Искать что?
Искать где?
Искать везде
При выделении нескольких категорий объектов, удерживайте Ctrl
Искать как?
Быстрый поиск
Помощь в поиске
Мы в социальных сетях:
RSS

Что не так с современными памятниками Москвы Видео

Что не так с современными памятниками Москвы, и почему их установка вызывает полемику в обществе? Почему вместо того, чтобы объединять людей вокруг художественных ценностей, памятники становятся поводом для раздора? Не умоляя достоинств скульптурных произведений и таланта их авторов, мы решили вспомнить художников и их работы, которые в последние годы вызывали наиболее жаркие дискуссии.

 

Памятник М. Калашникову

 

19 сентября в районе Оружейного переулка был открыт памятник Михаилу Калашникову работы скульптора Салавата Щербакова. Памятник еще не успели открыть, как он оказался в центре внимания. Сначала начались разговоры о целесообразности установки памятника человеку – конструктору автомата, что, по мнению некоторых, является пропагандой оружия, потом о месте нахождения самого монумента. Безусловно, память Михаила Тимофеевича Калашникова должна быть увековечена, но, вероятно, место установки памятника стоило обсудить. И хотя выбор расположения скульптурной композиции получил свое объяснение – рядом проходит Оружейный переулок, где исторически столетиями селились московские оружейники, согласитесь, что человек с оружием в руках уместнее смотрелся бы, например, в Парке Победы на Поклонной горе, нежели на Садовом кольце. Затем были высказаны суждения о его художественной ценности: кому-то он показался уродливым, кому-то скучным, кому-то не пропорциональным. Вызвало недоумение и изображение на барельефе христианского символа - крылатого Георгия Победоносца (канонически святой изображается без крыльев), который, как потом выяснилось, оказался архангелом Михаилом. Но главный скандал разразился спустя 2 дня после открытия монумента. Военный историк Юрий Пашолок обнаружил, что на барельефе изображена точная взрыв-схема штурмовой винтовки Sturmgewehr (Stg) 44. Данный факт подтвердил и официальный интернет-представитель концерна "Калашников" Максим Попенкер. Ошибку признало и Военно-историческое общество, по инициативе которого установлен памятник, а затем и сам скульптор Салават Щербаков, пообещав исправить барельеф в короткие сроки, что и сделали специалисты его мастерской - удалили с барельефа монумента изображение чертежа немецкой винтовки StG 44, а поверхность под ней отполировали.

Памятник Калашникову стал далеко не первым, где скульптор допустил  грубейшие ошибки.

 

Памятник "Прощание славянки"

 

В 2014 году 8 мая, накануне Дня Победы, у площади Белорусского вокзала была открыта скульптурная композиция работы Щербакова "Прощание славянки". Через несколько дней обнаружилось, что на геральдической композиции памятника "1941" изображены бывшие на вооружении у вермахта и СС винтовки  Mauser 98k.

Немецкие винтовки с памятника срочно демонтировали, а РВИО возложило за это ответственность на авторов памятника - группу Салавата Щербакова. Как оказалось, в случаях с памятниками Калашникову и "Прощание славянки" автора и его группу подвел интернет, откуда они черпали информацию. 

Но наибольшую известность Салават Щербаков получил во время протестов, связанных с установкой памятника крестителю Руси – князю Владимиру. Они разразились, когда шло проектирование монумента, и дело дошло до создания общественного протестного движения. В результате чего за счет отказа от постамента с 24-х запланированных метров монумент уменьшился до 18-ти и поменял место "прописки". Первоначально памятник планировали поставить на смотровой площадке Воробьевых гор, но после голосования горожан и долгих согласований с ЮНЕСКО его установили рядом с Кремлем, на Боровицкой площади.

 

 

Кстати, после установки вновь возникли споры, теперь о княжьей шапке. На голове масштабной фигуры князя самые внимательные углядели шапку Мономаха, подаренную Узбек-ханом московскому князю Ивану Калите через триста лет после смерти князя Владимира. 

Салават Щербаков – один из востребованных и талантливых современных художников, тем заметнее ошибки в его работах, и тем требовательней общество к его произведениям. 

Авторству Щербакова принадлежат и другие известные памятники, установленные в Москве:

Памятник П. П. Мельникову (2003)

Памятник воинам-интернационалистам на Поклонной горе (2004)

Монумент Воинам стран-участниц антигитлеровской коалиции  (2005)

Памятник В. Г. Шухову  (2008)

Памятник конструктору Королёву (2008)

Монумент "В борьбе против фашизма мы были вместе" на Поклонной горе  (2010)

Памятник Спасателям к 20-летию МЧС (2010)

Памятник Петру Столыпину (2012)

Памятник патриарху Гермогену (2013)

Памятник Александру I (2014)

Памятник Чехову в Люблино (2014)

 

По количеству скандальных памятников безусловным лидером является Зураб Церетели.

 

Памятник Петру Первому

 

Чего только стоит его 98-метровая скульптурная композиция "В ознаменование 300-летия российского флота", более известная как памятник Петру I, у которого и спустя 20 лет после установки имеются свои противники. Гигантский монумент вошёл в список самых уродливых строений мира, заняв в нём десятое место, но стоит на своем месте до сих пор, и стал уже пусть эксцентричной, но достопримечательностью Москвы. 

