Искать что?
Искать где?
Искать везде
При выделении нескольких категорий объектов, удерживайте Ctrl
Искать как?
Быстрый поиск
Помощь в поиске
Мы в социальных сетях:
RSS

Арбат. Юбилейный обзор

«Арбат для меня не просто улица, а место, которое

 для меня как бы олицетворяет Москву и мою родину». 

Б. Окуджава.

 

Одна из самых известных и старейших московских улиц - Арбат - в этом году празднует юбилей – 520-летие. Увековеченный в стихах, прозе, песнях и кинофильмах, он давно стал одним из символов старой Москвы. В нашей статье мы предлагаем вам вспомнить историю Арбата, достопримечательности улицы и выдающихся людей, чья жизнь так или иначе была связана с Арбатом.

 

 

Первое упоминание Арбата (в то время еще «Орбата») в русских летописях относится к 1493 году, когда возник пожар в церкви Николая на Песках. Тогда огонь перекинулся на соседние деревянные дома, в результате чего большая часть Москвы была охвачена огнем. Как говорили «От копеечной свечи вся Москва сгорела».

 

Своё имя улица получила по названию местности — Орбат (Арбат), лежавшей к западу от Кремля между современными Знаменкой (бывшая ул. Фрунзе) и Большой Никитской (бывшая ул. Герцена) улицами. Примечательно, что основной улицей была Воздвиженка, она до XVII века главным образом и назвалась Арбат.

 

Существует несколько версий происхождения названия Арбат. Наиболее распространенные среди них - от арабского «рабад», что означает пригород (Арбат служил пригородом, примыкавшим к стенам Белого города, неподалеку от его стен нередко стояли торговые караваны восточных купцов), от русского слова «горбат» - улица с изгибами (Арбат имеет несколько изгибов), от тюркского «арба» - телега (возможно, телеги здесь застревали из-за тесноты, а, может быть, потому, что поблизости от Арбата располагалась слобода мастеровых Колымажного двора, которые мастерили и ремонтировали различный транспорт того времени). 

 

Более пятьсот лет назад от улицы Арбат начиналась дорога на Смоленск. О чем свидетельствуют такие названия, как Смоленская и Смоленская-Сенная площади, Смоленская улица, а также одноименные переулки, бульвар и набережная. Более подробно об этом мы писали в обзоре, посвященному 1150-летию Смоленска.

 

При царе Алексее Михайловиче в 1658 году Арбат по его Указу переименовали в Смоленскую, но название так и не закрепилось. А Смоленской улицей  стало продолжение Арбата в сторону современного Бородинского моста, не имевшее ранее своего названия. 

 

Арбат являлся не только важным перекрестком дорог, но и одним из главных путей к Кремлю. Неслучайно здесь не единожды  разворачивались бои с иноземными захватчиками. Так в 1493 году русскими воинами были обращены в бегство войска казанского хана Аулу Мухаммеда. В 1611 году здесь произошло сражение с отрядом польско-литовских интервентов под командованием Новодворского. В 1612 году войска гетмана Ходкевича, пытавшиеся прорваться к Кремлю, были разбиты вблизи Арбатских ворот Белого города. Подробно о событиях того времени мы писали в статье «Москва отметит 400-летие освобождения от польско-литовской интервенции».

 

Говоря как об улице, сформировавшейся в современных рамках, Арбат окончательно оформился в конце XVI века, получив начало у Арбатских ворот Белого города, а завершение у одноимённых ворот Скородома (Деревянного города). В то время на Арбате располагалось множество дворов, церквей и лавок.

