Искать что?
Искать где?
Искать везде
При выделении нескольких категорий объектов, удерживайте Ctrl
Искать как?
Быстрый поиск
Помощь в поиске
Мы в социальных сетях:
RSS

К 100-летию Октябрьской революции. "Буревестник", "трибун", певцы и романтики революции

После Октябрьской революции 1917 года в стране произошел раскол в творческой среде. В этот период вся писательская интеллигенция должна была определиться и занять конкретную позицию по отношению к новой власти.

Главные роли в советской литературе первых лет революции, безусловно, занимают основоположники пролетарской литературы - М. Горький (А.М. Пешков), А.С. Серафимович и Демьян Бедный. Памятников Серафимовичу и Д. Бедному в столице не установлено, но имя каждого из них носят улицы в Москве. Улица Серафимовича расположена в районе Якиманки, между Болотной и Берсеневской набережными на острове Балчуг, а улица Демьяна Бедного находится на западе Москвы в районе Хорошёво-Мнёвники.

А вот мест, связанных с именем Максима Горького, в столице достаточно.

Первая русская революция 1905 года, которую М. Горький принял восторженно, явилась в его творчестве мощным стимулом. В 1906 году свет увидел роман "Мать", который Ленин назвал своевременной книгой. К революции 1917 года отношение писателя было двойственным. Сильно желая стране обновления, он опасался, что крестьянство изначально не может быть революционным. События 1917 - 1918 годов (погромы, самосуды, уничтожение художественных ценностей) приводят Горького к выводам о крушении в России вечных основ: государства, религии и культуры. В 1921 году Горький уехал за границу. По официальной версии причиной отъезда было возобновление его болезни и необходимость, по настоянию Ленина, лечиться. По другой версии, Горький был вынужден уехать из-за обострения идеологических разногласий с советской властью. Вначале писатель жил в в Гельсингфорсе  (Хельсинки), Берлине, Праге, а с 1924 года в Италии, в Сорренто. В 1928 году по приглашению Советского правительства и лично Сталина писатель первый раз приехал в СССР и совершил 5-недельную поездку по стране, второй раз в СССР Горький приехал в 1929 году. Окончательно в Советский Союз писатель перебрался в октябре 1932 года, будучи в зените мировой славы. Вернувшись на родину, Горький был обласкан правительством и критикой, объявлен великим пролетарским писателем, основателем социалистического реализма, назначен главой Союза советских писателей и получил официальное признание как "буревестник революции".

За писателем и его семьёй наряду с дачами в Горках и в Крыму закрепили бывший особняк Рябушинского в центре Москвы. Именно здесь Горький провел последние годы жизни. 18 июня 1936 года писатель скончался в Горках. По решению Сталина, тело было кремировано, а прах в урне помещен в Кремлёвскую стену на Красной площади в Москве.

После смерти писателя в особняке осталась жить вдова сына Горького Надежда Алексеевна Пешкова. В основном благодаря ее стараниям, в 1965 году в доме был открыт музей А.М. Горького.  

 

Памятник Горькому

 

В 1951 году на площади Белорусского вокзала (ныне площадь Тверская застава) был открыт памятник М. Горькому. Проект монумента создал скульптор И. Д. Шадр и архитектор М. О. Барщ еще в 1939 году, однако тогда памятник установлен не был. После смерти Шадра скульптор Вера Мухина завершила над ним работу. Авторы монумента изобразили Горького пожилым, умудренным опытом и отягощенным грузом пережитого, но сильным духом, высокого достоинства человеком. Именно таким москвичи встречали писателя, прибывшего из Италии в 1928 году. С непокрытой головой, в распахнутом пальто, опираясь на трость, едва сдерживая глубокое душевное волнение, он словно действительно только что ступил на родную землю после долгой разлуки. Монумент, как и сам Горький, который покинул родину на годы, некоторое время вынуждено отсутствовал на историческом месте. 16 декабря 2005 года в связи со строительством транспортной развязки на площади Белорусского вокзала скульптура была перевезена в Парк искусств "Музеон". После двенадцатилетней отлучки, 31 июля 2017 года, отреставрированный монумент был возвращен на площадь.

В 1932 году усадьба князя Гагарина (дом № 25) по Поварской улице была передана только что созданному Литературному институту имени Максима Горького, (в настоящее время Институт мировой литературы имени А.М. Горького Российской академии наук). В 1937 году при институте был создан Архив А.М. Горького, где хранятся его рукописи и связанные с его жизнью и деятельностью документы.