А вот эпизод совсем недавний. В мае этого года рядом с музеем Военной формы одежды в Петроверигском переулке РВИО открыло "Аллею правителей России". Автором бюстов, установленных на аллее, стал Зураб Церетели. После открытия аллеи в обществе возникли недовольства по поводу надписей под бюстами и одеяний героев. На некоторых из них имена правителей просто не уместились полностью, а одежды не всегда соответствуют исторической действительности. Однако скульптор заявил, что это никакая не ошибка, а его художественный замысел. И на этот раз не обошлось без дискуссий. Споры вызвали некоторые личности, бюсты которых представлены на Аллее. Однако справедливости ради стоит сказать, что скульптуры, установленные в Петроверигском переулке, не памятники, а экспонаты портретной галереи под открытым небом, где располагаются ВСЕ правители нашего государства – от древних князей до наших дней, и по замыслу авторов данный проект дожен выполнять образовательную функцию. 

 

Бюсты "Аллеи правителей"

 

Критике подвергались и другие работы З. Церетели. В частности, монумент "Дружба навеки" (1983 г.), скульптурная группа "Времена года" на Манежной площади (1996 г.), памятник "Трагедия народов" на Поклонной горе (1996 г.), "Дерево сказок" в Московском зоопарке (1996 г.), Памятник Шарлю де Голлю перед гостиницей "Космос" (2005 г.). 

 

Свои сторонники и противники были и у других известных московских памятников. К их числу относятся: памятник Михаилу Шолохову (2007 г.) А. Рукавишникова, бюст Осипу Мандельштаму (2008 г.) Д. Шаховского и Е. Мунц, памятник Иосифу Бродскому (2011) и Булату Окуджаве на Арбате (2002 г.) Г. Франгуляна, памятник Майе Плисецкой работы В. Митрошина. Скульптурная группа А. Рукавишникова, призванная увековечить память Михаила Булгакова, так и не появилась на Патриарших прудах. После протестов жителей персонажи были "расселены" по городу. Мастер и Маргарита оказались на Земляном валу, кот Бегемот и Коровьев - во дворе дома по историческому адресу Большая Садовая, д. 10. Другим скульптурам повезло меньше – пока они хранятся в мастерской художника. Стоит отметить, что в интервью деловому журналу "Инвестор-Форсайт" на вопрос, какова его собственная "реакция на такой возникший вид востребованности к родной профессии?", А. Рукавишников ответил: "90 процентов так называемых памятников я бы убрал. А скульпторов, создающих их, изолировал бы от общества, дабы у них не было возможности засорять психосферу планеты". Вот такое мнение Народного художника Россиии...

 

На протяжении долгих лет ведутся дискуссии о памятниках Сталину и жертвам политических репрессий. И если последние памятники уже установлены в столице - это, в частности, Соловецкий камень на Лубянской площади"Сады памяти" на Бутовском полигоне и мемориал "Стена скорби" на проспекте Сахарова, то монументов Сталину, у которого есть сторонники увековечивания памяти, кроме бюста у Кремлевской стены и сохранившихся скульптур в "Музеоне", в ближайшее время и не предвидится.

 

Существует еще одна тема, вызывающая споры в обществе - это трагедия 1993 года. В результате вооруженного столкновения на улицах Москвы погибшие были с обеих сторон, но памятники о событиях тех дней, кроме стихийных, так и не появились в Москве. Подробно о стихийных мемориалах мы писали в статье, посвященной 20-й годовщине "черного октября".

 

Скоро в Москве появится ряд других памятников. Так, к 100-летию со дня рождения А. Солженицына Мосгордума одобрила возведение монумента на улице, названной в его честь. В настоящее время объявлен всероссийский открытый творческий конкурс на лучшее архитектурно-скульптурное решение проекта, а вокруг будущего памятника вновь ведутся жаркие споры. На этот раз главным вопросом повестки является не выбор проекта памятника, не место нахождения, а целесообразность его появления в столице.

 

 

 

Все дискуссии о современных памятниках Москвы можно условно поделить на три направления. Первое: является ли памятник высокохудожественным произведением, способным вызвать отклик в сердцах людей, или малоценной скульптурой.

Второе: камнем преткновения становится место установки памятника, а именно историческая привязка к местности и уместность нахождения памятника на конкретной улице, сквере, площади, так чтобы он органически вписался в окружающую застройку.

Третье: спор о деталях, когда на памятниках появляются грубейшие ошибки и исторические неточности.

В последнее время добавились дискуссии и о личностях, память которых планируется увековечить.  

Вероятно, большинство спорных вопросов можно решить еще до установки скульптурных произведений - вынести на всеобщее обсуждение проект памятника и провести голосование, где его установить, как, например, это было в случае с монументом князю Владимиру. Площадок и ресурсов для этого более чем достаточно. Можно смело утверждать, что среди граждан, которые выразят свое мнение про будущий памятник словами "нравится" или "не нравится", всегда найдутся компетентные люди, способные вовремя заметить ошибки и на профессиональном уровне объяснить многие спорные моменты.

Не стоит забывать и о миллионах государственных денег, которые тратятся на создание монументов. В связи с этим хочется еще раз напомнить об истинно народном памятнике - монументе Александру Сергеевичу Пушкину работы А.М.Опекушина на Тверской, деньги на который собирались всем миром, буквально по копейке. 

 

P.S

Статья была написана до открытия мемориала "Стена скорби", посвященным памяти жертв политических репрессий. Данные об этом памятнике внесены в текст позже. Стоит отметить, но свои противники были и у этого монумента.

Поделиться ссылкой:
Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарии, Вы можете войти на сайт, в том числе через Ваши социальные сети.

Нет комментариев к данной странице

Вы можете отмечать объекты, где были () и будете (), кликнув по серой иконке и отменять отмеченное, кликнув по цветной иконке.