 

Застроенный еще в XIV веке, Арбат постепенно превратился в государеву слободу. С XVI века на Арбате и в его переулках в основном жили ремесленники. Откуда и пошли названия арбатских переулков. Так Плотников переулок возник на месте дворцовой Плотницкой, или Плотничьей, слободы, где проживали казенные плотники, принимавшие участие в восстановлении Москвы после её разорения польскими интервентами. За Плотничьей слободой лежала земля стрелецкой слободы, основанной вблизи укреплений Земляного города в 1634 году. Серебряный переулок, возникший  на месте слободы мастеров Старого государева Серебряного двора, был заселен серебряных дел мастерами, в Денежном переулке, где в XVII веке была слобода мастеров государева Монетного двора, проживали его работники. Там, где сейчас расположен Староконюшенный переулок, в XVII веке находилась Конюшенная сторожевая слобода. Спасопесковский переулок получил свое имя в XIX веке по находящейся тут церкви Спаса Преображения, что на Песках. Именно этот кусочек Арбата и запечатлен на известном полотне русского художника-передвижника Василия Поленова «Московский дворик». 

 

В XVII веке Арбат стал торговой улицей, на которой кроме ремесленников, активно стали селиться торговцы.

 

К началу XVIII века происходит постепенное превращение района из мастерового в место жительство знати. Когда в 1699 году слободы всех московских стрелецких полков были ликвидированы особыми царскими указами, бывшие стрелецкие земли распродали лицам различных чинов. Одна из таких усадеб оказалась в собственности ландрихтера (судьи) Ф. Манукова, дедушки знаменитого полководца А.В. Суворова. По фамилии видного домовладельца Серебряный переулок даже назывался одно время Мануковым. Его дочь вышла замуж за офицера Преображенского полка, поручика В.И. Суворова, получив в приданое к свадьбе арбатскую усадьбу. Предположительно, что именно в этом доме родился будущий великий полководец. Позже семья Суворовых сменила место жительства, но Арбат так и остался для них родным местом. В разные годы на Арбате и в ближних переулках проживали дети и внуки полководца.

 

Пожар, случившийся в 1736 году,  нанес улице большой урон. После восстановления Арбат стал намного шире (до пожара ширина улицы составляла от 10,7 до 19,2 м, на погоревших местах ее подравняли до 19,2 м.), а вместе с новым обликом улица получила новый статус. На смену проживающим здесь мастерам и ремесленникам пришли дворяне. Теперь с улицы почти исчезли торговые лавки, а вместо них строились небольшие особняки в стиле ампир и деревянные дома, окруженные садами. С XVIII века Арбат превратился в одну из самых аристократических улиц Москвы. Арбат и близлежащие улочки в качестве места жительства выбирали семьи именитых дворян – Волконские, Толстые, Ростопчины, Гагарины, Долгорукие, Кропоткины, Трубецкие Шереметевы, Голицыны.  

 

Во время войны 1812 года почти все, что в то время находилось на улице, было полностью уничтожено пожаром. Восстановленный после пожара Арбат приобрел новые аристократические черты. Застроенный небольшими одно- и двухэтажными особняками с бельэтажем и мезонином, в окружении небольших садов, Арбат стал одной из престижных улиц проживания среди русского дворянства, этаким "московским Сен-Жерменом". 

 

Из построенных в конце XVIII века «ампирных» зданий до наших дней сохранился дом 37, принадлежавший в начале XIX столетия графу Василию Бобринскому - внуку императрицы Екатерины II и графа Григория Орлова. В 1834-1835 годах особняк принадлежал артистке Е.С. Семеновой, среди многочисленных поклонников таланта которой числился Пушкин, увековечивший актрису в первой главе "Евгения Онегина". 

 

Сам поэт в течение недолгого времени жил в одном из арбатских особняков. Александр Пушкин перед свадьбой снял квартиру в доме №53, а после свадьбы 18 февраля 1831 года в этот дом поэт привёз молодую жену Наталью Гончарову. В память об этом, напротив его дома (ныне дом-музей Александра Сергеевича Пушкина) стоит памятник Александру Сергеевичу и его жене Наталии Гончаровой. Еще один памятник великому поэту расположен в Спасопесковском переулке.