 

Памятник Горькому на Поварской

 

А 11 января 1956 года перед входом в Институт мировой литературы был открыт памятник Горькому работы Веры Мухиной. Писатель изображен в начале творческого пути. Молодой человек с гордо поднятой головой и устремленным вдаль взглядом, одет в простую одежду – косоворотку, накидку, развевающуюся на ветру, и обычные сапоги. Скульптура выполнена в классической для Горького позе - руки соединены за спиной, правая нога немного выдвинута вперед. 

 

Памятник Горькому в ЦПКиО им.Горького

 

В 1932 году в связи с 40-летием общественной и литературной деятельности Максима Горького, его имя было присвоено первому Парку культуры и отдыха в Москве. Писатель трижды бывал в парке - в 1929-м, 1931-м и 1934-м годах. Современный памятник писателю появился здесь в 1974-м. Первый монумент, установленный в 1939-м году, до наших дней не сохранился.

 

Памятник Максиму Горькому

 

Еще один памятник Максиму Горькому установлен в переходе между станциями "Чеховская" и "Тверская".  Объяснение появления здесь памятника пролетарскому писателю довольно простое. До 1992 года станция "Тверская" как и Тверская улица носила названия "Горьковская". Изначально памятник располагался в торце вестибюля станции "Горьковская", а с открытием в 1987-м году станции "Чеховская" был перенесен в переход между станциями.

 

Революция 1917 года была восторженно встречена В.В. Маяковским. Свою позицию к переломному моменту в истории страны он определил так: "Моя революция". Окрещенный "трибуном революции", Маяковский олицетворял собой новый тип поэта - активного борца за светлое будущее народа, а его поэзия стала художественной летописью страны в период Октябрьской революции и построения социализма.  

Большую часть своих произведений Маяковский создал именно в послереволюционные годы - за двенадцать лет, прошедших после революции, он написал одиннадцать томов. И хотя стихи, проникнутые официальной бодростью, он сочинял до конца своей жизни, считается, что в середине 1920-х годов "поэт революции" начал разочаровываться в социалистическом строе, а так называемые его заграничные поездки воспринимались, как попытки спрятаться от действительности.

14 апреля Владимир Маяковский покончил с собой. Поэт был кремирован и первоначально прах был захоронен в колумбарии Нового Донского кладбища. Стараниями Лили Брик и старшей сестры поэта Людмилы урну с прахом Маяковского 22 мая 1952 года перенесли и захоронили на Новодевичьем кладбище. Позже на могиле был установлен памятник работы скульптора Александра Кибальникова. Тёмно-серый и красный гранит, из которого выполнен монумент, символизируют революцию и переломную эпоху, которую Маяковский воспевал в своём творчестве. А сам поэт изображен таким, каким его запомнили современники - волосы зачёсаны назад, строгое лицо, суровый пронизывающий взгляд.

После кончины Маяковского его произведения попали под негласный запрет и почти не публиковались. В 1936 году Лиля Брик написала письмо самому И. В. Сталину с просьбой посодействовать в сохранении памяти великого поэта. Сталин высоко оценил достижения Маяковского и дал разрешение на публикацию его произведений и создание музея.

 

Музей В.В. Маяковского

 

Музей поэта, основанный в 1937 году, начал свою работу как Библиотека-музей В.В. Маяковского. В 1938 г. библиотека-музей была открыта в доме по Гендриковому переулку (с 1935 года переулок Маяковского), 15/13, где находилась бывшая квартира Лили Брик, Осипа Брика и Владимира Маяковского. В 1967 г. по решению Исполкома Моссовета Библиотеку-музей преобразовали в Государственный музей В.В. Маяковского и в 1968 году перевели из переулка Маяковского на Лубянский проезд, 3/6, где Владимир Владимирович жил и работал в 1919 - 1930 гг. В этом же доме поэт покончил с собой. Мемориальная экспозиция была открыта 29 января 1974 года. (С 2013 года музей закрыт на капитальный ремонт. Открытие музея запланировано на 2018 год. В настоящее время Государственный музей В.В. Маяковского временно проводит выставки на партнерских площадках).

 

Бюст Маяковского у музея

 

Перед музеем со стороны Мясницкой улицы стоит бюст-памятник Маяковскому (скульптор Ю.Г. Орехов, архитектор Б.В. Палуй). 

В мае 2017 года музей открыл филиал - квартиру семьи Маяковских на Красной Пресне, где разместилась выставка, посвященная американской дочери поэта – Патриции Дж. Томпсон (Елене Владимировне Маяковской), которая завещала свои архивы музею.

