Искать что?
Искать где?
Искать везде
При выделении нескольких категорий объектов, удерживайте Ctrl
Искать как?
Быстрый поиск
Помощь в поиске
Мы в социальных сетях:
RSS

400 лет со дня освобождения от польско-литовской интервенции.

«…Чтоб трон поправить царский
И вновь царя избрать,
Тут Минин и Пожарский
Скорей собрали рать.
И выгнала их сила
Поляков снова вон,
Земля же Михаила
Взвела на русский трон…»
А. К. Толстой.

 

4 ноября 2012 года Россия будет отмечать 400-летие освобождения Москвы от польско-литовских интервентов. В честь значимого для Руси события день 22 октября (4 ноября) по повелению первого русского царя Михаила Федоровича и благословению отца его, митрополита, впоследствии патриарха, Филарета, был установлен как праздник Казанской иконы Божьей Матери. С 1649 года указом царя Алексея Михайловича праздник иконы Казанской Божьей Матери объявлялся государственным праздником по всей России. С новым названием - День народного единства - праздник вернулся в современное общество в 2005 году.

В конце XVI - начале XVII века на долю Руси выпали тяжкие испытания. Этот временной отрезок получил название Смутного времени. Со смертью последнего Рюриковича – сына Ивана Грозного бездетного Федора в январе 1598 г., в стране начались боярские заговоры и интриги, борьба за власть. А среди крестьян и простого люда широко распространялся грабеж, разбой и насилие. Этому способствовали неурожайные 1601 - 1603 годы, когда отчаявшиеся и оставшиеся без средств существования люди, сбивались в банды и шайки, тем самым, способствуя всеобщему хаосу.


Недовольство в стране нарастало и поползли слухи, что убитый в Угличе царевич Дмитрий, младший сын Ивана Грозного от Марии Федоровны Нагой, жив. Отправленный регентским советом в Углич вместе с матерью, он был зарезан подданными 15 (25) мая 1591 г., присланными надзирать за опальной семьей. Официальная версия комиссии, расследовавшей смерть царевича, однозначна – погиб в результате несчастного случая, играя «в тычку». К тому же в 1601 году в Польше появился человек, утверждавший, что якобы он и есть спасенный царевич Дмитрий.

 

Заручившись поддержкой Сигизмунда III, приняв тайно католичество, с отрядом шляхтичей-добровольцев, новоявленный царевич вступил в пределы России. Так весной 1605 года в России объявился чудом спасшейся сын Ивана IV Грозного царевич Дмитрий, впоследствии получивший прозвище самозванца Лжедмитрия I (в действительности беглый монах кремлевского Чудова монастыря Григорий Отрепьев). В своем царствовании коронованный самозванец ориентировался на Польшу, тем самым способствовал замаскированной интервенции Речью Посполитой русского государства. Разоблаченный князем Василием Шуйским, Лжедмитрий был убит в 1606 году, останки его были сожжены, а пепел развеян выстрелом из пушки над Красной площадью, в сторону Польши, откуда он пришел.

 
Прецедент был создан, и в 1608 году объявился новый самозванец Лжедмитрий II, или «тушинский вор» (это прозвище было дано по названию села Тушино, где стояли его отряды на подступах к Москве). Предваряло его появление восстание народа в 1606-1607 годах под предводительством Ивана Болотникова, когда недовольные правлением В. Шуйского холопы, крестьяне, казаки и часть дворянства решили восстановить на престоле «законного царя Дмитрия» (Лжедмитрия II - самозванца в квадрате). Этой ситуацией не преминул воспользоваться польский король Сигизмунд III, продолжая скрыто вмешиваться во внутренние дела страны против правительства Шуйского и стремящийся посадить на российский трон своего сына Владислава.

 

Начался второй этап замаскированной агрессии Речи Посполитой против России. Основные военные силы Лжедмитрия II состояли из отрядов польско-литовских магнатов. Осенью 1608 года были захвачены и разграблены русские города Ростов, Суздаль, Кострома, Владимир. Грабежи, насилие, непомерные денежные и натуральные сборы, которыми сопровождался захват русских территорий, вызвали патриотический подъем и рост национально-освободительной борьбы населения Поволжья и Беломорского поморья. И в 1609 году территория Верхнего Поволжья и Заволожья были освобождены от тушинских шаек при непосредственном участии войск под командованием Михаила Скопина-Шуйского (племянника В. Шуйского). Неудачи двух самозванцев и нестабильное положение правительства Василия Шуйского привело к открытой польской интервенции против Руси.