 

 

 

В разное время в этом доме снимали квартиры многие известные люди, среди которых был А.И. Чайковский, родной брат знаменитого композитора, к которому в гости захаживал  Петр Ильич. Какое-то время проживала здесь Марина Цветаева. Она сняла дом по принципу "а тут Пушкин бывал". После революции здание недолго принадлежало Окружному самодеятельному театру Красной Армии, в те годы Владимир Маяковский и Всеволод Мейерхольд входили в худсовет, а среди актеров был молодой Эраст Гарин. 

 

Среди известных и знаменитых людей, в разное время проживавших или гостивших на Арбате, были Н.В. Гоголь, памятник которому установлен в начале Гоголевского бульвара неподалеку от начала Арбата - на Арбатской площади, Л.Н. Толстой, который гостил у своей племянницы Оболенской (дом не сохранился), М.Е. Салтыков-Щедрин, А.И. Герцен (дом, где он жил ныне дом-музей) братья Аксаковы (дом, которых находится в переулке Сивцев Вражек), А.П. Чехов.

 

По соседству с музеем Пушкина в доме №55 расположен музей поэта Андрея Белого. В одной из квартир «профессорского дома» (часть квартир принадлежала Московскому университет) на 3-м этаже проживала семья Бугаевых. Сын профессора математики Московского университета Н.В. Бугаева - Борис Бугаев, он же знаменитый поэт-символист Андрей Белый превратил квартиру в своеобразный клуб символистов. В 1903—1907 гг. постоянными гостями Андрея Белого были А.Блок, В.Брюсов, М. Волошин, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Вяч. Иванов, художник Борисов-Мусатов, философы Эрн и Флоренский, композиторы С. И. Танеев, Н. К. Метнер. В гостях у Бугаевых бывали Л. Н. Толстой, А. Н. Бекетов.

 

Во второй половине XIX века Арбат кардинально начал меняться. Арбатская аристократия постепенно замещалась разночинной интеллигенцией.  Здесь селятся фабриканты, банкиры, юристы, ученые, профессоры и преподаватели различных учебных заведений, художники, а также чиновники всех мастей. Особенно многочисленным было сословие врачей - перед революцией на Арбате их проживало около 100. Здесь во второй половине XIX века в доме №25 возникло Общество русских врачей, члены которого в 1870 году организовали общедоступную лечебницу, где днем принимали больных по минимальным расценкам, а то и вовсе бесплатно, а вечером делали научные доклады.  

 

В 1880-х по Арбату начала ходить конка, в 1908 году был пущен электрический трамвай.

 

Уже к 1882 году большинство домов принадлежало купцам.  Послепожарные ампирные особняки сменили многоэтажные доходные дома (Трындина, 27, Филатова, 35, Панюшева, 51 и т. д.), появились модные магазины, гостиницы и дорогие рестораны. С постройкой Киево-Воронежского железнодорожного вокзала в 1900 году, улица все больше превращалась в торговую. Фамилии владельцев арбатских магазинов были известны не только в Москве, но и во всей России: вина Шустова, булочки Филиппова, сладости Эйнема.

 

В 70-х годах XIX столетия в самом начале Арбата, где сейчас расположен ресторан «Прага», на первом этаже здания был открыт недорогой одноименный трактир. Завсегдатаями трактира в то время были в основном извозчики с Арбатской площади, с легкой руки которых трактир именовался "Брагой". В 1896 г. купец Семен Тарарыкин выиграл этот дом на бильярде левой рукой.

 

 

 

Вложив значительную сумму денег в его реконструкцию, предприимчивый игрок превратил его в первоклассный ресторан. Здание было перестроено лучшими московскими архитекторами стиля модерн Л. Кекушевым и А. Эрихсоном. Помещение ресторана, украшенное лепниной, позолотой, бронзой, зеркалами, состояло из небольших залов и уютных садиков со столиками. На крыше обустроили летний сад, где в теплое время года гости обедали на свежем воздухе с видом на Арбат, здесь  же играл оркестр. «Прагу» отличала изысканная, модная в те времена французская кухня. В этой связи обслуживающий персонал обязан был знать французский язык. В ресторане находились лучшие в городе бильярды. 