 

Памятник Владимиру Маяковскому

 

В 1958 году на площади Маяковского (ныне Триумфальная площадь) в Москве был открыт памятник поэту. Авторы монумента скульптор Александр Кибальников и архитектор Дмитрий Чечулин изобразили Маяковского стоящим в позе чтеца в распахнутом пиджаке. Поэт держит в руках записную книжку и, кажется, что сейчас над площадью разнесется громкий голос, и прохожие услышат его стихи.

 

Памятник-бюст Владимира Маяковского в метро "Маяковская"

 

На Триумфальной площади также находится восточный вестибюль станции метро "Маяковская" где установлен бюст поэта. 

Имя Маяковского в Москве носит Московский академический театр им. Вл. Маяковского на Большой Никитской улице.

 

В начале 1920-х гг. в литературу вошли и быстро приобрели популярность молодые поэты, воспевающие революцию и победу красных в гражданской войне. Одним из них был Эдуард Багрицкий, называющий себя солдатом революции. Багрицкий принял революцию, а она сделала из него романтического поэта, который свое творчество и жизнь посвятил строительству нового мира. И Октябрьскую революцию, и гражданскую войну поэт понимал как своё кровное дело: писал листовки, стихи, плакаты для южного отделения Российского телеграфного агентства. А в Москве в это же время создавал Окна РОСТА Владимир Маяковский. Багрицкий умер от воспаления лёгких 16 февраля 1934 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

памятник Багрицкому

 

В столице памятник Багрицкому установлен на улице, названной его именем в районе Кунцево. Одессит по происхождению, Багрицкий, переехав в Москву, жил именно здесь. Об этом прохожих извещает надпись на пьедестале: "В Кунцеве жил и творил советский поэт Эдуард Багрицкий. 1925 - 1931". Обозначенные даты - не годы жизни поэта, а период его проживания в Кунцеве.

 

Талантом, целиком создан­ным Великой Октябрьской революцией, назвала газета "Правда" Николая Островского. По воспоминаниям современников, Николай Островский был человеком беспредельного мужества, преданным делу революции, верящим в торжество коммунистических идей и готовым пожертвовать своей жизнью ради светлого бу­дущего человечества. Он прожил короткую жизнь – всего 32 года, но оставил яркий след в советской литературе.

В 15 лет Островский вступил в комсомол и добровольцем ушел на фронт, а в 23 года из-за неизлечимой болезни был уже прикован к постели. В это же время он начал писать романы. В апреле 1932 года в журнале "Молодая гвардия" началась публикация романа Островского "Как закалялась сталь". В ноябре того же года отдельной книгой вышла первая часть романа, а затем и вторая. Роман сразу же приобрёл большую популярность в СССР.

За книгу, которая звала на "мировую революцию против всемирного капитала за счастье всех трудящихся на Земле", Николай Островский был награжден орденом Ленина, ему был подарен дом в Сочи и квартира в Москве. Мёртвый переулок (ныне Пречистенский), в котором он жил в 1930—1932 годах, был переименован в его честь.

Николая Островского не стало 22 декабря 1936 года. Писателя похоронили на Новодевичьем кладбище. На могиле писателя установлен памятник работы скульптора Владимира Цигаля. Автор изобразил Островского полулежащим и диктующим свой роман. Барельеф находится на гранитном постаменте, рядом с которым расположена каменная стела меньшего размера, на ней - металлические буденовка и сабля в портупее. На обеих плитах выгравирована авторская подпись.

 

 

В 1940-м году в квартире дома №14 на Тверской был открыт мемориальный музей имени Н.А. Островского. В этом доме в 1935-1936-м г.г. писатель провел последний год своей жизни. Не удивительно, что именно при этом музее в 1992-м году был создан Гуманитарный центр "Преодоление", цель которого является поддержка людей с ограниченными возможностями.

Бюст писателя-бойца, первого лауреата премии Ленинского комсомола Николая Островского установлен во дворе спецшколы-интерната № 5 (2-й Сельскохозяйственный пр., 2/11). Памятник был открыт 18 марта 1966 года на средства учеников, заработанных в школьных мастерских. Инициатором установки монумента стала пионерская дружина интерната, носящая  имя писателя.

В Москве именем героя "Как закалялась сталь" Павла Корчагина названа улица в районе проспекта Мира.