 

В сентябре 1609 г. польские войска под предводительством короля Сигизмунда III осадили город Смоленск. Героическая оборона длилась почти в течение двух лет, и 3 июня 1611 года город пал. А в это время в Москве недовольные властью дворяне, свергли В.Шуйского и призвали на царский трон Владислава сына польского короля. В ожидании нового царя, было сформировано переходное правительство, во главе с Мтиславским, получившее название «Семибоярщина». В ночь на 21 сентября (4 октября)1610 г. польские войска вступили в столицу при открытой поддержке боярского правительства. Фактически состоялась добровольная передача власти неприятелю.

 

Присяга на верность Владиславу боярской олигархией вызвала недовольство у патриотически-настроенной части общества, и в январе 1611 года дворянин Прокопий Ляпунов на Рязанской земле создает первое ополчение. Выступление в апреле 1611 года к Москве и осада города прошли неудачно. Возникающие разногласия между дворянами и казаками, а позже и убийство в июне 1611 года П. Ляпунова, спровоцировало самороспуск ополчения. Падение Смоленска и развал ополчения дали надежду польскому королю Сигизмунду III на русский престол. Король объявил, что он сам будет Московским царем, а Россия станет частью Речи Посполитой. Но планы польского короля так и остались его мечтами.


Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде начинается сбор средств на организацию нового ополчения. Во главе второго ополчения встали Нижегородский земской староста Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Невысокого происхождения, но набожный, энергичный и большой патриот, Кузьма Минин всем сердцем откликнулся на призыв патриарха Гергемона бороться за освобождение страны. Собирая средства на ополчение, он фактически стал инициатором его создания. Командующим второго ополчения был избран князь Дмитрий Пожарский, потомок Рюриковичей, в то время лечившийся от тяжелых ран в нижегородском имении. Князь имел успешный опыт ведения военных операций, был верен государственным интересам и преданно служил и Борису Годунову, и Василию Шуйскому, и позже избранному Михаилу Романову. Авторитеты этих двух людей в обществе были высоки. Оба они имели одинаковые взгляды на положение дел в стране и предстоящие задачи, ни тот ни другой не запятнали себя позорными связями с самозванцами, интервентами и изменниками. В полном согласии и единении они встали во главе ополчения. Имена Минина и Пожарского слились в одно целое. Через 200 лет это единение имен, умов и сердец найдет свое воплощение в камне. Памятник от благодарной России скульптора И. Мартоса изображает момент, когда Кузьма Минин передает старинный меч раненому князю Пожарскому, символизирующей единство обоих героев.

 

 

 


Весной 1612 года второе ополчение под командованием князя Д.Пожарского выступило к Ярославлю, где было сформировано новое правительство «Совет всея Земли». По пути следования к Москве, ополчение набирало силу и крепло, получая поддержку от русских городов и пополняясь за счет вступивших. В июле войско подошло к Москве, где соединилось с остатками первого ополчения.На помощь к осажденным в Москве полякам с двенадцатитысячным войском выступил Я.-К. Ходкевич. Чтобы преградить путь противника в Кремль, Пожарский встал лагерем на левом берегу у Крымского двора. Главные же силы были распределены на самых ответственных участках — в районе Арбатских, Тверских и Никитских ворот, правый и левый фланги — у Петровских и Чертольских ворот под прикрытием отрядов ополчения. Все войско насчитывало не больше 10 000 человек, включая отряд из 2 500 казаков руководителя Первого ополчения князя Дмитрия Трубецкого


21 августа (3 сентября) неприятель подошел к городу и остановился на Поклонной горе. В ночь на 22 (4 сентября) августа, перейдя бродом Москву-реку напротив Новодевичьего монастыря, противник стал готовиться к наступлению. Главный удар планировалось нанести в районе Чертольских ворот, чтобы соединиться с отрядом поляков, засевшим в Кремле. В свою очередь Пожарский укрепил район Новодевичьего монастыря конным отрядом, а пешими войсками - Земляной Вал. Начавшиеся 22 (4 сентября) августа сражение, длилось около семи часов и закончилось отступлением ополченцев к стенам Белого города. Находившиеся в Кремле, вражеские войска пытались атаковать русских с тыла, но безуспешно.