 

На рубеже XIX – XX веков Арбат становится одним из центров притяжения московской интеллигенции и деятелей искусства. В начале прошлого века на Арбате предпочитали селиться люди, имеющие отношение к искусству, музыке, театру, живописи - актеры, философы, театралы, политики, поэты, писатели, художники. Улица и его переулки были пропитаны атмосферой творения. 

 

За рестораном «Прага» по правой стороне находится невзрачный двухэтажный дом, построенный еще в самом начале XIX века. До революции здесь располагались недорогие меблированные комнаты «Столица», в которых по молодости останавливался Иван Бунин.

 

На другом конце улицы в самом большом доходном доме, № 51, в последний приезд останавливался Александр Блок, хорошо знавший Арбат.

 

В Серебряном переулке жил русский композитор С. Рахманинов, неподалёку в Большом Николопесковском переулке - А. Скрябин (ныне музей-квартира А.Н. Скрябина)

 

В советское время в бывшем доходном доме О. С. Бургардта-Гвоздецкого (№ 9, стр. 1) находилось кафе «Арбатский подвал», где бывали В. В. Маяковский, С. А. Есенин и Айседора Дункан, А. Белый, А. Блок, Б. Пастернак и другие. На Арбате, 7, появилось кафе «Литературный особняк», где читал свою новую поэму «Пугачев» С.Есенин. Спустя некоторое время под сводами бывшего «Литературного особняка» организовался небольшой театр под названием «Мастфор», сокращение образовалось из полного названия: «Мастерская Н. М. Фореггера». В небольшой труппе театра начинали свою деятельность С. Юткевич и С. Эйзенштейн.  Интересный факт: до революции в доме №7 находился кинотеатр «Паризьен». Именно сюда вечером 18 сентября 1909 года Лев Толстой пришел впервые посмотреть новинку века — кинематограф. После окончания первой части Толстой встал с места и ушел из кинотеатра домой. По словам очевидцев, он был поражен нелепостью представления и не понимал, как можно находить в этом удовольствие.

 

В этом же 1909 году на Арбатской площади д. 14 А.А. Ханжонковым был открыт «Художественный электро-театръ», позже переименованный в кинотеатр «Художественный». Именно в этом театре в 1931 году состоялась премьера первого звукового советского фильма «Путевка в жизнь».

 

 

 

В дни октябрьских сражений 1917 года «Художественный» был занят юнкерами. Сюда приходили добровольцы записываться в Белую гвардию, здесь же содержались пленные красногвардейцы.

 

В доме №26 в 1921 году был организована Третья Студия Московского Художественного театра, позже переименованная в Государственный театр им. Евг. Вахтангова. В прошлом на месте театра стояла усадьба А. М. Голицына, Дом был перестроен под театр, но в 1941 году в здание театра попала бомба. Театр был заново отстроен  в 1946—1947 гг. архитектором  П.В. Абросимовым. Рядом с театром находится позолоченная скульптура фонтана «Принцесса Турандот», Фонтан был установлен в 1997 году к 850-летию Москвы и 75-летию одноименной пьесы, считающейся символом театра.

 

 

 

В начале XX веке Арбат оказался в центре революционных событий. 1905 году на Арбате были устроены сразу три баррикады, а в 1917-м, водрузив пулемет на самый высокий дом (№51), красногвардейцы выбили юнкеров из кинотеатра «Художественный».

 

Новая власть, утвердившаяся после 1917 года, безжалостно прощалась с историческим прошлым страны. Арбат не стал исключением, и в 1920-1930 годы изменился до неузнаваемости. Усилиями архитекторов братьев Стенбергов, улица была оформлена  в духе эстетики конструктивизма – надстроенные и подведенные под единый карниз, дома были перекрашены в уныло-серый цвет. Часть домов, не вписавшиеся в новые расширенные границы улицы, были снесены, а новые построены с отступом от красной линии, чтобы расширить Арбат. 

