Ремизова и другие произведения.

 

Параллельно с открывшейся выставкой в ГТГ, в Музее-мастерской А.С. Голубкиной в Большом Лёвшинском переулке подготовлена обновленная экспозиция.

 

Поделиться ссылкой:
Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарии, Вы можете войти на сайт, в том числе через Ваши социальные сети.

Нет комментариев к данной странице

Вы можете отмечать объекты, где были () и будете (), кликнув по серой иконке и отменять отмеченное, кликнув по цветной иконке.