 

Тема революции и гражданской войны ярко представлена в творчестве Александра Фадеева. Биография самого писателя тесно связана с историей становления советского государства. В 1918 году Фадеев вступил в ряды РКП(б) и стал партийным агитатором. В 1919-1921 годах принимал участие в боевых действиях на Дальнем Востоке, где был ранен. В 1921 году, будучи делегатом Х съезда РКП(б), участвовал в подавлении Кронштадтского восстания. Получил второе ранение и после лечения и демобилизации остался в Москве. Славу и признание Фадееву принес роман "Разгром" (опубликован в 1927 г.), тему которого сам автор обозначил так: "В гражданской войне происходит отбор человеческого материала, все враждебное сметается революцией. Происходит огромнейшая переделка людей". На протяжении всей жизни Фадеев совмещал литературную деятельность с общественной и политической, много лет руководил писательскими организациями разного уровня.

13 мая 1956 года Александр Фадеев застрелился из револьвера на своей даче в Переделкино (официальная причина поступка - алкоголизм). В предсмертном письме, адресованном ЦК КПСС (было изъято КГБ и опубликовано впервые лишь в 1990 году) есть такие строки: "Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено". В соответствии с последней волей писателя его похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с матерью. Бюст, установленный на могиле писателя, дополняют герои-краснодонцы из "Молодой гвардии". 

 

Памятник Александру Фадееву

 

Памятник Александру Александровичу Фадееву в столице был открыт на Миусской площади 25 января 1973 года. Монумент включает в себя 3 сюжетных линии: статую Александра Фадеева, героев романа "Разгром" и "Молодая гвардия". Писатель изображен в полный рост с книгой в руках.

 

Памятник Александру Фадееву

 

Слева от памятника размещены бронзовые конные скульптуры из произведения "Разгром", с правой стороны на низком постаменте представлены 5 фигур комсомольцев-молодогвардейцев из романа "Молодая гвардия".

 

Памятник Александру Фадееву

 

В 1967 году улица, расположенная рядом с  Миусской площадью, получила название в память о Фадееве, много лет возглавлявшем Союз писателей СССР.

 

Аркадий Гайдар (Голиков) - популярный детский писатель, книгами которого совсем недавно зачитывалась вся страна, прошел революцию и гражданскую войну. Погиб на фронте в октябре 1941 года.


Член РКП(б) с 1918 года, он в 14 лет был зачислен в Красную Армию. За четыре военных года Гайдар прошел путь от адъютанта до полкового командира: в 15 лет командовал взводом, в 16 лет – ротой, а в 17-летнем возрасте, после окончания Высшей стрелковой школы, стал командиром полка. Из армии Гайдару пришлось уволиться в 1924 году из-за контузии и последовавшей за ней тяжелой нервной болезнью. На гражданке Аркадий Гайдар занялся литературной деятельностью и со временем стал одним из любимых детских писателей советской детворы.

В Советском Союзе книги Гайдара играли огромную роль в воспитании подрастающих поколений и пропаганды коммунистических идей. Имя Гайдара было присвоено многим школам, улицам городов и сёл бывшего СССР.

 

 

Первый в Москве памятник литературному персонажу - герою повести Гайдара из "Сказка о военной тайне" Мальчишу-Кибальчишу (скульптор В. К. Фролов, архитектор В. С. Кубасов) был установлен в 1972 году у Городского дворца творчества детей и юношества на Воробьёвых горах (в Советском Союзе - Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах). В советские годы Мальчиш-Кибальчиш являлся образцом мужества и героизма, примером для подражания миллионов мальчишек и девчонок. 

Памятник автору любимых детских книг Аркадию Гайдару был торжественно открыт в октябре 1983 года на территории Дворца молодёжи, ныне Дома детского творчества им. Аркадия Гайдара Таганского района. Бронзовая композиция архитектора Ю.А. Мовчана и скульптора А. П. Шлыкова представляет А. П. Гайдара беседующего с пионерами – мальчиком и девочкой.

 

На произведениях авторов, о которых мы рассказали в обзоре, выросло не одно поколение советских людей. Но интерес к теме революции 1917 года у читателей не пропадает и спустя 100 лет после события. Найти ответы на многие вопросы, и понять как и почему повернулся ход истории нашей страны, помогут талантливые произведения той эпохи, которые объясняют "время перемен" потомкам и показывают революцию и гражданскую войну как тяжелое, смутное, трагическое время, ломающее судьбы людей. 

Поделиться ссылкой:
Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарии, Вы можете войти на сайт, в том числе через Ваши социальные сети.

Нет комментариев к данной странице

Вы можете отмечать объекты, где были () и будете (), кликнув по серой иконке и отменять отмеченное, кликнув по цветной иконке.