Искать что?
Искать где?
Искать везде
При выделении нескольких категорий объектов, удерживайте Ctrl
Искать как?
Быстрый поиск
Помощь в поиске
Мы в социальных сетях:
RSS

Церковь Петра и Павла на Новой Басманной. Энциклопедия Москва, 1997 г.

WWW.RUBICON.COM / Энциклопедия «Москва» / Церковь Петра и Павла на Новой Басманной
Церковь Петра и Павла на Новой Басманной (Новая Басманная улица, 11). Построена в 1705—28 (или 1708—23), сменив деревянный храм, сооружённый на этом месте (в Капитанской слободе, заселённой офицерами полков новой регулярной армии) в 1695. Строительство церкви началось, по-видимому, архитектором И.П. Зарудным по указу Петра I и «по данному собственной его величества руки рисунку», но было приостановлено на несколько лет из-за указа 1714 о запрещении каменного строительства в Москве; завершено под руководством архитектора И.Ф. Мичурина. В 1745—46 по проекту архитектора К.И. Бланка с запада по оси с храмом была возведена колокольня. Церковь принадлежит к немногочисленной в Москве группе памятников раннего барокко, тяготеющего к западноевропейским формам. Поднятое на высоком подклете (здесь находится тёплая церковь Николая Чудотворца), окружённом с трёх сторон открытой галереей, здание представляет собой храм типа восьмерик на четверике с симметрично примыкающими к нему с востока и запада равновеликими трапециевидными в плане апсидой и притвором. Боковые фасады четверика завершены крупными полуциркульными люнетами. Крупный восьмерик с зауженными диагональными гранями перекрыт сомкнутым сводом, несущим гранёный барабан, увенчанный невысоким шпилем. Монументальную представительность объёмов церкви подчёркивало лаконичное декоративное оформление. Фасады украшали лишь профилированные белокаменные карнизы и пилястры.

Частично сохранившиеся на фасадах рустованные угловые пилястры и плоские штукатурные наличники, выполненные в необарочных формах, относятся ко времени поновления здания в середине XIX в. Тогда же нижний ярус галереи был приспособлен для размещения 2 приделов (иконы Богоматери «Утоли моя печали» и иконы Владимирской Богоматери) и перестроен переход между храмом и колокольней. Колокольня — одно из самых ярких в Москве произведений зрелого барокко, выделяющееся среди одновременных сооружений динамичным силуэтом и насыщенной ордерной декорацией. Её нижний ярус с широким обходом по верху несёт 3 уменьшающихся по объёму яруса, завершённых главой на гранёном барабане. Нижний ярус обработан рустовкой, верхние — колонными тосканскими портиками, поддерживающими широкие, энергично раскрепованные антаблементы с развитыми белокаменными карнизами. Почти скульптурная пластика архитектурного декора колокольни отчётливо противопоставлена лаконичным формам храма, создавая чрезвычайно эффектную по своей художественной выразительности композицию. В притворе верхней церкви сохранились настенные росписи рубежа XVIII—XIX вв., выполненные на темы Апокалипсиса; в переходе между храмом и колокольней находится чугунная лестница, ведущая на верхний ярус здания. С восточной стороны, на углу участка, сохранилась белокаменная ограда с замечательной кованой решёткой в стиле барокко, выполненной в середине XVIII в. для церкви Спаса на Большой Спасской улице (не сохранилась) и перенесённой сюда в 1966. Церковь была закрыта в 1934—94. Частичная реставрация проведена в 1960-х гг.

П.Н. Шармин.


© 2001 - 2006 Russ Portal Company Ltd.
© 1997 «Большая Российская энциклопедия»
Все права защищены

Optimist
Церковь Петра и Павла на Новой Басманной

Поделиться ссылкой:
Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарии, Вы можете войти на сайт, в том числе через Ваши социальные сети.

Нет комментариев к данной странице

Вы можете отмечать объекты, где были () и будете (), кликнув по серой иконке и отменять отмеченное, кликнув по цветной иконке.