Искать что?
Искать где?
Искать везде
При выделении нескольких категорий объектов, удерживайте Ctrl
Искать как?
Быстрый поиск
Помощь в поиске
Мы в социальных сетях:
RSS

140 лет Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду

9 февраля исполняется 140 лет со дня рождения великого русского советского режиссёра, педагога и актёра Всеволода Эмильевича Мейерхольда.

 

Мероприятия, приуроченные к юбилею  новатора и создателя методики, получившей название "биомеханика", начались в театральном обществе уже в январе. Основные торжества запланированы на 10 - 15 февраля в Центре им. Мейерхольда. 10 февраля пройдёт публичное представление новой пьесы драматурга Елены Геминой, написанной на основе биографии мастера специально по заказу Центра имени Вс. Мейерхольда, 11 февраля состоится открытие Мейерхольдовской конференции. 

 

15 февраля в ЦИМе пройдет фестиваль с обширной программой "Я – Мейерхольд". Фестиваль откроет мультимедийная выставка "Мейерхольд и Родченко". Продолжит программу театральный альманах "Я – Мейерхольд" с участием театров Москвы и Санкт-Петербурга, в которых проходят реформы и перемены.

 

Фестиваль ставит перед собой задачу поговорить и обсудить проблемы сегодняшнего театра через призму взглядов и представлений Вс. Мейерхольда, дать оценку преемственности традиций мейерхольдовского театра в современном искусстве, а, главное, вспомнить яркую личность и выдающегося режиссера В.Э. Мейерхольда. 

 

Увлечение театром началось у маленького Карла Теодора Казимира Мейергольда, а именно такое имя получил при крещении по лютеранскому обычаю, Мейерхольд, началось в раннем детстве. Первый сценический опыт мальчик получил на домашней сцене, играя в любительских спектаклях вместе с братьями и сестрами. Любовь к театру с годами только крепла, и Карл стал постоянным участником драматического кружка под руководством Д.С.Волкова во время обучения во 2-й Пензенской мужской гимназии. Окончив полный курс гимназии в 1895 году, Карл Мейергольд поступил на юридический факультет Московского университета.

 

Сын владельца водочного завода, выходца из Германии, лютеранина, Карл Теодор Казимир Мейергольд в этом же году принял православие, сменив собственное имя на Всеволод в честь своего кумира писателя В.М.Гаршина. Тогда же юноша отказался от германского подданства, а в русский паспорт согласно рекомендациям грамматики Грота фамилия была вписана как "Мейерхольд".

 

Спустя год Мейерхольд поступает на 2-й курс музыкально-драматического училища Московского филармонического общества в класс Вл. И. Немировича-Данченко. Театральная карьера Вс. Мейерхольда началась в 1898 году, когда выпускник драматического училища стал артистом Московского Художественного театра

 

Это было время, когда режиссёр К.С. Станиславский и драматург В. И Немирович-Данченко, после исторической встречи в ресторане "Славянский базар", открыли  новый общедоступный театр. Основу труппы театра составили ученики Немировича-Данченко - И. М. Москвин, О. Л. Книппер, М. Г. Савицкая, В. Э. Мейерхольд и др. Театр открылся постановкой трагедии Алексея Толстого "Царь Фёдор Иоаннович", где Всеволод Мейерхольд сыграл Василия Шуйского, за которой последовало еще 17 ролей. 

 

4 года труппа давала спектакли в арендованном театре Я. В. Щукина "Эрмитаж", сада "Эрмитаж" в Каретном Ряду. Театру требовалось новое помещение, для строительства которого было создано товарищество на паях. Мейерхольд не попал в число актеров-пайщиков, и в 1902 году, когда для театра перестроили здание в Камергерском переулке, он покинул труппу.

 

В этом же году, увлекшись модернистским театром, Мейерхольд становится во главе "Товарищества новой драмы" в г. Херсон и начинает собственную режиссерскую деятельность. 

 

В 1905 году Станиславский, который задумал открыть Театр-студию в Москве, пригласил Мейерхольда для совместной работы. Однако, из-за возникших разногласий между ними, мэтр отказался от сотрудничества с Мейерхольдом, а студия была закрыта.

 

А в 1906 году по приглашению Комиссаржевской Мейерхольд переехал в Санкт-Петербург и на 2 года стал главным режиссером её собственного Драматического театра. 

 

К моменту Октябрьской революции 43-х летний Всеволод Мейерхольд занимал пост главного режиссера обоих Императорских театров: драматического Александринского и оперы и балета - Мариинского. Деятельность в театрах, он одновременно совмещал с экспериментами в кабаре, кинематографе и литературе. К этому времени Мейерхольд был популярен и известен, но в основоположники нового театра его вывела Октябрьская революция.

 

События 1917 года Мейерхольд принял с одобрением и заявил о готовности сотрудничать с новой властью. Он верил, что со сменой строя, для него, как режиссера и актера откроются новые возможности. В 1918 году Мейерхольд вступил в ВКП(б), недолго возглавлял ГКО Наркомпроса. 