 

Изменения коснулись и находящихся на Арбате заведений. Национализированный ресторан «Прага» стал работать под вывеской столовой «Моссельпрома» (сюда Воробьянинов из «Двенадцати стульев» водил Лизу), которая в 30-е годы была преобразована в спецстоловую, где обедали охранники Сталина, под свои прежним названием «Прага» ресторан открылся лишь в 1954 году.

 

В начале 1930-х годов и Арбатская площадь, и сам Арбат потеряли все свои старинные храмы, придававшие территории Арбата неповторимый колорит русской старины. Сохранилось лишь несколько небольших церквей в арбатских переулках. В Афанасьевском переулке - церковь Афанасия и Кирилла Александрийских, в Филипповском переулке – Храм Воскресения Словущего, Церковь Спаса Преображения на Песках - в Спасопесковский пер., в Большом Власьевском переулке - церковь Успения Пресвятой Богородицы на Могильцах, Церковь Святителя Николая Чудотворца на Щепах - Смоленский 1-й переулок, Церковь Власия в Старой Конюшенной слободе - Гагаринский пер., Церковь Владимирской иконы Божией Матери в резиденции Святейшего Патриарха - в Чистом переулке.

 

Когда-то на Арбате, было три храма, посвященных Святому Николе - Николы Явленного, Николы в Плотниках, Николы на Песках. 

 

Уничтоженная в 1931 году церковь Николы Явленного (XVIв.), располагавшаяся на углу Арбата и Серебряного переулка, считалась одной из самых красивых в Москве. Церковь упоминается Львом Толстым в романе «Война и мир» при описании событий 1812 года. В Николо-Явленскую церковь, по словам Салтыкова-Щедрина, привозили «на смотрины» женихам молоденьких барышень, прибывших с родителями из провинциальных имений в Москву на «ярмарку невест».

 

Сохранившийся дом № 16, ранее одноэтажный, а позже надстроенный, в котором в разное время располагались магазин, различные ресторанчики, кафе и бистро - перестроенная церковная богадельня бывшей церкви Николы Явленного.

 

Почти одновременно с Николой Явленным погибла еще одна арбатская церковь - Николы Чудотворца в Плотниках (Арбат, дом № 45, на углу Плотникова переулка). Церковь, первоначально деревянная, была построена государевыми плотниками. Первое упоминание о ней относится к 1625 году. Позже перестроенная в камне, церковь дожила до советских времен. Среди известных прихожан храма – семья Пушкиных, поселившихся на съемной квартире в Кривоарбатском переулке в 1807 году в приходе церкви Николы в Плотниках. Будущий поэт Александр Сергеевич бывал в этом храме вместе с родителями. В этом же храме крестили сына известного философа-славянофила Алексея Хомякова маленького Николая, крестным отцом которого был Николай Васильевич Гоголь, участвовавший в церемонии крещения. Церковь снесли в 1932 году, а на ее месте был построен жилой дом с первым в Москве магазином «Диета».

 

Еще одна старинная церковь Святого Николая - Николы Чудотворца на Песках - находилась чуть в стороне от Арбата, в глубине Большого Николопесковского переулка. Предположительно, что именно в этой церкви в 1493 году начался пожар, от которого выгорела почти вся Москва. В связи с этим страшным событием, летописцы впервые упомянули название Арбат, поэтому официальный возраст улицы исчисляется с 1493 года.

 

В конце улицы у Смоленских ворот находилась церковь Живоначальной Троицы, с приделом Николая Чудотворца. Среди прихожан этой церкви числились поэт Андрей Белый (Борис Бугаев) и его родители. В 1931 году Церковь снесли, а вместо нее было построено здание Общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) (Арбат, дом № 57).