 

В это время отряд Трубецкого и конный отряд из войска Пожарского, переправившись вброд через Москву-реку, нанесли удар по флангу польского войска. Внезапное наступление решило исход боя. Вражеские войска отступили на Воробьевы горы. Началась подготовка к новому сражению, которое состоялось на рассвете 24 августа (6 сентября). Сражение шло с переменным успехом, но закончилось победой русского войска. Отступившие остатки польского войска вернулись к Воробьевым горам, а позже отошли к Можайску. Но победа не была окончательной. Предстояло еще овладеть Кремлем и Китай-городом, где еще находились поляки.

 
Осажденные поляки, рассчитывающие на помощь извне, на предложение сдаться 15 сентября 1612 года ответили отказом. По приказу Пожарского ополчение приступило к осаде. 22 октября (4 ноября) ополчением под предводительством Д. Пожарского штурмом взяли Китай-город. С иконой Казанской Божьей Матери, явленной в 1579 году, Д.Пожарский вошел в Китай-город. В руках поляков остался только Кремль. Но 26 октября (8 ноября), доведенный до отчаяния голодом и отсутствием боеприпасов, гарнизон Речи Посполитой капитулировал. Войско Сигизмунда III, направлявшееся на подмогу, повернуло обратно. Утром 1 ноября 1612 по случаю победы состоялся благодарственный молебен, Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин во главе ополчения торжественно вступили в Кремль. К ногам победителей поляки сложили королевские знамена. Столица была освобождена.


Но до окончания польской интервенции оставалось еще несколько лет. Только в декабре 1618 года после неудачного похода в Россию королевича Владислава было заключено Деулинское перемирие сроком на 14,5 лет.

 

Однако освобождение Москвы от польско-литовских интервентов имело большое значение в истории русской государственности. В январе-феврале 1613 года Земским собором, куда входили представители всех сословий (в том числе казаки, стрельцы, крестьяне), был избран царем 16-летний Михаил Федорович Романов, положивший начало царской династии Романовых. Изгнание поляков из столицы стало переломным моментом в войне с Речью Посполитой и вселяло надежду на полное освобождение от захватчиков. История создания второго ополчения наглядно показывает, что только в единстве, презрев условности положения в обществе, несмотря на происхождение и национальность, русские люди, воодушевленные патриотами Отечества, без участия власти как таковой, сами решили судьбу страны и государства. Воевать шли не за царя, шли воевать за землю, и они победили.


Главным памятником тех исторических событий, безусловно, является Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому, первый памятник, установленный не в честь государя, а в честь народных героев.

 

 

 

 


20 февраля 1818 года на Красной площади благодарные потомки в присутствии императора Александра I и императрицы Елизаветы Алексеевны торжественно открыли памятник гражданину Минину и князю Пожарскому. Средства для него собирались по всенародной подписке. Памятник скульптора И. Мартоса, профессора императорской Академии художеств в Петербурге, высотой 8.8 метров был установлен посередине площади напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа). Первоначально установку планировали в 1812 году к 200-летию освобождения Москвы, но вторжение Наполеона помешало этому.

 

На высоком пьедестале гражданин Кузьма Минин вручает князю Дмитрию Пожарскому старинный меч, призывая его, встать во главе народного ополчения. Принимая одной рукой меч, князь второй рукой опирается на щит с изображением лика Спаса Нерукотворного. С двух сторон постамента выполнены художественные барельефы, изображающие два основных момента Второго народного ополчения. Впереди горельеф рассказывает о гражданском подвиге, когда патриоты Отечества жертвовали имуществом и самым дорогим – своими детьми на благо Родины.

 

 

 

 

 

Горельеф задней части постамента показывает военный подвиг князя Пожарского, изгнавшего поляков из Москвы.

 

 

 

 

 

В советские годы памятник не подвергся тотальному разрушению, в 1931 году состоялся только перенос его с центра Красной площади к Собору Василия Блаженного, дабы не мешать прохождению военной техники во время парадов.