 

После переезда советского правительства в Москву, Мейерхольд тоже вернулся в столицу. Здесь в 1920 году он создал театр под названием Театр РСФСР 1-й, при котором в 1921 году организовал Высшие режиссерские мастерские. Театр РСФСР занял помещение на углу нынешних Тверской улицы и Триумфальной площади. В этом здании с начала XX века, друг друга сменяли творческие коллективы. Первоначально здесь располагался  театр "Буфф-миниатюр", позже - театр лёгкого жанра Зон, потом подошла очередь Театра РСФСР. Постановки нового театра отвечали провозглашенному Мейерхольдом еще в 1918 году курсу "Театральный Октябрь", основные задачи которого были служение революции и полное обновление сценического искусства. 

 

На базе режиссерских мастерских в 1922 году был создан Государственный институт театрального искусства (ГИТИС) с собственным театром. В 1923 году театр ГИТИСа был официально переименован в Театр имени Всеволода Мейерхольда (ТИМ), с 1926 – Государственный театр имени Всеволода Мейерхольда (ГОСТИМ). Актеры театра проходили обучение по специально разработанной Мейерхольдом системе – "биомеханике", когда актер должен играть не характер и эмоции, а образ нового человека, у которого эмоциональная правда передается через точно найденное движение и верную интонацию.

 

10 лет Театр имени Вс. Мейерхольда располагался в том же здании на Триумфальной площади, где с большим успехом шли спектакли мастера: "Мистерия-буфф" Маяковского, "Ревизор", "Горе уму" (по комедии А.Грибоедова "Горе от ума") и другие. 

 

В 1932 году ГОСТИМ переехал в помещение нынешнего театра им. Ермоловой, а прежнее здание Мейерхольд решил перестроить по последнему слову техники с единым пространством сцены и зрительного зала. Планы художественного руководителя театра не осуществились. Перестройка здания была приостановлена в связи с арестом Мейерхольда, а позже возобновилась по проекту Д. Н. Чечулина и К. К. Орлова. Не построенный театр  Мейерхольда в 1940 году стал концертным залом им. Чайковского. В 1938 году в недостроенном еще здании театра открылась станция метро "Маяковская".

 

Театр Мейерхольда просуществовал 15 лет, за это время ГОСТИМ поставил 26 пьес, большая часть из них принадлежала современным советским авторам: Маяковский, Файко, Эрдман, Эренбург, Олеша, Герман и другим.

 

И тем не менее во второй половине 1930-х в прессе появились статьи о "мейерхольдовщине", где его обвиняли в тайном пристрастии к буржуазному искусству, враждебному советской действительности. Началась откровенная травля Мейерхольда в прессе с призывами "разоблачить" и "вывести на чистую воду", далее последовали отречения учеников и запреты новых постановок.

 

На спектакле "Дама с камелиями" 7 января 1938 г. в числе зрителей присутствовал И.В. Сталин, который в постановке разглядел стремление к обеспеченной жизни и измену патриотическому искусству. На следующий день состоялся последний спектакль в истории театра Мейерхольда – 440-е представление "Ревизора", и театр был закрыт, как "враждебный советскому искусству". 

 

Мейерхольда приютил Станиславский в руководимом им Оперном театре. Перед смертью великий режиссер, сделал все, чтобы главным режиссером Оперного театра имени К.С. Станиславского стал Мейерхольд, но возглавить театр не удалось. В этой должности Мейерхольд проходил по тюремным документам. 

 

Всеволод Мейерхольд, переехав в Москву, вначале поселился на Новинском бульваре. Сюда в 1921 году к 47-летнему знаменитому режиссеру, отцу трех взрослых дочерей, пришла жить юная Зинаида Райх. В эту женщину Мейерхольд влюбился страстно и до беспамятства, хотя был старше ее на 20 лет. Из-за безумной любви распался первый брак Мейерхольда с Ольгой Мунт, с которой он прожил четверть века. 

 

Из тесного и скученного дома на Новинском в 1928 году Мейерхольд переехал в кооперативную квартиру "Дома артистов" в Брюсов переулок. Здесь у каждого появилась своя комната – у художественного руководителя ГОСТИМА – кабинет, у его жены – ведущей актрисы театра Зинаиды Райх – гостиная, а у двоих детей жены от первого брака с Сергеем Есениным – по комнате. 

 

Дом в Брюсовом переулке был построен архитектором И. И. Рербергом, который сам здесь и проживал. Среди других известных жильцов дома артисты И. Н. Берсенев, С. В. Гиацинтова, А. П. Кторов, балерины В. В. Кригер, М. Т. Семёнова, балетмейстер В. Д. Тихомиров. Гостями Мейерхольда и Райх были Маяковский, пианисты Лев Оборин и Владимир Софроницкий, Дмитрий Шостакович, Андрей Белый, Николай Эрдман, Кузьма Петров-Водкин, Александр Родченко, Кукрыниксы, Илья Эренбург, актеры театра Мейерхольда Ильинский, Гарин, Самойлов, Плучек, ассистент Сергей Эйзенштейн и многие другие.