 

Храм Бориса и Глеба у Арбатской площади, документально известный с 1493 года, несмотря на то, что представлял собой один из лучших образцов барокко в Москве, был снесен в 1930 году под предлогом реконструкции площади. Восстанавливая историческую справедливость, в 1997 году к празднику 850-летия столицы было приняло решение о сооружении храма-часовни Бориса и Глеба на Арбатской площади. Новая церковь построили немного в стороне от исторического прототипа, но точно на месте старинного храма Тихона Чудотворца, тоже уничтоженного революцией.

 

 

 

В советские годы изменился не только архитектурный ансамбль Арбата, но и сама атмосфера улицы.

 

В 1930-1950 годах Арбат стал трассой государственной важности, находящейся под наблюдением НКВД-МГБ. По ней Сталин с кортежем из Кремля проезжал на ближнюю дачу в Кунцево. В ту пору москвичи называли улицу «Военно-Грузинской дорогой». Об этом времени написано много воспоминаний и художественных произведений, наиболее известное из них  — автобиографический роман «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова.

 

В начале и в конце улицы в 1935 году появились две станции Филевской линии метрополитена «Арбатская» и «Смоленская». В 1953 году были построены одноименные станции Арбатско-Покровской линии. Интересный факт: в московском метро существует две пары станций с одинаковыми названиями, но не соединенные между собой. Трамвай на улице был заменен троллейбусом, а мостовая и тротуары заасфальтированы.

 

В 1952 году на Смоленской-Сенной площади было построено высотное здание МИД, соединившее Арбат с Садовым кольцом.

 

Очередное изменение в архитектурном облике Арбата, повлекшее за собой уничтожение многих ценных архитектурных памятников XVII-XIX веков, произошло в 1960-е годы, когда большая часть района была уничтожена при строительстве Калининского проспекта (Новый Арбат). С открытием Калининского проспекта государственная трасса стала проходить по новой улице. Новый Арбат, не полюбившийся москвичам, называли и «Проспектом Никиты», (поскольку он строился в соответствии со вкусом Н.С. Хрущева) и «Вставной челюстью Москвы» и «Тупиком Политбюро».

 

Район Арбата был всегда одним из наиболее привлекательных для проживания. В советское время Арбат и переулки стали популярным местом жительства у советской партийной, военной и хозяйственной элиты.

 

В период с 1974 по 1986 года Арбат превратился в пешеходную зону. Фасады домов выкрасили разноцветными красками — розовой, желтой, голубой, зеленой. Открылось множество магазинов и кафе. Вдоль улицы впервые в Москве, установили развесистые круглые фонари, и Арбат с легкой руки Б.Окуджавы получил прозвище - «офонаревший». Сегодня фонари, расположенные посредине улицы и символически разделяющие Арбат на левую и правую сторону, стали своеобразной визитной карточкой улицы. В 1993 году произошло разделение Арбатской площади и площадей стало две: Арбатская и Арбатские ворота, последняя получила название от Арбатских ворот Белого города, разобранных в 1792 году.

 

 

 

Первая пешеходная улица в Москве, проходящая от площади Арбатские ворота до Смоленской площади, стала одним из популярных мест среди российских и иностранных туристов. Здесь можно встретить артистов, танцоров, клоунов, уличных музыкантов, художников. Здесь поют песни, продают картины,  идет оживленная торговля сувенирами. Не удивительно, что Арбат является третьим по посещаемости местом в Москве после Красной площади и Тверской улицы.

 

Несмотря на множество изменений, произошедших в последнее время на Арбате, этот район притягивает к себе как магнит. 

 

Любимый москвичами Арбат был многократно описан как в классической, так и в современной художественной литературе. 

 

Описание Арбатской площади дает Л.Н. Толстой в своем "Отрочестве" - «небольшой пятачок, по которому изредка проедет водовоз на бочке, пройдет пирожник, калашная..»