В память об освобождении Москвы на средства Д.Пожарского на Красной площади возведен Храм в честь иконы Казанской Божьей Матери. Один из самых почитаемых храмов столицы, сооружен в 1635-1637 гг. на месте сгоревшей деревянной церкви, выстроенной в 1626-1630 гг. На восстановление храма государь выделил «царский кирпич» от строившегося дворца в Кремле. За два «лета» собор был построен. В присутствии царя Михаила Фёдоровича и князя Пожарского в 1636 году храм был освящен Патриархом Иосифом.

 

 

 

 

 

Святая икона Казанской Божьей Матери, бывшая в войсках Пожарского при освобождении Москвы, была перенесена из Успенского собора (по другим источникам икона была в приходской церкви князя Пожарского - Введения Пресвятой Богородицы во Храм, что на Лубянке (Сретенке), где в честь иконы устроили особый придел) в новый храм и стала главной его святыней.


С момента постройки храм был одним из самых почитаемых московских церквей, и являлся одним из центров духовной и городской жизни. Именно в нем осенью 1812 года служили молебен о спасении Отечества, на котором присутствовал М.И. Кутузов, и здесь же в июле 1918 года прихожане Казанского собора слушали проповедь патриарха Тихона о расстреле императора Николая II.


С приходом к власти большевиков Казанский собор постигла печальная участь многих христианских святынь. В 1936 году советское правительство принимает решение о разборке храма и возведении на его месте павильона III Интернационала. Рядом с павильоном находился общественный туалет. Исправляя ошибки прошлого, в 1988 г. было принято решение о необходимости восстановления собора. 4 ноября 1990 года на месте разрушенного храма был заложен первый камень вновь воссоздаваемого собора, и через три года 4 ноября 1993 г. восстановленный храм был торжественно освящен Патриархом.Алексием II.


Еще один храм в память о победе над войском Речи Посполитой князь Пожарский построил в своей вотчине на берегу реки Яузы (ныне район Южное Медведково). Храм Покрова Богородицы, воздвигнутый в 1640 году, на месте войскового молебна перед битвой за Москву, пережил разные периоды отечественной истории и до сегодняшнего времени служит напоминанием о подвиге Д.Пожарского и его героических сподвижниках.

 

 

 

 


Своего рода памятником избавления от польско-литовской интервенции является Храм Казанской иконы Божией Матери в селе Коломенском (ныне музей-заповедник "Коломенское"). В этом месте в 1610 году стоял отряд шляхтича Я.П.Сапеги, помогавшего Лжедмитрию II. Деревянный храм был возведен в 1630 году по обету, данному царем Михаилом Федоровичем в честь победы над захватчиками. Существующее кирпичное здание храма было построено во время царствования Алексея Михайловича в начале 1650-хгг к 100-летию присоединения Казани к Московскому государству.

 

 

 

 


Историческим памятником той эпохи, безусловно, можно назвать Сретенский монастырь. Основанный в 1397 году, монастырь не раз становился центром различных исторических событий, происходивших в стране. В Смутное время весной 1611 года близ Сретенского монастыря происходили жаркие битвы между русскими дружинами, первый раз подступившими к Москве, и польскими интервентами. В одном из таких боев в марте 1611г. Д.Пожарский получил тяжелое ранение. Первая помощь князю была оказана в стенах монастыря. Здесь же в Сретенском монастыре располагался штаб народного ополчения под руководством Минина и Пожарского. А после освобождения Москвы в 1613 году москвичи крестным ходом из Сретенского монастыря встречали нового царя Михаила Романова с его матерью инокиней Марфой.

 

 

 

 

 

Еще одним безмолвным свидетелем тех лихих лет и оплотом веры была Троице-Сергиева Лавра. В августе 1612 года, спустя полгода после длительной осады польско-литовских войск, отряды ополчения подошли к Лавре. Четыре дня простояли ополченцы в Сергиевом Посаде. 18 августа, после получения тревожных известий о продвижении новых польских войск к Москве, ополчение выступило. Провожая воинов, окропляя их святой водой, иноки Троице-Сергиевой Лавры напутствовали словами: «С вами Бог и великий чудотворец Сергий на помощь, не посрамите веру Православную, не посрамите землю Русскую».


Рукотворных памятников событиям и историческим героям польско-литовской интервенции незаслуженно мало. В России нет ни одного музея Народного ополчения 1611-1612 гг., подобного панораме Бородинского сражения. Не очень много книг и пьес, теле- и кинофильмов, которые бы в доходчивой, популярной форме объяснили народу, что же на Русской земле в Смутное время случилось. Представить некоторые эпизоды тех событий можно по живописным полотнам и книгам.