 

В советское время в переулке жили многие видные деятели культуры. Здесь расположены жилой дом артистов МХАТ (д. №19), построенный в 1928 году А.В.Щусевым, и жилой дом артистов ГАБТ, построенный тем же Щусевым, но в 1935 году. Уже позже, в 1953-1956 годы в переулке появился Центральный дом композитора.

 

В мае-июне 1939 года Мейерхольд готовил план выступления студентов института им. Лесгафта на параде физкультурников в Ленинграде. Для подготовки парада режиссер выехал в Ленинград. В свою квартиру в Брюсовом переулке он больше не вернулся. Вс. Мейерхольда арестовали 20 июня 1939 года на его ленинградской квартире. 

 

Спустя 24 дня после ареста мужа, в ночь с 14 на 15 июля 1939 года, в московской квартире в Брюсовом переулке была жестоко убита неизвестными Зинаида Райх. Преступников так и не нашли, да и вряд ли искали. Актрису похоронили  на Ваганьковском кладбище недалеко от могилы ее первого мужа - Сергея Есенина.

 

А в это время, этапированный из Ленинграда в Москву, Мейерхольд находился в застенках Лубянской тюрьмы. Месяцы следствия и пыток заставили режиссера признать предъявленные ему обвинения в измене родине. 1 февраля 1940 года Военная коллегия Верховного суда приговорила Мейерхольда как "шпиона английской и японской разведок" к расстрелу. 2 февраля в подвале здания на Лубянке приговор привели в исполнение. Мейерхольд так и не узнал, что его любимой жены, уже нет в живых. 

 

Место захоронения Мейерхольда долгое время оставалось тайной. Только в начале 1990-х годов стало известно, что расстрелянный режиссер был кремирован, а прах его захоронен в "Общей могиле № 1. Захоронение невостребованных прахов с 1930 г. – 1942 г. включ." на Донском кладбище. Новое Донское кладбище появилось в конце XIX века за южной стеной монастыря. До 1917 года здесь хоронили в основном интеллигенцию. В 1927 г. на кладбище соорудили первый московский крематорий. В период массовых репрессий 30-х годов сюда с Лубянки, из Лефортова и других мест свозили для кремации трупы казненных и замученных.

 

Реабилитация Мейерхольда была подписана 26 ноября 1955 года, а в начале 1960-х была реабилитирована и деятельность театра Мейерхольда.

 

В 1964 году внучка Всеволода Эмильевича Мария Валентей в память о великом родственнике на могиле Зинаиды Райх на Ваганьковском кладбище установила памятник. На мраморной плите высечен барельеф Мейерхольда и надпись: "Всеволоду Эмильевичу Мейерхольду и Зинаиде Николаевне Райх". Всерьез обеспокоенные соответствующие органы не заставили себя долго ждать. На вопрос, по какому праву М.Валентей установила памятник с такой надписью на могиле, где Мейерхольд не похоронен, она ответила: "А вы покажите мне, где он похоронен, – я там поставлю!"

 

В марте 1968 года на доме №12 в Брюсовом переулке была установлена памятная доска работы скульптора Н.Б. Никогосяна с надписью: "В этом доме в 1928-39 гг. жил выдающийся советский режиссер, народный артист РСФСР Всеволод Эмильевич Мейерхольд".

 

В квартире в Брюсовом переулке, где так трагично оборвалась жизнь Зинаиды Райх, в конце 1988 года было принято решение о создании мемориального Музея-квартиры - филиала Театрального музея им. А. А. Бахрушина. Открытию музея в 1997 году предшествовал долгий труд и кропотливая работа. Разделенную на две части квартиру №11 соединили в одну и на собранные средства восстановили облик 1930-х годов. В воссозданном мемориальном музее представлены подлинные экспонаты: фотографии, наброски, макеты, афиши, которые были собраны внучкой Мейерхольда и поступили из фондов Бахрушинского музея. Постоянная экспозиция "Мейерхольд - актёр. Актёр в театре Мейерхольда" знакомит посетителей с дореволюционным и советским периодами жизни и творчества Вс. Мейерхольда. 

 

В рамках празднования 140-летия Вс. Мейерхольда в в двух филиалах ГЦТМ им. А. А. Бахрушина подготовлена специальная программа мероприятий: 8 февраля в Музее-квартире В.Н. Плучека пройдет День памяти Вс. Э. Мейерхольда, 13 февраля  театральное представление "Поэт Кедров – поэту Мейерхольду" состоится в музее-квартире Мейерхольда. 

 

Поделиться ссылкой:
Комментарии (0)

Чтобы оставить комментарии, Вы можете войти на сайт, в том числе через Ваши социальные сети.

Нет комментариев к данной странице

Вы можете отмечать объекты, где были () и будете (), кликнув по серой иконке и отменять отмеченное, кликнув по цветной иконке.