Искать что?
Искать где?
Искать везде
При выделении нескольких категорий объектов, удерживайте Ctrl
Искать как?
Быстрый поиск
Помощь в поиске
Мы в социальных сетях:
RSS

Дом-музей М. Н. Ермоловой

Статья связана с объектом: Дом-музей Ермоловой
Москва. Музеи Москвы.  WWW.RUBRICON.COM / Энциклопедия «Москва» 1997г. / Дом-музей М. Н. Ермоловой

Ермолова Мария Николаевна (1853, Москва — 1928, там же), актриса, народная артистка Республики (1920), Герой Труда (1924). Родилась в семье суфлёра Малого театра. В 1862 поступила в училище при Малом театре. По просьбе отца Ермоловой несколько уроков ей дал И.В. Самарин, но затем счёл занятия бесперспективными. Дарование воспитанницы Ермоловой впервые раскрылось в роли Эмилии Галотти (в одноименной драме Г. Лессинга), которую она сыграла в январе 1870, заменив заболевшую Г.Н. Федотову. После этого спектакля, ещё оставаясь в училище, Ермолова начала выступать на сцене Малого театра; в мае 1871 зачислена в труппу, с которой никогда не расставалась. Уже в первой роли обнаружились исключительные артистические данные Ермоловой — мощь контральтового голоса, сила и заразительность переживания, интуиция к трагическому. Став любимой актрисой радикально настроенной молодёжи, Ермолова впитала и выразила её стремления и нравственные вкусы. В свой первый бенефис (1876) она сыграла Лауренсию в переведённом для неё «Овечьем источнике» Лопе де Веги. Резкость гражданского звучания привела к быстрому изъятию пьесы из репертуара; та же судьба выпала «Корсиканке» Л. Гуальтьери (1881). Завершённостью образа отмечены её Юдифь («Уриель Акоста» К. Гуцкова, 1879), Мария Стюарт («Мария Стюарт» Ф. Шиллера, 1886), Эстрелья («Звезда Севильи» Лопе де Веги, 1886), Гермиона («Зимняя сказка» У. Шекспира, 1887), Сафо («Сафо» Ф. Грильпарцера, 1892); высшим достижением актрисы стала роль Иоанны («Орлеанская дева» Шиллера; впервые исполнена в 1884, в последний раз — в 1902). Среди её работ в пьесах А.Н. Островского, кроме Катерины, сыгранной ещё в 1873, выделяются роли Тугиной («Последняя жертва», 1877), Евлалии («Невольницы», 1883), Олёны («Воевода», 1886), Людмилы («Поздняя любовь», 1896). Лучшая роль Ермоловой в пьесах Островского — Негина («Таланты и поклонники», 1881). Вершина последнего периода творчества Ермоловой — Кручинина («Без вины виноватые», 1908).


Сравнительно рано отказавшись от «молодых» ролей, Ермолова создала цикл ролей матерей: Волумния в «Кориолане» (1902), Зейнаб в «Измене» А.И. Южина (Сумбатова) (1903), княжна Плавутина-Плавунцова в «Холопах» П.П. Гнедича (1908), фру Альвинг в «Привидениях» Г. Ибсена (1909). Последние её роли — Мамелфа Дмитриевна в «Посаднике» А.К. Толстого (1918) и королева Маргарита в «Ричарде III» Шекспира (1920). 2 мая 1920 состоялось чествование Ермоловой в связи с 50-летием её работы на сцене.


Среди московских адресов Ермоловой — улица Большая Молчановка, 22 (начало 1880-х гг.), переулок Сивцев Вражек, 22 (с середины 1880-х гг.). Похоронена на Новодевичьем кладбище.


Имя Ермоловой носит один из московских театров. На доме, где Ермолова жила в 1889—1928 (Тверской бульвар, 11), — мемориальная доска; в 1970 здесь создан Музей-квартира. Обстановка двух комнат восстановлена по документам и фотографиям; среди экспонатов: книги с автографами писателей, письма, артистические костюмы Ермоловой.

Литература: Дурылин С.Н., М.Н. Ермолова, М., 1953; Щепкина-Куперник Т.Л., Ермолова, 3 изд., М., 1983.
 



© 2001 - 2006 Russ Portal Company Ltd.
© 1997 «Большая Российская энциклопедия»
Все права защищены

murzik
Дом-музей Ермоловой
Статья связана с объектом: Дом-музей Ермоловой

Поделиться ссылкой:
Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарии, Вы можете войти на сайт, в том числе через Ваши социальные сети.

Нет комментариев к данной странице

Вы можете отмечать объекты, где были () и будете (), кликнув по серой иконке и отменять отмеченное, кликнув по цветной иконке.