Это картины: 
Скотти М. И. Минин и Пожарский. 1850
Песков М. И. Воззвание Минина к нижегородцам в 1611 году. 1861
Репин И. Е. Кузьма Минин. 1894. Эскиз
Маковский К. Е. Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям. 1890-е
Нестеров М. В. Гражданин Минин. 1905 Эскиз


В художественной литературе события 1611—1612 года описываются в популярных исторических романах М. Н. Загоскина «Юрий Милославский, или русские в 1612 году» (1829), «Рославлев, или русские в 1612 году» (1830), «Димитрий Самозванец» (1829) Булгарина. Д. Евдокимов «Дмитрий Пожарский» исторический роман.

 

В 1939 году на экраны вышел советский исторический художественный фильм «Минин и Пожарский».

В богатом на юбилейные даты 2012 году, когда отмечаются 1150-летие зарождения российской государственности, 200-летие победы в Отечественной войне 1812 года, 400-летие со дня мученической кончины и 100-летие прославления Патриарха Гермогена в лике святых, 150-летие со дня рождения П.А. Столыпина, славная дата 400-летия освобождения Москвы народным ополчением 1612 года и восстановления российской государственности является ярким событием в истории Отечества. Отдавая дань памяти тем годам, по всей стране и в столице прошли, и еще будут проходить праздничные мероприятия.

  
С 25 по 30 июня 2012 года состоялся Международный молодежный поход «Дорогами мужества и стойкости. Дорогой народного ополчения 1612 года», в котором приняли участие школьники и студенты России и стран СНГ, воспитанники кадетских корпусов, ветераны Великой Отечественной войны и боевых действий. Маршрут прошел по городам: Москва – Суздаль - Владимир - Нижний Новгород – Балахна – Пучеж – Юрьевец - Кинешма – Иваново – Кострома – Ярославль – Ростов – Переславль-Залесский - Сергиев Посад – Ногинск – Москва. Основной целью этого похода было посещение памятных мест, связанных с историей народных ополчений во времена Смуты.


6-8 июля 2012 года в музее-заповеднике "Коломенское" прошел фестиваль реконструкций "Времена и эпохи. Московское царство». Основным событием фестиваля стало захватывающее зрелище - инсценировка Московской битвы 1612 года между ополчением Минина и Пожарского и польскими завоевателями, когда сошлись в бою гайдуки шляхты и войска второго народного ополчения, донские казаки, московские городовые стрельцы. За 3 дня, что проходили конные состязания, казачьи бои и мастер-классы по фехтованию, в Коломенском побывало около 195 тыс. жителей и гостей столицы. В фестивале приняли участие около 1300 реконструкторов и мастеров старинных ремесел из 31 города Российской Федерации и 13 зарубежных стран.


22 сентября 2012 года в селе Гребнево Щелковского района Московской области был освящен закладной камень в основание будущего памятника русскому политическому и военному деятелю, руководителю первого народного (земского) ополчения Дмитрию Тимофеевичу Трубецкому и казакам. Мероприятия проходили в дни, когда 400 лет назад в 1612 году произошло объединение войск первого и второго народных ополчений для общей борьбы против польских интервентов. Тогда же было создано новое общеземское правительство, возглавляемое князем Пожарским, князем Трубецким и гражданином Мининым. Церемония закладки камня прошла при участии Гребневских казаков и приглашенных из других казачеств, духовенства, местных жителей и администрации.

 
В преддверии юбилея 1 октября сего года из Нижнего Новгорода на Москву вышел Всероссийский крестный ход «Память благодарных потомков», посвященный 400-летию победы нижегородского ополчения и благополучно достиг Москвы 14 октября в праздник Покрова Пресвятой Богородицы. С иконами, хоругвями, под знаменами державной символики, с православными песнопениями крестоходцы встали у знаменитого памятника «Гражданину Минину и князю Пожарскому», затем проследовали к храму Казанской Божией Матери, продолжился крестный ход до Иверской часовни у Воскресенских ворот на Красной площади, где состоялся краткий молебен.