 

На Арбате и в его переулках происходят события романа «Война и мир». Это и неудавшееся похищение Наташи Ростовой, когда по Арбату и Арбатской площади Долохов и Курагин ехали к дому Марьи Дмитриевны. И дерзкий план убийства Наполеона, задуманного Пьером Безуховым. Зная, что Наполеон будет входить в Москву по Арбату (окончание ведущей с запада Смоленской дороги, по которой наступали французы), Пьер решил устроить здесь покушение на французского императора. «Путь Пьера лежал через переулки на Поварскую и оттуда на Арбат, к Николе Явленному, у которого он в воображении своем давно определил место, на котором должно быть совершено его дело». В Большом Афанасьевском переулке расположен дом Берса, который, по мнению некоторых исследователей, вопреки сложившему стереотипу дома на Поварской, является прообразом знаменитого дома Ростовых из романа «Война и мир». Среди упоминаемых церквей в романе – приход Успенья на Могильцах - одна из немногих сохранившихся церквей района. Более подробно с московскими адресами романа можно ознакомиться  в статье «Москва в романе Толстого "Война и мир"

 

Действие Булгаковского романа «Мастер и Маргарита» очень четко привязано к конкретным московским местам, среди которых много арбатских. Исключение составляет дом Маргариты, который расположен в одном из Арбатских переулков. Претендентов на дом Маргариты достаточно. Среди адресов - Ржевский переулок, д.6 (сейчас здесь находится посольство Грузии). В Большом Николопесковском переулке, ведущем к Арбату, летала Маргарита и здесь в Доме Драмлита громила квартиру Латунского.

 

По Арбатским переулкам лежал путь Ивана Бездомного в погоне за Воландом. Дом 9 в Мансуровском переулке - дом Мастера, те самые «две комнаты в подвале маленького домика в садике».

 

В здании, где сейчас располагается супермаркет «Седьмой континент», сохранивший традиционное советское название от популярного гастронома “Смоленский”, вначале 1930-х находился один из московских «Торгсинов» (торговля с иностранцами, торговый синдикат). Именно этот валютный магазин на Смоленской площади в «Мастере и Маргарите» у Булгакова сжигают Коровьев и Кот Бегемот. 

 

Особняк Второва или Спасо-Хаус (так называют его американцы из-за того, что находится он в Спасопесковском переулке) с 1933 г. является резиденцией американского посла в России. В 1935 г. посол  США Уильям Буллит устроил здесь бал, на котором присутствовал М.А. Булгаков. Этот бал послужил прототипом бала Воланда в романе «Мастер и Маргарита». 

 

Жизни Арбата первой половины XX века посвятил роман «Дети Арбата» писатель Анатолий Рыбаков, проживавший в доме №51. Сейчас на доме установлена памятная доска, а дом, на котором она находится неоднократно упоминается в романе «Дети Арбата», а также детских повестей «Кортик», «Выстрел» и др., здесь живут многие их герои и происходят события сюжета.

 

«Я богат. Повезло мне и родом и племенем. У меня есть Арбат. И немножко свободного времени...» - так советский поэт Р. Рождественский написал в семидесятых о времени и о себе. 

 

Но, без всяких сомнений, настоящим певцом Арбата стал знаменитый советский бард Булат Окуджава, открывший широкой публике ту особую, ни на что не похожую арбатскую жизнь.

 

Произведения Окуджавы дают представление не только об этапах его арбатской биографии, но и о конкретных деталях арбатского района. Будущий поэт вырос в доме № 43 на пересечении Арбата с Плотниковым переулком. «Извилистый и узкий коридор от ресторана Праги до Смоляги» - так Окуджава называл постоянное место его прогулок и встреч. Из переулков, примыкающих к этому «коридору», он называет несколько: Калошин, Спасопесковский, Кривоарбатский, Сивцев Вражек.

Современники поставили памятник Булату Окуджаве рядом с домом, где он родился. Памятник воссоздает «кусочек арбатского двора», который так часто фигурировал в произведениях барда. 