24 октября в зале Федеральных архивов на Пироговке открылась историко-документальная экспозиция, приуроченная к празднованию 400-летия победы народного ополчения в 1612 году. На обозрение выставлены около 300 уникальных экспонатов из десяти хранилищ страны: документы Первого и Второго ополчений, двух Лжедмитриев, польского короля Сигизмунда, его сына королевича Владислава, грамоты, карты, мундиры, оружие и доспехи, монеты и медали, святыни ополчения.


В День народного единства в партерной части Ростокинского акведука (расположен в районе ВДНХ над рекой Яуза, параллельно Проспекту Мира) будет открыт памятник в честь освобождения Москвы от польской интервенции в 1612 году. Новый памятник, проект авторского коллектива под руководством народного художника России Андрея Ковальчука, представляет собой мемориальную гранитную колонну шатровой формы высотой в восемь метров, стоящую на небольшом пьедестале. Сверху темно-коричневая колонна должна венчаться гербом России - двуглавым орлом, отлитым из бронзы. Нижняя часть колонны по окружности будет оформлена рельефными изображениями сцен 1612-го года - Минин и Пожарский, шатры русских войск у Яузы, поход воинов-ополченцев, стены Кремля, патриарх Гермоген. Установленная памятная стела должна быть хорошо видна с проспекта Мира. Выбор места установки памятника не случайный. По мнению историков, в 1612 году в Ростокине, на пересечении Яузы и Троицкой дороги - сегодня это Проспект Мира — располагался первый путевой стан ополчения Минина и Пожарского. Отсюда войско двинулось на штурм Китай-города, в результате которого Москва была освобождена от польских интервентов.


С 4 по 8 ноября 2012 года в Москве в центральном выставочном зале «Манеж» по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла пройдет одно из центральных событий празднования Дня народного единства в России - XI Церковно-общественная выставка-форум «Православная Русь - ко Дню народного единства». На выставке будут подведены итоги Всероссийского открытого конкурса на лучшее архитектурно-скульптурное решение памятника Святейшему Патриарху Гермогену. Главной святыней нынешней выставки станет Казанская икона Божией Матери, которая будет доставлена из Казанского кафедрального собора Санкт-Петербурга в Москву. После Божественной Литургии, которая состоится в Успенском соборе Кремля 4 ноября, икона будет принесена на выставку-форум в ЦВЗ «Манеж».


К 400-летию победы России над поляками в Теплом Стане на ул. Островитянова 1-2 возведут храм в честь Казанской иконы Божьей Матери в традициях владимирско-суздальской храмовой архитектуры, рассчитанный на 300 прихожан. Торжественная закладка храма в честь Казанской иконы Божией Матери состоялась 16 сентября 2012года. В специальную нишу был заложен камень, а также капсула с подробным рассказом об истории созидания церкви. Благодаря настоятелю строящегося прихода, для верующих, возведена временная деревянная церковь, где проходят богослужения.


Еще один строящийся храм на улице Осенняя вблизи д. 33К3 призван напоминать о спасении нашей Родины от иноземного вторжения в Смутное время и самоотверженных героях 1612 года. Храм посвящен священномученику Ермогену, Патриарху Московскому и всея Руси. Заточенный в темницу поляками патриарх, своими воззваниями призывал русский народ бороться за свободу своей страны. Под его благословением было сформировано ополчение Минина и Пожарского, освободившего столицу.


В рамках празднования Дня народного единства 4 ноября с 12.00 до 14.00 в ПКиО "Фили" пройдет праздничный концерт «Славься, Русь моя!» В концерте участвуют ансамбли звонарей. Для всех желающих будет проведен мастер-класс по обучению игре на звоннице.

 

День народного единства для человека религиозного, безусловно, связан с праздником Казанского образа Богородицы. Для обычных граждан этот праздник - память о великой победе нашего народа над врагами Отечества в смутные для России времена. Но для тех и других этот праздник несет определенную смысловую нагрузку – 4 ноября не просто день памяти события - освобождение Кремля от иноземных войск, а момент единства, благодаря которому русский народ вышел из тяжелого политического и духовного кризиса.

Поделиться ссылкой:
Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарии, Вы можете войти на сайт, в том числе через Ваши социальные сети.

Нет комментариев к данной странице

Вы можете отмечать объекты, где были () и будете (), кликнув по серой иконке и отменять отмеченное, кликнув по цветной иконке.