 

 

 

Среди современных достопримечательностей Арбата - стена дома № 37/2 - сохранившейся старинной усадьбы Хованского, названная стеной Цоя.

 

После гибели известного рок-певца в августе 1990 г. фанаты Виктора Цоя исписали стену надписями и цитатами из песен группы «Кино». С тех пор здесь оставляют надписи в память о нем многочисленные поклонники. Надписи продолжают появляться также и на других подходящих стенах и оградах Кривоарбатского переулка.

 

По соседству со стеной Цоя (дом №35) расположен Центральный Дома Актёра имени А.А. Яблочкиной, знаменитый своими капустниками и посиделками. ЦДЛ переехал в дом на Арбат после пожара, лишившись прежнего здания на Тверской.

 

По своему уникален Музей телесных наказаний в Москве в доме 25/36.

 

Посмотреть достопримечательности улицы можно вместе с нами в обзоре «Прогулка по Арбату»

 

Рассказ об Арбате был бы не полным, если не сказать об уникальных памятниках архитектуры в арбатских переулках.

 

В Староконюшенном переулке находится деревянный дом в резных узорах, построенный в 1871-1872 гг. архитекторами Д. Люшиным и А.Л. Гуном для известного предпринимателя А. Пороховщикова. Проект особняка получил премию на Всемирной выставке в Вене как олицетворение русского стиля. 

 

В Кривоарбатском переулке расположился известный памятник архитектуры  - дом-цилиндр Мельникова. Одноквартирный жилой особняк, построенный в 1927 – 1929 годах по проекту советского архитектора Константина Мельникова, стал шедевром архитектурного авангарда.

 

В Малом Власьевском переулке расположено сразу два музея - Музей-квартира М.В. и А.А.Мироновых и А.С.Менакера и Музей уникальных музыкальных смычковых инструментов.

 

В Калошином переулке находится Московский Драматический театр имени Рубена Симонова.

 

С 1 по 6 октября улица будет отмечать свой юбилей. Старый Арбат, которому исполнится 520 лет, нарядным и обновленным будет встречать гостей. К юбилею внешний вид главной пешеходной улицы Москвы изменится. На фонарных столбах планируют разместить 30 металлических двусторонних стендов с историческими фотографиями зданий и портретами выдающихся жителей Арбата. Изображения архитектурных объектов будут располагаться напротив самих строений, чтобы имелась возможность сравнить то, как выглядело здание много лет тому назад и сейчас. 

 

В эти дни можно будет бесплатно посетить арбатские музеи и встретиться с известными людьми, проживающими на этой улице. Вход будет бесплатным в выставочных залах государственного музея А.С. Пушкина, культурном центре «Дом-музей Марины Цветаевой», московском выставочном зале «Галерея А3», а также мемориальной квартире А.С. Пушкина, Андрея Белого, мемориальном музее А.Н. Скрябина.

 

Главное событие праздника - театрализовано-концертная инсталляция «История Арбата – история Москвы» пройдет 5 октября. Пешеходную улицу разделят на пять тематических площадок, посвященных знаковым событиям в период с XVII по XXI век, границы каждой из площадок будут под охраной государевых стрельцов, гренадеров, драгунов, гусаров и кадетов.

 

Программа праздничных культурно-массовых мероприятий включает фотовыставки «Ах, Арбат, мой Арбат!» и «Взгляд Арбата», встречи и творческие вечера известных жителей Арбата, специальные экскурсионные программы, показ фильмов об Арбате и его знаменитых жителях, краеведческие квесты, презентации книг об Арбате, музыкально-световые шоу и многое другое.

 

Поделиться ссылкой:
Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарии, Вы можете войти на сайт, в том числе через Ваши социальные сети.

Нет комментариев к данной странице

Вы можете отмечать объекты, где были () и будете (), кликнув по серой иконке и отменять отмеченное, кликнув по цветной иконке.